Урок русского языка в 6 классе по теме Основные способы образования слов в русском языке


Урок русского языка в 6 классе . Тема « Основные способы образования слов»
Цели урока:
Обучающая: познакомить с основными способами образования слов в русском языке, сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав,.
Воспитывающая: воспитать чуткое отношение к слову, интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
Развивающая: развить навыки работы с информацией, самоконтроль
Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.
Этапы урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Повторение пройденного. Словарная работа.
Изучение нового материала (учащиеся на предложенных примерах делают выводы о способах словообразования).
Закрепление материала. Выполнение практических заданий по теме урока.
Подведение итогов урока делаем вывод о многообразии способов словообразования, об их значении)Домашнее задание.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование и материалы к уроку: учебник, тетрадь, таблицы каждому ученику, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словообразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал.
3. Словарная работа.
Интерьер, богатырь, паркет, реформа, ракета, атмосфера.
- Подберите синонимы к словам рефома- (преобразование), интерьер - (убранство). Самопроверка. Самооценка.
4. Обозначение темы урока и формулирование целей.
- Из двух слов слово и образование образуйте 1. Запишите. Что мы должны помнить? (о- соед гласная)
- Как же образовано это слово? Мы уже ответили на вопрос из новой темы.
- Запишите тему урока в тетради. Обозначим цели урока.
5. Изучение нового материала.
1.Ответы на вопросы.
- А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование  – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем) 2. Мини – исследование.
Цель исследования: выявить основные способы образования слов.  
Задание: Понаблюдайте за словами, отметьте морфемы, которые участвуют в образовании новых слов.-–  Результаты исследования запишите в таблицу.
Примеры При помощи чего образовано Способ образования Способ
Читать прочитать
Высокий невысокий Лес лесник
Вода водныйПодводный поводникОкно подоконник
Работа безработица
Беседа собеседник Переходить переход
Бежать бег Дыру колоть дырокол
Лес рубить лесоруб Кресло и кровать кресло-кровать
Авто и завод автозавод Драматический кружок драмкружок
-педагогический совет педсовет Мороженое мясо ем мороженое
Столовая ложка школьная столовая Для справок :
способы образования слов: приставочно- суффиксальный, сложение, приставочный , переход, суффиксальный, бессуффиксный.
!!! Не забудьте вписать название таблицы.
3. Выводы.
- Какие есть основные способы образования слов русском языке?
- От чего зависит способ образования слова?
Самопроверка. Самооценка
Основные способы образования слов в русском языке
Примеры При помощи чего образовано Способ образования Способ
Читать прочитать
Высокий невысокий приставки приставочный М
О
РФ
Е
М
Н
ЫйЛес лесник
Вода водныйПодводный поводниксуффикса суффиксальный Окно подоконник
Работа безработица
Беседа собеседник Приставки и суффикса одновременно Приставочно- суффиксальный Переходить переход
Бежать бег без суффикса бессуффиксныйДыру колоть дырокол
Лес рубить лесоруб Сложением основ СЛОЖЕНИЕ Кресло и кровать кресло-кровать
Авто и завод автозавод Сложением слов Драматический кружок драмкружок
-педагогический совет педсовет Сложением части слова и целого слова Мороженое мясо ем мороженое
Столовая ложка школьная столовая Прилагательное перешло в существительное Переход одной части речи в другую 4. Слово учителя.
Сложносокращенные слова:
Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ)
6. Практическая часть.
1. Упр. 123, 125 , 127 (письменно по заданию.) 
7. Итог урока.
- Какие основные способы образования слов в русском языке?
-Что вызывает затруднения в определении способа словообразования.
8. Домашнее задание.
Знать способы словообразования. Подобрать по 3 примера на каждый способ.
Для желающих: составить 2-3 тестовых задания