Урок литературы в 11 классе по теме «Проблема выбора в рассказе А.Кабакова «Перекрёсток»



Сушенцева Светлана Аркадьевна, г.Пермь, МАОУ «Гимназия № 31», учитель русского языка и литературы. Урок литературы в 11 классе по теме «Проблема выбора в рассказе А.Кабакова «Перекрёсток», 2016 г.

Проблема выбора в рассказе А.Кабакова «Перекрёсток» (2 часа)

Цель урока: формирование умения работать с художественным текстом: характеризовать литературного героя и формулировать идею художественного произведения.

Ход урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом современного писателя Александра Кабакова, автора повестей «Невозвращенец», «Самозванец», «Последний герой», романа «Всё поправимо» и сборника «Московские сказки». Рассказ, который я предлагаю вам прочитать, называется «Перекрёсток».

1. Работа с текстом до чтения.
О чём говорит название рассказа? Какое символическое значение имеет это слово? Предположите, как будет развиваться сюжет?

Места, где сходятся и расходятся дороги, наделялись людьми особыми магическими свойствами. На перекрёстке совершались предопределяющие судьбу встречи. Являясь местом пересечения дорог, перекрёсток отражает момент встречи человека с собственной судьбой и приглашает путника остановиться и разобраться в своем положении перед тем, как принять решение. Центр перекрестка соответствует центру креста. Крест символизирует страдания и муки. Перекресток это символ выбора.

2. Чтение рассказа «Перекрёсток».

3. Беседа. Какие чувства появились во время и после чтения рассказа? Какие вопросы автору хотелось бы задать? Что хотелось бы уточнить или хотелось бы спросить у одноклассников, у меня после прочтения рассказа?

4. Музыкальный эпиграф.
Песня Татьяны и Сергея Никитиных на слова Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя». Как вы думаете, почему я взяла эту песню в качестве эпиграфа?
Давайте определимся с темой урока. Как бы вы её сформулировали?

Проблема выбора в рассказе А.Кабакова «Перекрёсток» (как один из вариантов)

В жизни каждого рано или поздно встаёт вопрос, как жить дальше, каким путём идти, какую профессию выбрать, какую роль сыграть в этой жизни, какими красками раскрасить этот мир. Проблема выбора - это одна из вечных проблем общества. Многие писатели в своих произведениях поднимают эту проблему и изображают литературных героев, делающих свой выбор. А раз проблема вечная, она напрямую касается и нас. Человеку всегда приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение, и не всегда легко сделать правильный выбор, так как он сопряжён с внутренними противоречиями.

5. На какой главный вопрос хотите получить ответ? (Определяем цель урока).
Понять, от чего зависит выбор человека?

6. Работа с текстом после чтения.
Самостоятельная работа в группах по вопросам (в течение 10-15 мин):
1. Каков современный мир, в котором живёт герой (приметы времени, отношения между людьми, язык, цветовая и звуковая организация текста)?
2. Каков герой рассказа (занятия, имя, возраст)? Чем он похож на остальных и чем отличается от всех?
3. Проанализируйте эпизод: Максим застрял в автомобильной пробке. Как автор описывает героя? Что происходит в душе Максима? Выпишите ключевые слова, передающие мысли героя. Объясните выражение открыть глаза?
4.Таинственная встреча героя с женщиной на перекрёстке. Что необыкновенного происходит с героем на перекрёстке? Прочитайте или расскажите. Как ведёт себя герой, какие поступки совершает? Какие библейские образы здесь есть? Что изменилось в природе, в мире, в жизни героя после этой встречи?
5. Назовите черты жанра святочного рассказа в этом произведении. Почему А.Кабаков назвал свой рассказ чисто святочный?

Выступления групп. Беседа по предложенным вопросам.
1 группа: Мир и человек
Каков современный мир, в котором живёт герой? (приметы времени, отношения между людьми, язык, цветовая и звуковая организация текста). Выпишите опорные слова и выражения, характеризующие состояние мира. Оформите записи в виде таблицы.

