Родительское собрание на тему: Влияние семейного воспитания на развитие ребенка


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
(Доклад на родительском собрании)

«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей, он развивается
в ответ на их характер и их поведение».
Эрих Фромм.
Задачи: обсудить с родителями проблемы влияния семейного воспитания
на развитие ребёнка; способствовать взаимопониманию родителей
и детей; проанализировать проблемы, с которыми семья не
справляется; определить круг вопросов, над которыми надо
работать.


Классный руководитель Лысых Татьяна Ивановна.

Уважаемые мамы и папы!
О современной семье много пишут и говорят. Как верно подметил Д.Сантаяна «Семья – один из шедевров природы». С этим трудно не согласиться. «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.
Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: успех, удача, благоденствие, благополучие. В русском языке в нём кроется главный его смысл: сопричастность, сопряжённость одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами. Мало человеку простого благополучия и довольства для счастья. Школа распахивает перед ребёнком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? Дом, семья … .Задумывались ли вы, уважаемые родители, что такое семья, какая ваша семья, чем определяется её сила и её слабость? Какое влияние оказывает семья на развитие и воспитание детей? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня с вами ответить в ходе нашего родительского собрания.
Семья – это пусть маленький, но коллектив, и следует развивать в ней всё то, что роднит её с коллективом. Мы должны постоянно помнить, что ребёнок усваивает социальный опыт именно в условиях семьи. Семья – воспитывающий коллектив и никто функции семьи заменить не может.
В семейном коллективе могут обнаружиться стихийные побуждения воспитания детей или сознательные мотивы. В первом случае воспитание детей примет случайное направление и может сопровождаться ошибками, неудачами. Во втором случае больше оснований надеяться, что воспитание примет верное направление, даст положительные результаты. Осознанные побуждения в семье с высокой общественной направленностью выражаются прежде всего в том, что дети вместе со взрослыми членами семьи, кроме выполнения своих трудовых обязанностей (взрослый участвует в производительном труде, а дети учатся), принимают участие и в общественной деятельности. Старшие члены такой семьи проявляют живой интерес к участию в общественной жизни, что создаёт благоприятные условия для развития общественной активности детей.
Если родители рассказывают детям в доступной форме о своих общественных делах, высоко оценивая общественную деятельность, это положительно сказывается на воспитании в детях общественной направленности. К сожалению, в некоторых семьях родители недооценивают выполнение детьми общественных поручений. Так легче, так удобнее для родителей, они сами в глазах детей показывают себя антиобщественниками. Очень важно, чтобы ребёнок понимал и чувствовал с раннего возраста, что то, как он живёт и как трудится, касается не только его лично, но и коллектива, членом которого он является. Нужно всегда помнить, что ребёнок впервые знакомится с окружающим его миром в семье, и прежде всего, при помощи родителей.
Очень часто, дорогие мамы и папы, вы сетуете на то, что у вас мало времени на воспитание детей, что вы редко бываете дома. По этому поводу на ум приходят слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже иногда, когда вас нет дома. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком наедине, не в прямых воздействиях на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, и в организации жизни ребёнка».
Вы должны постоянно быть озабочены тем, как следует организовать жизнь ребёнка, какие привычки и воззрения вы будете у него формировать. Приведу вам такой пример, как с раннего детства родители растят эгоистов. Мать кормит малыша, приговаривая: «Пей, сыночек, молоко, мы кошке не дадим и бабушке тоже не дадим». Мать прогоняет кошку, и бабушка выходит из комнаты. Вижу по вашей реакции, что эта ситуация вам хорошо знакома.
Мы, родители, всегда стремимся всё лучшее отдавать детям. Но как часто мы переходим границу! Надо требовать от ребёнка, чтобы он считался с желаниями других, чтобы он привыкал видеть, что приятные вещи предназначаются не только ему, но и другим.
Соседка угостила Нину клубникой. Мать поделила её на четыре части: папе, маме, бабушке побольше, а Нине, самой маленькой - поменьше. Взрослые, конечно, не съели свои доли, а оставили на потом, чтобы под каким-нибудь предлогом покормить Нину, но Нина училась делиться всем, привыкла делиться своими праздничными кулёчками с родителями и бабушкой.
Семья – это школа чувств. Дети, воспитанные с ранних лет без ласки, внимания, при отсутствии между родителями согласия и любви, вырастают эмоционально ущербными. Их мир чувств – бедный и заторможенный даже в подростковом и юношеском возрасте. Уметь любить и ненавидеть – этому тоже нужно учить, и чем раньше, тем лучше, именно с детства. С первых шагов ребёнок не должен быть равнодушным. Вы не можете научить ребёнка, как поступать во всех случаях жизни, но если вы научите его чувствовать и переживать – он задумается и найдёт правильный выход.
