Программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ» для учащихся 5 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Спас - Заулковская школа – интернат ЦО «Планета детства»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР
________В.В. Даньшина
« » августа 2012г.

Директор школы
______ Г.В.Старикова
« » августа 2012г.















Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ»
для учащихся 5 класса
на 2012-2013 учебный год







Составили :
Лакеева Т.А.,
Гордеева Ю.И.







с.Спас - Заулок
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Именно поэтому в современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.
Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.
По мнению Д.С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Русская народная культура - это часть национальной культуры.
Интерес к русской народной культуре в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость ее заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Программа «Традиции русского народа» расширит знания ребят о традициях и истории нашей страны, полученные на занятиях по программе начальной школы «Русские народные игры».

Цель программы:
приобщение учащихся к традиционной культуре русского народа, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
- усвоение знаний о русских народных традициях, основных достижениях русской культуры;
- развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности;
- воспитание национального сознания и толерантного отношения к русской культуре.












Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Традиции русского народа» составлена с учетом следующих принципов:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
6. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
7. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
8. Индивидуализация темпа работы.

Отличительной особенностью данной программы является обращение к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
фольклора народов России;

Программа «Традиции русского народа» предназначена для учащихся 5 классов.
Пятый класс – это переход не только на новую ступень образования, но и в новый период развития – отрочество. Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени. Совместная подготовка творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, творческие работы помогут сплотить детский коллектив, будут способствовать развитию навыков общения.
Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Материал программы учитывает эту особенность пятиклассников и будет интересен как мальчикам, так и девочкам.
Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Программа содержит более 50% внеаудиторных занятий и способствует развитию навыков практической деятельности подростков.

Программа «Традиции русского народа» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю, в год – 34 часа.
В дальнейшем предполагается разработать продолжение данного курса для учащихся 6–8 классов.




Формы проведения: беседа, викторина, творческий проект, творческая работа, сюжетно-ролевая игра, презентация, выставка, конкурс.

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (о русских народных традициях, основных достижениях русской культуры, об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения наших предков), готовность к социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), развитые навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям.
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, формирование национального сознания и толерантного отношения к русской культуре.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети научатся:
- уважать обычаи своего народа;
- оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
- регулировать степень внимательности при выполнении творческих заданий и театрализованных представлений;
- добиваться внимания окружающих во время своих выступлений;

Дети будут знать:
- семейные традиции русского народа и своей семьи;
- особенности русского народного костюма, символы, применяемые в русских костюмах;
- приемы изготовления русских народных кукол и их назначение;
- виды русских народных праздниках;
- русскую народную песню и элементы танца.

Дети будут уметь:
- уметь взаимодействовать с товарищами в процессе занятий.
- различать и читать символы русского народного костюма;
- изготавливать простейшие русские народные куклы.



Отслеживание и оценивание результатов усвоения программы осуществляется на выставках, викторинах, конкурсах, презентациях.










ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Тема
Всего
Теория
Практика







1
Введение
1
1
0

2
Уклад жизни русского народа
7
3
4

3
Встречают по одежке
8
3,5
4,5

4
Рождение кукол как рождение целого мира
10
4,5
5,5

5
Сделал дело, гуляй смело
8
3
5


Итого:
34
15
19



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. (1 час)
Теория: Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Тестирование учащихся по русской народной культуре.

УКЛАД ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА (7 часов)
Теория: Семья, дом, церковный приход. Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики. 
Практика: театрализованные представления, исследовательская работа «Традиции моей семьи»

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ (8 часов)
Теория: История русского народного костюма. Символы в русской народной одежде. Викторина по истории русского народного костюма.
Практика: Творческий проект «Создание орнаментов с использованием символов русского народного костюма»

РОЖДЕНИЕ КУКОЛ, КАК РОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА (10 часов)
Теория: Русская народная кукла, куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы
Практика: изготовление русских народных кукол, творческая работа «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу», выставка-презентация «Куклы наших прабабушек»

СДЕЛАЛ ДЕЛО. ГУЛЯЙ СМЕЛО (8 часов)
Теория: русские народные праздники, русские народные песни и танцы.
Практика: творческий проект «Светлый праздник Пасха»










Календарный план


П/П
Тема
Дата
Теория
Практика
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)






УУД
Личностные результаты

1
введение

1

Р. Установка целевых приоритетов, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. К. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей. П. развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, к истории, традициям, ценностям народа России

2
Семья, дом, церковный приход

1

Р.планирование пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. К. учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. П. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета.
Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание значения семьи в жизни человека и общества, формирование целостного мировоззрения.

3
Семейные традиции

1

Р. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, построение жизненных планов во временной перспективе, основы саморегуляции эмоциональных состояний. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы. П. осуществлять расширенный поиск информации, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности.
Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4
Уважение к старшим. Дети и старики

1

Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. формулировать собственное мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности. П. строить логическое рассуждение, самостоятельно проводить исследования , делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Воспитание чувства ответственности и долга, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное отношение к старшим.

