Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 2 класса(1-й год обучения) «Путешествие в страну этикета»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено»
Руководитель методического объединения учителей начальных классов
МКОУ «ТоварковскаяСОШ 1»
__________Р.А.ПокровскаяПротокол №_____
от «___»___________2014г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________ С.А.Шустрова«___»_________2014г. «Утверждаю»
Директор МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________Е.А.АбрамоваПриказ №_______
от «___»_________2014г.
Программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для 2а класса(1-й год обучения)
«Путешествие в страну этикета»
на 2014/2015 учебный год
Составители программы:
Петрова Т.Н.,
учитель высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Путешествие по стране этикета» разработана на основе программы И.С. Хомякова «Этика: азбука добра» (Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой, 2011) и А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год» и учетом образовательного процесса МКОУ «Товарковская СОШ №1и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по духовно-нравственному направлению».
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Особенность данной программы - позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности в форме факультатива.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Форма организации деятельности - внеурочное занятие:
игра, ролевые игры;
проектная деятельность,
работа с фольклорной и художественной литературой,
конкурсы-кроссворды,
уроки-спектакли,
экскурсии,
беседы,
праздничные мероприятия.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 1 год обучения:34 часа (1 час в неделю)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»
Содержание программы факультатива раскрывает:
- правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность(потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности);
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –
поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственныхпоступков.
- внутреннее принятие правил и норм нравственногоповедения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Программа ориентирована на достижение 3 уровней метапредметных и предметных результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Консультация, доклад, выставка, презентация, наблюдение, экскурсии, викторины, соревнования.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тесты, устный опрос.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, наперемене).
Этика общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно.без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Разделы программы и темы учебных занятий Содержание деятельности
учащихся Форма
деятельности Всего часов Примерные сроки проведения Примечание
План Факт I Этика общения Знать и уметь:
-историю, виды и значение этикета;
-культуру внешнего вида, правила гигиены;
-правила жизни в обществе;
-правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
-культуру поведения в общественных местах;
-общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
8 1.1 Сопереживание. Помощь друзьям Познавательная беседа. Игра 1 2.09 1.2 Дал слово – держи его Познавательная беседа. Игра 1 9.09 1.3 Диалоги со сверстниками Работа с картинками. Сценки-миниатюры 1 16.09 1.4 Добрым жить на белом свете радостноПознавательная беседа. Игра 1 23.09 1.5 Подумай о других Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. 1 30.09 1.6 Делу – время, потехе - час. Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. 1 7.10 1.7 Подарок коллективу Урок-сюрприз. Игры 2 14-21.10 II Школьный этикет 9 2.1 Дисциплина в школе Знать и уметь:
-культуру поведения в общественных местах;
-особенности поведения в школе;
-общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
-общаться с представителями противоположного пола.
-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. 1 28.10 2.2 В библиотеке: любите книгу Познавательная беседа.Игра.Посещение библиотеки. 1 11.11 2.3 Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма 1 18.11 2.4 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались Познавательная беседа.
Разучивание песни 1 25.11 2.5 Вот школа, дом, где мы живем Познавательная беседа.
Разучивание песни 1 2.12 2.6 Мы в школьной столовой Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. 1 9.12 2.7 Мы пришли на урок Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование. 1 16.12 2.8 Зачем нужны перемены Дискуссия 1 23.12 2.9 Умеешь ли ты себя вести в школе Работа с картинками. Сценки-миниатюры 1 13.01 III Культура внешнего вида Знать и уметь:
-соотносить поступок с моральной нормой
-следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
4 3.1 Правила личной гигиены Познавательная беседа. Игра 1 20.01 3.2 Бережное отношение к своей одежде Познавательная беседа. Игра 1 27.01 3.3 Узнай себя. Юмористическая программа Путешествие в сказку 2 03-10.02 IV Внешкольный этикет Знать и уметь:
-правила гостеприимства;
-правила дарения и получения подарков;
-правила оформления писем, поздравлений;
-правила ведения переписки в сети Интернет
-правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону
-правила поведения в библиотеке,столовой 9 4.1 Дороги, транспорт, пеший путь Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города 1 17.02 4.2 Вежливые слова Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. 1 24.02 4.3 Ты и незнакомый человек Познавательная беседа. Ролевые игры. 1 3.03 4.4 Взрослые и дети Познавательная беседа. Ролевые игры. 1 10.03 4.5 Правила поведения в общественных местах Познавательная беседа. Ролевые игры. 1 17.03 4.6 У нас праздник. Приглашение к празднику Праздник. Рисунки. 1 7.04 4.7 Книжки нас учат. Занятие в библиотеке Посещение школьной библиотеки 1 14.04 4.8 Бережное отношение к природе Игра-конкурс «В гостях уприроды» 1 21.04 4.9 Экскурсия в краеведческий музей школы Посещение школьного музея 1 28.04 V О трудолюбии Знать и уметь:
-различать основные нравственно-этические понятия;
-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
-способность к самооценке своих действий, 3 5.1 Учусь всё делать сам Познавательная беседа.
Ролевые игры 1 5.05 5.2 Взаимопомощь дома и в школе Познавательная беседа. 1 12.05 5.3 Беречь результаты труда Организовать выставку поделок 1 19.05 VI Обобщение знаний Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра 1 Всего часов: 34 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения
1.Экспозиционный экран
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер4.Интерактивная доска5.Сканер, принтер, цифровая фотокамера
6.Документ-камера
1.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
2.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
5.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф. 2011. – 192с. –(Начальная школа ХХIвека)
6.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.