К сожалению, иногда в семьях бывают разлады – вот тогда от семейного коллектива ничего не остаётся. Семейные конфликты заглушают все хорошие начинания, омрачают судьбы детей. Конечно, разногласия между родителями могут быть. Не всегда их удаётся скрыть от детей. Но все проблемы можно выяснить, оставаясь близкими и уважающими друг друга людьми. И тогда не страшно, если вы «на виду» у детей урегулируете свои разногласия. Очень может быть, что эти минуты станут для вашего ребёнка хоть и не простым, но весомым уроком зрелости, взрослости, нравственности в человеческих отношениях. К большому сожалению, гораздо чаще споры перестают в скандалы, свидетелем которых является ваш ребёнок. И совсем уж недопустимо, когда к ребёнку обращаются: «Вот какая твоя мама/твой папа, посмотри!». Это ничто иное, как педагогическое преступление.
Тому, кто глубоко задумывается над ролью воспитателя, над его нелёгким, но благородным трудом, станет ясно, каким надо быть душевно богатым человеком, чтобы любовно отдавать детям всё лучшее: лучшие силы ума и сердца. Всё это приобретает особую силу, если в роли воспитателя выступает мать. С древних времён облик матери окружён ореолом глубокого уважения. И я уверена, что вы со мной согласитесь, что материнские чувства – большая воспитательная сила. Но сам по себе материнский инстинкт может быть слепым и безрассудным. Как часто он является сильнейшим побудителем, затрудняет выбор правильного решения, подчас мешает, нередко идёт в разлад, более того, приносит большой вред воспитанию детей. А как трудно бывает в этот момент приказать нашему материнскому сердцу… Сколько нужно настойчивости, терпения, чтобы выйти победителем в этом поединке! Успех воспитательной работы матери требует труда, терпения. Настоящая, разумная любовь к детям – вот основа воспитания. Настойчивость, самообладание никогда не должны покидать настоящую мать – воспитательницу.
Сын вернулся из школы и уже с порога заявил:
Мама, ты же знаешь, что я готовился исправить свою оценку по химии. Но сегодня наша химичка была не в духе: всем ставила только тройки. Я отвечал хорошо, а она всё равно поставила тройку. Вот спроси ребят! – поворачивает он голову в сторону вошедших за ним друзей.
Мать с жаром возмущается: «Это безобразие! Такая несправедливость. Попробуй тут исправить оценку!». И, не замедлив, идёт в школу защищать своё чадо. Мать не подумала о том, что она встала на путь подрыва авторитета учителя, не проверив, правильно ли её информировал сын. Иногда бывает мучительно трудно отказать в ласке ребёнку, которого надо наказать, но долг подчас требует сдерживать порывы во вред.
Если правильно управлять материнскими чувствами, то они помогут матери сохранить близость с детьми, стать для них близким и задушевным другом. Этого достигнет только мать, которая с раннего детства проявляет живой интерес ко всему, что волнует ребёнка, радуется его успехам, переживает, умеет дать вовремя совет, наметить путь к достижению поставленной цели. Мать должна быть в курсе всех, даже самых маленьких дел своего ребёнка.
Пятиклассница Таня не шла, а бежала домой.
Мамочка, мамочка! – с порога закричала она. – Смотри, я получила «пять»! Мне Оля подарила книжку, а Вера Ивановна нам сегодня рассказала…
Вот и хорошо, сейчас всё расскажешь, - говорит мама, усаживает девочку и, поглаживая её белокурую головку, с любовью смотрит на оживлённое личико дочки. Таня знает, что мама всё выслушает, всё поймёт, и всегда делится с ней своими новостями, даже о проказах рассказывает.
Это и есть самая дорогая плата матери, самая большая её радость, настоящее материнское счастье!
Немало матерей спрашивают: «Можно ли по-настоящему быть другом своих детей, нужно ли к этому стремиться?». Можно и нужно. Очень нужно, дорогие мамы! Это помогает матери и в утверждении в них хорошего, и в борьбе с плохим. Пронести через всю жизнь эту дружбу – неизмеримое счастье родителей.
Вот только один пример, что значит быть другом своих детей.
Мама, я хочу завести себе голубей.
Ну, что ж, заводи.
А можно на чердаке устроить голубятник?
Можно.
И сетки дашь?
Дам.
Костя просветлел.
-Ух, мамка, - от души сказал он, - ты у нас какая-то особенная. Ребята рассказывают, что их матери про голубей и слышать не хотят, а ты и сетки даёшь…
Комплимент доставил матери большое удовольствие; ей так хотелось быть для своих детей не «верховным существом с судейскими правами», нет, ей хотелось быть мамой, то есть самым близким, самым лучшим другом и товарищем.