5-6
Сюжетно- ролевая игра «Уклад жизни русского народа»


2
Р. Целеполагание, планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. формулировать свое мнение и позицию, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом, умение осознанно использовать речевые средства. П. осуществлять поиск информации, строить логическое рассуждение.
Освоение общекультурного наследия России, уважение к ценностям семьи, формирование ценностного мировоззрения, формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, истории, традициям, ценностям народа.

7
Викторина «Уклад жизни русского народа»


1
Р. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности. К. работать индивидуально и в группах, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность, аргументировать и отстаивать свое мнение. П. строить логическое рассуждение, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Формирование целостного мировоззрения, формирование уважительного отношения к истории, традициям, ценностям народа, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

8
Презентация исследовательских работ «Традиции моей семьи»


1
Р. Целеполагание, планировать пути достижения целей, умение самостоятельно контролировать свое время, основы прогнозирования как предвидения будущих событий. К. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми, готовности и способности вести диалог с другими людьми. П. основы реализации проектно- исследовательской деятельности, осуществлять расширенный поиск информации.
Самосовершенствование, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное отношение к членам семьи.

9
История русского костюма. Традиционные цвета

1

Р. Планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать свое время, принимать решения в проблемной ситуации. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, работать в группе, адекватно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. П. проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять поиск информации, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Воспитание способности к духовному развитию, самосовершенствованию, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народа России.

10
Творческая работа «Русский костюм в красках»


1
Р. Целеполагание, учет условий достижения целей, уметь самостоятельно контролировать свое время, принимать решения в проблемной ситуации. К. умение выражать свои мысли и чувства с помощью речевых средств, умение вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания. П. основы реализации исследовательской деятельности, осуществлять расширенный поиск информации, строить логические рассуждения.
Самосовершенствование, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народа России, формирование целостного мировоззрения.

11
Викторина по истории русского народного костюма

1

Р. Планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, формулировать собственное мнение и обосновывать его. П. осуществлять расширенный поиск информации, строить логическое рассуждение.
Самосовершенствование, знание истории и культуры своего народа, формирование целостного мировоззрения.

12
Символы в русской народной одежде

1

Р. Целеполагание, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. К. учитывать разные мнения, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группе. П. строить логические рассуждения, проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Знание истории и культуры своего народа, воспитание способности к духовному развитию

13
Распознавание символов в русской народной одежде

0,5
0,5
Р. Планировать пути достижения целей, умение самостоятельно контролировать свое время, учитывать условия и средства достижения цели. К. формирование коммуникативной компетентности, готовности и способности вести диалог, аргументировать свою точку зрения. П. проводить эксперимент под руководством учителя, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Самосовершенствование, знание культуры своего народа, края, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях.

14-15
Творческий проект «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды»


2
Р. Постановка целей, самостоятельно анализировать условия достижения целей, умение контролировать свое время. К. умение выражать свои мысли и чувства с помощью речевых средств, формулировать собственную точку зрения. П. основы реализации проектно- исследовательской деятельности, осуществлять расширенный поиск информации.
Воспитание способности к духовному развитию, самосовершенствованию, знание культуры своего народа.

16
Презентация творческого проекта «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды»


1
Р. Целеполагание, умение самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать свои возможности достижения цели. К. умение излагать собственную точку зрения, вести диалог, задавать вопросы, работать в группе. П. осуществлять поиск информации, строить логические рассуждения, самостоятельно проводить исследование.
Формирование целостного мировоззрения, освоение общекультурного наследия России, знание истории края.

17
Русская народная кукла

1

Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. учитывать разные мнения, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группе. П. . осуществлять поиск информации, строить логическое рассуждение.
Знание истории и культуры своего народа, воспитание способности к духовному развитию

18
Куклы-обереги

1

Р .Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. учитывать разные мнения, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группе . П. проводить наблюдения под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Знание истории и культуры своего народа, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народа России

19
Изготовление куклы- оберега


1
Р. Целеполагание, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения К. формулировать собственное мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности. целей. П . проводить эксперимент под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Знание истории и географии края, воспитание способности к духовному развитию.

20
Игровые куклы

1

Р .Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. учитывать разные мнения, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группе . П. строить логические рассуждения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Знание истории и культуры своего народа, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях

21
Изготовление игровой куклы


1
Р. Целеполагание, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. К. умение излагать собственную точку зрения, вести диалог, задавать вопросы, работать в группе. П. проводить эксперимент под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Самосовершенствование, уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

22
Обрядовые куклы

1

Р .Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. учитывать разные мнения, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в группе . П. проводить наблюдения под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Самосовершенствование, воспитание способности к духовному развитию, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народа России.

23
Изготовление обрядовой куклы


1
Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. П. проводить эксперимент под руководством учителя, осуществлять поиск информации.
Знание истории и географии края, воспитание способности к духовному развитию

24-25
Творческая работа «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу»

0,5
1, 5
Р. Владение основами самоконтроля, принятия решений, умение самостоятельно планировать пути достижения целей. К. формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, умение вести диалог. П. осуществлять поиск информации, строить логические рассуждения, самостоятельно проводить исследование.
Освоение общекультурного наследия России, Знание истории и географии края, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России.

26
Выставка- презентация «Куклы наших прабабушек»


1
Р. Постановка целей, самостоятельно анализировать условия достижения целей, умение контролировать свое время. К. умение излагать собственную точку зрения, вести диалог, задавать вопросы, работать в группе. П. осуществлять поиск информации, строить логические рассуждения, самостоятельно проводить исследование.
Знание истории и культуры своего народа, уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

27
Русские народные праздники: Масленица

1

Р. Постановка целей, самостоятельно анализировать условия достижения целей, умение контролировать свое время. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, работать в группе, адекватно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. П. строить логическое рассуждение, самостоятельно проводить исследования , делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Знание истории и географии края, уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

28
Русские народные праздники: Пасха

1

Р. Целеполагание, умение самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать свои возможности достижения цели. К. адекватно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, умение вести диалог, задавать вопросы. П. строить логические рассуждения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

29-30
Подготовка творческого проекта «Светлый праздник Пасха»


2
Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. умение выражать свои мысли и чувства с помощью речевых средств, формулировать собственную точку зрения. П. основы реализации проектно- исследовательской деятельности, осуществлять расширенный поиск информации.
Формирование целостного мировоззрения, Воспитание чувства ответственности и долга, усвоение гуманистических, традиционных ценностей русского народа.

31
Русские народные песни

0,5
0.5
Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, работать в группе, адекватно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. П. строить логические рассуждения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Знание истории и культуры своего народа, уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

32
Русские народные танцы

0,5
0,5
Р. Владение основами самоконтроля, принятия решений, умение самостоятельно планировать пути достижения целей. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, работать в группе, адекватно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. П. строить логическое рассуждение, самостоятельно проводить исследования.
Знание истории и географии края, , уважение к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России.

33
Русские народные песни и танцы


1
Р. Устанавливать целевые приоритеты, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. К. умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. П. осуществлять поиск информации, строить логические рассуждения, развивать мотивы и интересы своей деятельности.
Знание истории и культуры своего народа, Освоение общекультурного наследия России.

34
Конкурс «Лучший знаток русских традиций»


1
Р. Целеполагание, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. К. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. П. строить логическое рассуждение, . осуществлять поиск информации, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Самосовершенствование, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России, осознание значения семьи в жизни человека и общества.



Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровое – классные руководители 5 класса:
Гордеева Ю.И. – образование высшее, 2 квалификационная категория,
Лакеева Т.А. – образование высшее, стаж педагогической работы 16 лет
Также для проведения практических занятий предполагается привлечение учителей технологии и ИЗО
Материально-техническое – персональный компьютер, магнитофон, наглядные пособия (плакаты, картины, иллюстрации), для практических занятий – дидактический и раздаточный материал.
Финансовое -

Список литературы

Источники информации для учителя:
1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-
справочник. М.: Академия, 2000.
2. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. М.: Народное образование,2002.
3. Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Про-
свещение, 1984.
4. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре. -М.: ЮНВЕС, 1997.
5. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники.
Литературные путешествия. М.: 1986.
6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.
7. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение,
1995.
8. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.

Интернет ресурсы программы
1. http://www.webartplus.narod.ru/folk105.html
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/10057/%D0%95%D0%94%D0%90
3. http://www.shazina.com/ru/pressa.aspx?
4. http://kata-log.ru/nauka/psihologia-filosofia-magia/kukly-oberegi.html
5. http://otherreferats.allbest.ru/religion/00007573_0.html
6. http://druidgor.narod.ru/slavtrad/Ribakov/Ribakov13.html
7. http://www.history-ryazan.ru/node/1171
8. http://www.family-history.ru/material/history/kostum/kostum_3.html
9. http://lib.ru/KSP/narodnye.txt
10.. http://perunica.ru/tradicii/830-simvoly-nebesnyx-svetil-v-ornamente-drevnej-rusi.html
11. http://zolushka2010.ucoz.ru/publ/mir_kukol/kukly_byvajut_raznye/slavjanskie_obrjadov
ye_kukly/49-1-0-642
12. http://www.art.oryol.ru/rites_main.htm

Источники информации для учащихся:
Г.Науменко «Чудесный короб», издательство «Детская литература»,Москва,1998 г.
«Праздник ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.
«Мы и наша культура», издательство «Экзамен», 2010 год
«Мир вокруг и внутри нас», издательство «Экзамен», 2010 г.
«Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г.

15