Конспект урока по обучению грамоте «Ударение», «ударный слог. Закрепление. (1 класс)

Тема урока: «Ударение», «ударный слог».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: понятия «ударение», «ударный слог».
Планируемые результаты:
Предметные: умеют находить в словах ударные и безударные звуки, выполнять звуковой анализ слов; различать звуки и буквы, соотносить слова (названия рисунка) со слогоударной схемой слова.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осмысление прочитанного произведения; логические – построение рассуждений о значении понятий «ударение», «ударный слог»; классификация объектов (ягоды, имена).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
словесные, практические, наглядные, проблемно - поисковый, игровой, побуждающий от проблемной ситуации диалог, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем; моделирование, создание проблемной ситуации, аналитический, сравнительный.
Оборудование: фишки для моделирования, схема способа звукового анализа слов, слоговая таблица.
Ход урока:
№ п/п
Этапы работы
Целеполагание
Содержание урока




Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Организационный момент.
Цель для учителя: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные.
- Проверим, всё ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, фишки.
- Что еще нам пригодится на уроке?

- А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.




Проверяют готовность к уроку.

- Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум.
- Веселое.






2
Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о звуках и буквах
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторение сведений о звуках и буквах.
Методы: словесные, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

- Послушайте стихотворение и определите, о чём оно.
Учитель читает стихотворение

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.
АБВГДЕЖ
Дальше знаете уже.
Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим.
Буквы с вами пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать.
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем.

- О чём стихотворение?
- Чем буква отличается от звука?

- А зачем мы изучаем буквы? Эти знания пригодятся в жизни?

А, О, Ё, У, Ы, Э
Е, Ю, И, У, Я, Ё

- Посмотрите на эти 2 группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду.
- По какому принципу разделены буквы на группы?




- Давайте подведём итог этой работы. Зачем выполняли? Где нам пригодятся знания.

Внимательно слушают.















- О звуках и буквах.
- Буквы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Ответы детей.





- 1-й ряд: Ё, 2-й ряд: У.

В первом ряды стоят буквы, обозначающие твердость предшествующего согласного, а во втором – обозначают мягкость предшествующего согласного.
При выполнении звуко-буквенного разбора.


3
Фиксация проблемы, формулировка темы и цели урока.
Цель для учителя: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Методы: наглядные, побуждающий от проблемной ситуации диалог, игровой.

– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Приведите примеры слов.
– Посмотрите на доску, что это за схема?
Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части
· Чем мы займемся сегодня на уроке?
– Эти части называются..










- Из предложений.
- Из слов.
Варианты ответов детей.
- Схема слова.


- Мы будем делить слова на части.
- Слоги.










4
Открытие новых знаний.
Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, запомнить зрительную схему слова и схему слогов.
Методы: моделирование; работа в парах; учебный диалог; проблемно – поисковый; игровой; учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, взаимооценка.

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.
– Кто изображен на рисунке?
– Скажем хором слово лиса.
– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.
– Сколько частей в этом слове вы услышали?
– Я покажу, что в этом слове две части.
Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.
– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.
На доске вывешивается рисунок с изображением белки.
– Кто здесь изображен?
– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?
– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая?
- Какая вторая?
– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются
– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы?
- А, как определить сколько слогов в слове? Какое правило мы с вами применяем?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Лиса.

Повторяют действия за учителем.

- Две.









- Белка.
- Нет. Мы сделали остановку.



- бел-.
- -ка.
- Слоги.

- Это схемы слов, состоящих из двух слогов.
- Сколько гласных столько и слогов.



5
Применение новых знаний.

Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
читать слова и делить их на слоги.
Методы: рассказ, работа с учебником, игровой, наглядные, проблемное обучение.
– Сколько слогов в словах:
мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?





6
Открытие нового знания.
Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
обсудить проект решения учебной задачи, научиться определять ударный слог.
Методы: создание проблемной ситуации, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, моделирование, наглядный.

- Кто знает, что обозначает слово ударение?
- Что такое «ударение в слове»?
- Какую работу мы будем выполнять сегодня?
Отгадайте загадку
Есть рога, но не бодается, зубы есть, но не кусается
Домик носит на себе,
А живёт она в воде.
- произнесите первый слог, второй, третий
- Какой слог вы произносите с большей силой? Ударяете по нему?
На какой звук падает ударение?
Он какой?







- Улитка.




- Ударный






7
Рефлексия.
Самооценка.

Цель для учителя: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности.
Методы: диалогический

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- Все получилось;



- были затруднения;



- ничего не получилось.


- - Почему вы так думаете?
- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.
- Спасибо за урок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Рисунок 115