К таким матерям дети тянутся с раннего возраста, у них появляется естественная потребность в самом задушевном с ними общении, Но необходимым спутником воспитательных удач является наша постоянная разумность, требовательность, требовательность неукоснительная, настойчивая, до конца продуманная.
К сожалению, бывают матери, которые строят своё воспитание на слепой любви к ребёнку. Они не ограничивают детские желания, им жалко наказывать ребят, они даже протестуют против требовательности отца и из чувства неразумной любви стараются скрыть от отца проступки детей и всячески оправдывают ребёнка в глазах окружающих. Скрывает мать проступки детей от отца по причине, идущей от жалости, от слепой материнской любви.
Такие матери с пелёнок задаривают ребёнка множеством игрушек, потакают его капризам. Он – центр всеобщего внимания. Постепенно ребёнок превращается в маленького кумира, а позже в семейного деспота, повелевающего взрослыми, и, прежде всего, матерью.
Ребёнок растёт, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки и конфеты, а дорогие вещи: модные туфли, компьютер, карманные деньги. Такое воспитание приводит к тому, что дети привыкают думать о себе, не сообразуясь с материальными возможностями родителей. Начинаются переживания матери: каждое такое требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она возмущена чёрствостью и жестокостью детей.
Если материнский инстинкт, о котором только что шла речь, присущ женщине от природы, то чувства отцовства – плод человеческой жизни, человеческого характера.
Вот почему бывает такое различие: один словно родился с чувствами отцовства, а другой не испытывает таких чувств, третий тяготится обязанностями отца, а четвёртый все свои родительские «чувства» выражает лишь материальной заботой о детях.
Со всей определённостью можно сказать, что чувства отцовства крепнут и развиваются, прежде всего, в процессе самого близкого общения отца с появившимся на свет малышом, в заботах и хлопотах о нём, в беспокойстве за него. Настоящая любовь и привязанность к детям появляется тогда, когда отец с первых лет жизни ребёнка принимает самое горячее участие в его воспитании, проявляет заботу о его здоровье.
К сожалению, бывают отцы, которые полностью отстраняются от заботы о младенце. От них можно услышать такое утверждение: «Мужчине возиться с грудным ребёнком ни к чему – он не нянька» и «Ребёнку в это время отец не нужен». Дорогие папы! Это ложное утверждение! Общение с ребёнком помогает родителю приобрести чувства отцовства, облагораживает собственный мир взрослого. А что отец нужен ребёнку, об этом и говорить не приходится, ибо разделить с матерью заботы о малыше – значит улучшить воспитание маленького человечка.
Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей: видя дружное участие родителей в домашнем труде, к нему тянутся и дети, помощь отца матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому дети учатся у отцов. В такой семье родители имеют возможность часто бывать с детьми, узнавать их, а, следовательно, с большим успехом формировать их характер.
Нередко родители спрашивают: «Можно ли рассказывать своим детям о супружеском счастье? Или свои чувства прятать от детей?» Такие беседы сближают родителей с детьми, помогают формировать их идеалы. В формировании идеалов следует идти от близких, дорогих ребёнку примеров и образов. Такими примерами для них является, прежде всего, жизнь и взаимоотношения родителей. Важно, чтобы люди выходили из детства с сознанием: есть такое счастье, которое создаётся людьми.
«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное…Если вы родили ребёнка, - значит, на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю», - говорил педагог А.С. Макаренко.
Уважаемые мамы и папы! Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка огромно. И только от вас, от ваших усилий зависит, какими вырастут ваши дети. Дом, семья… Человек может иметь хорошую квартиру, большую семью, но не создать домашнего очага, того маленького мира, где каждый всем дорог и нужен. Говорят, на крышах счастливых домов аисты вьют гнёзда, потому что в этих домах вырастают хорошие дети.
Дорогие родители! Позвольте дать вам некоторые рекомендации по воспитанию детей в семье. Я надеюсь, что они помогут вам вырастить детей достойными людьми.
Умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе, чем сегодня занимались, как дела в школе?».
Умейте говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость, хамство. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
Помните, что достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других
Как можно больше времени проводите со своей семьёй, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ребёнка – это только сблизит вас.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.
Не скрывайте любовь к своему ребёнку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.
Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать его надо так, чтобы он не забывал свою семью.
Нужно чаще бывать в школе, интересоваться его школьными делами.
Познакомьте своих детей со словами Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на своих родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Уважаемые мамы и папы! Желаю вам успехов в воспитании ваших детей и очень надеюсь, что те вопросы, которые мы сегодня с вами обсудили, помогут вам в этом. Всего вам доброго.
Литература: 1. В.Е. Нефедов, Ю.Ю. Щербань. Искусство воспитания
в семье.
2. А.М. Бардиан. Воспитание детей в семье.
3. Л.Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей.
4. Журнал «Воспитание школьников».