Проблемное обучение в 5 классе


С.В. Тетерина, учитель биологии
МАОУ «СОШ №102» с углублённым
изучением отдельных предметов.
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. В данной работе предложены некоторые проблемные вопросы, которые могут быть использованы при применении проблемного обучения на уроках биологии. Значительная часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде, а как продукт самостоятельного творческого поиска, сопровождающего процесс «штурмования» проблемы. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Я приведу примеры проблемных вопросов для учащихся 5 классов. На некоторые проблемные вопросы они сами сразу ответить не смогут, но подобные задания даны не случайно: ученики должны научиться, не бояться своего незнания, так как изучение законов жизни только начинается. На ряд вопросов ученики смогут ответить, проведя опыты или наблюдения в домашних условиях.
Урок № 2 «Свойства живого».
Например, при рассмотрении живых организмов и принципов их организации, формулируется понятие “орган”. В общем-то, учащиеся пятого класса с ним уже знакомы, остается ввести только сам термин. Далее либо сами учащиеся, либо с моей помощью обращают внимание на то, что с одной стороны, органы имеют разное строение, потому что выполняют разные функции, а с другой - у органов свои функции потому, что каждый из них определенным образом устроен. Глаз млекопитающего устроен не так, как ухо, потому что у них разные функции. Глаза не могут выполнять функции органа слуха, т. к. имеют иное строение. Это положение умышленно строится мною так, что бы учащиеся столкнулись с логическим противоречием. На мой взгляд, очень важно научить детей видеть подобные противоречия, обращать внимание, а не отмахиваться от них. С умения видеть противоречия и начинается способность познавать. Противоречие возбуждает любопытство школьников, у них появляется желание снять его, избавиться от “логического неудобства”. Формулируется проблемное задание. Надо выяснить, что от чего зависит в живом организме: строение - от функции органа, или функция определяется строением. Ребята при такой постановке вопроса начинают активно использовать весь багаж своих знаний, чтобы доказать мнение, которого они придерживаются. Однако без постановки проблемного вопроса рассуждения могут зайти в тупик. Я подсказываю им, что, наверное, надо определить, чего мы не знаем или, в чем не можем разобраться, чтобы получить однозначный ответ. Наш урок переходит в сферу определения области незнания. Мы приходим к выводу, что надо сначала объяснить, как возникает такое различие в строении и функциях органов, чем оно определяется. В результате ребята открывают для себя новый способ познания живого - рассмотрение эволюционного процесса. Учителю в этом случае очень важно акцентировать внимание школьников на этом моменте. Далее, анализируя какой-то пример из живого мира, мы приходим к выводу, что строение органов зависит от выполняемых ими функций, которые нужны живому организму, чтобы приспособиться к условиям и среде обитания. И это - закон, который справедлив для всего живого мира.
Урок № 5 «Строение клетки. Ткани».
О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?Урок № 6 « Химический состав клетки».
О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?
Урок № 7 «Процессы жизнедеятельности клетки».
Известно, что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Почему?
«Что изобрела живая природа, чтобы жизнь продолжалась, чтобы появились новые растения, новые поколения людей?»
Урок № 9 «Царства живой природы».
« Почему мы говорим «От плохого семени не жди хорошего племени?»
Урок № 10 «Бактерии: строение и жизнедеятельность».
В чем состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым?Таким образом, учащиеся могут получить представление о значении моделирования в познании и опыт по работе с абстрактными научными моделями. (Сохранение вида во времени в результате передачи наследственной информации от родителей потомкам), смоделировали процесс передачи наследственной информации при бесполом размножении. (Проблемная задача. Сколько бактерий будет в классе после 5 уроков, если они размножаются бесполым путём, через каждые 20 минут из одной материнской образуется 2 дочернии).Урок № 11 «Значение бактерий в природе и для человека».
Какая связь между бактериями и формированием жизни на Земле? (Цианобактерии миллиарды лет назад начали формировать современную атмосферу Земли).
Какое свойство бактерий позволяет их использовать в очистных сооружениях?
В чём опасность использования консервированных продуктов в пищу?
Урок №12 « Растения».
Самое распространённое дерево в России?
Урок №16 «Грибы».
Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это то и другое»?
Урок №17 «Многообразие и значение грибов».
Какие грибы активно использовались в ВОВ для спасения раненных солдат?
Какие грибы используют в хлебопечении?
Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?
Урок №18 « Лишайники».
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?
Урок №19 «Значение живых организмов в природе. Обобщение и систематизация знаний.
Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания. Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Урок № 20 «Среды жизни планеты Земля».
В какой среде живёт человек?
Урок № 21 «Экологические факторы среды».
Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ, для живых организмов. Почему погибли земноводные?
Как может отразиться на обитателях пресноводного водоёма нерациональное применение азотных и фосфорных удобрений на сельскохозяйственных угодьях, расположенных по- близости от водоёма? Решая поставленную проблему, учащиеся высказывают предположение о возможности возникновения нарушений в природных сообществах в результате непродуманных действий человека, делают вывод о необходимости предвидеть конечные результаты этой деятельности и предотвращать нежелательные её последствия.
Урок № 22 «Приспособления организмов к жизни в природе».
Почему птица клёст выводит птенцов не летом, как все другие птицы, а зимой?
Урок № 23 «Природные сообщества».
Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
Урок № 25 « Жизнь организмов на разных материках».
Известно, что вышел закон о запрещении курения в общественных местах, никотин – это яд. Какой материк родина табака и как он попал в Россию?
В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи. К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум».Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.
Урок № 27 «Как появился человек на Земле».
Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?
Урок № 25 «Как человек изменял природу».
Каким образом человек воздействует на природу?
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Урок № 29 «Важность охраны живого мира планеты».
Почему в Индустриальном районе создан Черняевский лесопарк ( ООПТ)?
Для решения учебных проблем существует несколько способов. В своей практике я использую:
1. Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображения.
2. Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала в процессе лабораторной работы или на экскурсии.
3. Демонстрацию эксперимента.
4.Решение проблемы путём самостоятельного выполнения учащимися учебного лабораторного эксперимента, например: обнаружение крахмала, в клубнях картофеля, обнаружение жира в семени подсолнечника, клейковины- белка в муке. (урок 6 «Хи- мический состав клетки»
5. Самонаблюдение, например, (урок № 3 «Методы изучения природы»), измерение пульса, массы тела, роста, для выяснения влияния физических упражнений на пульс и дыхание.
Проблемное обучение активизирует познавательные процессы у учащихся, приучает к самостоятельной работе, самообразованию, самостоятельному поиску и добыванию знаний; способствует тому, что школьники учатся применять свои знания, поскольку каждая новая учебная проблема разрешается на основе ранее усвоенных знаний. Усвоенные “вчера” знания включаются “сегодня” в состав новых знаний, из цели превращаются в средство добывания новых знаний. Сочетая рациональное с эмоциональным, проблемное обучение способствует развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив.