Конспект интегрированного занятия Путешествие в лесное царство для детей с ОНР.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 55 «Полянка»
г. Нерюнгри Нерюнгринского района
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
« Путешествие в лесное царство» для детей с ОНР.Конспект подгруппового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи для детей с ЗПР.
Тема: «Вдоль тропинки, на полянке».
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о природе, его обитателей.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об окружающем: насекомых, цветах, явлениях природы (воздух).
2. Расширять, уточнять актуализировать словарь по данной теме.
Коррекционные:
1. Развивать артикуляционную моторику мышц языка, мелкую моторику пальцев рук.
2. Закреплять правильное произношение звуков.
3. Совершенствовать употребление синонимов, согласование числительных с существительными, образование существительных единственного и множественного числа, образование слов антонимов.
Развивающие:
Развивать связную речь, фонематические представления, память, логическое мышление на основе развивающих канонов, пространственные соотношения.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, его обитателям.
Оборудование. Презентация о лесе, карточки с изображением насекомых, карандаши, схема описания муравья, слова с цифрами, код из цифр, простые полиэтиленовые пакеты, острые маленькие палочки, развивающий канон, природный материал.
Ход занятия.
Дефектолог. Ребята, сегодня нам в детский сад принесли сундучок. Он не простой, а поющий. Откроем послушаем. Голоса леса, пение птиц.
Логопед. Как вы думаете, куда нам сегодня предстоит отправиться?
Дети. Мы отправимся в удивительное лесное царство.
Дефектолог. Рассказав как нужно себя вести в лесу, лесное царство откроет нам свои двери. Как нужно себя вести в лесу. Отвечаем «да – нет».
Мини – викторина. Отвечаем «Да» - «Нет»
1. Вот в лесу я оказался громко – громко раскричался.
2. Крылья, лапки оторвал всем красивым я жукам.
3. Чтоб птенца не съела змейка, помогу ему скорей – ка.
4. Мусор весь я разбросал, ну и пусть лежит он там.
5. Я костер не разведу, жизнь природе сохраню. Слайд 1.Двери открываются + лес.
Педагог. Посмотрите, как красиво вокруг. Мы с вами в лесном царстве.
Появляется на слайде муравей. Слайд 2. Появление муравья на фоне леса.
Муравей. Голос. Здравствуйте, ребята. Я маленький муравей.
Дети. Здравствуй, муравей!
Муравей. Со мной приключилось большое несчастье. Ветер подхватил меня и унес далеко от моего дома. Помогите мне вернуться!
Дефектолог. Поможем муравью преодолеть трудности, найти свой дом.
Присядем, больше узнаем о нашем муравье.
Описательно – познавательный рассказ. (Таблица). Педагог может сам придумать данную таблицу по своему усмотрению. Мнемотаблица. (4 колонки).
Дефектолог. Встанем и вместе с нашим другом муравьем отправимся на поиски муравейника.
Мы шагаем друг за другом. (Дети идут змейкой, затем по кругу).
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают. (Бегут по круг).
В поле бабочки летают. (Бегут по кругу, машут руками).
Раз, два, три, четыре. (Маршируют).
Полетели, закружились. (Бегут, кружатся, присаживаются).
И в царстве насекомых очутились.
Дефектолог. Присядем и рассмотрим карточки. (Карточки с изображением насекомых).
Слайд 5. Царство насекомых.
Педагог. Пройдем через царство насекомых, угостив их. Перед вами лежат угощения
Дефектолог. 1. Обведите в круг насекомое, которое любит собирать нектар. Подчеркни насекомое, которое поедает тлей. Обведите в квадрат насекомое, которое любит летать около воды. Зачеркни насекомое с длинным носом. (Проверка задания).
Вывод.
Дефектолог. Не нашлось в царстве насекомых муравейника для нашего муравья. Наша лесная тропинка ждет нас, встанем и отправимся дальше по лесной тропинке.
Динамическая пауза.
Все мы по лесу гуляли (Маршируют).
За природой наблюдали (Ладонь прикладывают к глазам).
Вверх на солнце посмотрели. (Поднимают голову вверх).
Потянулись и погрелись. (Поднимают руки вверх).
Три часа в лесу бродили (Ходьба по кругу).
Утомил нас долгий путь.
Все мы сели отдохнуть.
Дефектолог. Догадайтесь, в какое царство попали? Узнаете, расшифровав код из цифр.
Код -1 3 5.
Одуванчик - 1
Дуб - 2
Подснежник - 3
Береза - 4
Ландыш - 5
Клен - 6
Дефектолог. Назовите, расшифрованные слова.
Дети. Одуванчик, подснежник, ландыш.
Педагог. Мы в царстве весенних цветов. Слайд 6.
Дефектолог. Дефектолог. Слайд. Погибающие цветы. Посмотрите цветы на цветочной поляне стали погибать. Слайд 7. Погибающие цветы, вянущие.
Отгадаем загадку, поможем нашим цветам.
Загадка.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас.
Дети. Воздух.
Познавательная информация.
Дефектолог. Вся планета окружена воздухом как покрывалом. Воздух везде: на улице, в комнате, в земле, в воздухе и даже внутри нас, но его может быть недостаточно.
Проведем опыт, поможем нашим цветам.
1. Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
2. Значит, воздух какой? (Невидимый).
3. Ребята, поймаем воздух для наших цветов.
4. Закрутите пакеты.
5. Что, произошло с пакетами? (Они надулись, приобрели форму).
6. Попробуйте сдавить пакеты. Почему не получается? (Внутри находится воздух).
7. Посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите ее?
Значит, воздух какой? (Прозрачный, бесцветный, невидимый).
8. Проверим, действительно внутри воздух?
9. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек в двух местах. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками и выпустите воздух. Что, вы чувствуете? (Шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Вывод. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Посмотрите, как расцвели, ожили наши цветы. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».
Наши алые цветы. (Кисти пальцев вместе).
Распускают лепестки. (Разводим кисти в разные стороны).
Ветерок чуть дышит. (Дуем на пальцы рук).
Лепестки колышет. (Пальцы рук слегка шевелятся). Дуют на пальцы.
Дефектолог. Ребята, мы помогли цветам, но муравейника так и не нашли. Нам пора идти дальше.
Ребята, посмотрите, кто – оставил костер. Слайд 8. Горящий костер. Погреемся вокруг костра и поиграем.
Игра с движениями «Костер»
«Руки замерзли» - протянем руки к костру.
«Жарко» - уберем руки от костра.
«Искры полетели» - похлопаем в ладоши.
«Костер принес дружбу и веселье» - возьмем друг – друга за руки.
Погрелись, а теперь можно спокойно продолжать наш путь.
Можно костер оставить без присмотра?
Дети. Нет.
Дефектолог. Почему нельзя? Что может случиться?
Дефектолог. Потушим костер и отправимся дальше. ?Идут по кругу под музыкальное сопровождение.
Ширма. Мудрая сова.
Сова. Расшумелись. Раскричались в лесу.
Педагог. Здравствуй Мудрая сова.
Сова. Здравствуйте, ребята!
Педагог. Помоги нам отыскать муравейник для нашего муравья?
Сова . Помогу. Поставив картинку на место знака вопрос, узнаете в каком лесу муравейник вашего муравья.
Шишка – ель (картинки) »
Иголка – сосна
Белый ствол - ?Какую картинку поставим на место знака вопрос?
Дети. Березу.
Дефектолог. В каком лесу, спрятался муравейник?
Дети. (В березовом).
Педагог. Березовый лес по – другому, называется рощей. Слайд 9. Березовая роща.
Дефектолог. Но, вот беда, муравейник рассыпался. Поможем муравью построить муравейник из природного материала, так, чтобы справа от него была береза , а слева от муравейника цветы.
Дефектолог. Какой получился муравейник?
Дети. Большой, высокий, уютный, красивый….
Дефектолог. Ребята, скажите, можем мы сказать, что «доброта спасет мир».
Дети. Да.
Дефектолог. Объясните, почему?
Дефектолог. Мы оставляем нашего друга в лесу. Муравей благодарит вас за помощь и остается в муравейнике. Скажите, чем мы сегодня занимались? Кому помогали? Что нового узнали? Как вы считаете, помогли вы нашему другу или нет? Мы совершили доброе дело, а за каждым добрым делом стоит отзывчивое доброе сердце. Отдадим частичку наших отзывчивых сердец тем, кому мы нужны. Если вы считаете что совершили хороший поступок и помогли муравью, то повесьте на березу сердечко. На дерево вешают сердечки.
Спасибо, ребята за путешествие.
Муравейник должен быть большим. Один.