Современный мир, в котором живёт герой рассказа Максим, достаточно агрессивен и жесток. Люди враждебно относятся друг к другу, пытаются из всего извлечь выгоду. Аварийная ситуация на дорогах раздражает и приводит в состояние стресса, нервозности.
«Любая попытка объехать самые злокачественные места автомобильной непроходимости: Ленинградку, Волоколамку, Кутузовский альтернативными путями по Третьему кольцу, Хорошевке или даже Звенигородскому, непопулярному, шоссе заканчивалась попаданием в такую кашу, из которой дороги не было ни вперед, ни, блин, назад».
Атмосфера в городе передаётся через детали: нечистый воздух, снежное месиво, невыносимая гарь. Трудно дышать, а значит трудно жить.
Звук: механические раздражающие звуки сирены («сзади подпирал и крякал незаконной сиреной наглый придурок»), орущее автомобильное радио.
Цвет: Красный цвет как сигнал опасности, беды, тревоги. «В отдалении, перед мерцающим сквозь белое колеблющееся полотно отвратительно красным светофором, вздымалась тень косо вставшего поперек всех рядов длинномера...»
Язык: Начало рассказа насыщено вульгаризмами, что придает ему бытовой колорит. Негативные эмоции Максим выражает в недовольстве жизнью и правительством Злоба, апатия – признаки стрессового состояния героя.
«Очередной «блин» не принес облегчения, а, напротив, почему-то напомнил несимпатичное лицо представителя налоговых органов», « Повторив в сотый, а может, и в тысячный раз грубое и бессмысленное слово «блин» (и мы, бывает, употребляем это ужасное слово), Максим выключил зажигание»
Блин - междометие, выражающее любую эмоцию, но чаще всего досаду и огорчение (эвфемизм нецензурного слова)

Атмосфера города
Аварийная ситуация на дорогах (стресс, раздражение) «нечистый воздух родного города»;
«Снег шел с таким видом, будто у него была цель»

Цвет
отвратительно красным светофором

Звук
«бормотание автомобильного радио», звуки сирены, злобный рык моторов, буханье музыки

Язык
сквернословие


Вывод: Нечистота, загазованность, гарь – во внешнем мире и нечистота, засорённость речи – во внутреннем мире человека. Слово как частица божественного, как некий дар человеку от Бога, не имеет ценности в этом мире. Человек загрязнил свою речь скверными словами, а следовательно, осквернил душу.

2 группа: Герой рассказа
Каков герой рассказа (занятия, имя, возраст)? Чем он похож на остальных и чем отличается от всех?

С одной стороны, Максим такой же, как и многие его современники: он занимается бизнесом, водит машину, сидит в автомобильных пробках, сквернословит. С другой стороны, он не похож на остальных тем, что, живя такой суетной жизнью, он страдает от этого. Его мучает несправедливость людей, непонимание других (даже самых близких), жестокость, царящая повсюду, внутренняя дисгармония и опустошённость.
«Мы с вами, признайтесь, мимо всего этого проходим и проезжаем, придавив эмоции и глядя в другую сторону. А Максим начинает думать о несправедливости, жестокости и беспросветности жизни, обязательно кого-то, иногда даже вслух, обзывает суками и подает десятку».
«Но, если опять же честно, он и раньше подавал. Даже неудобно бывало, когда не один шел или ехал. Многие знакомые удивлялись и прямо смеялись, как над полным лохом, которого разводит эта мафия как хочет. И девушка Ирина, как это ни огорчительно, не одобряла его глупую доброту: все равно пропьют. А он ничего не мог с собой поделать и подавал».
«Но он сидел с закрытыми глазами, положив не нужные в данный момент руки на столь же ненужный руль, и ничего не видел, и страдал».

Значение имени. Максим – с лат. максимальный, величайший. Максимально наполненный, умеющий сострадать, понять другого. Его чувства максимально обострены.
Возраст -33 года (возраст Иисуса Христа) - время становления личности человека.

3 группа: Герой в автомобильной пробке
Проанализируйте эпизод: Максим застрял в автомобильной пробке.
Как автор описывает героя? Что происходит в душе Максима? Выпишите ключевые слова, передающие мысли героя. Объясните выражение открыть глаза?

«Максим выключил зажигание, чтобы не переводить бензин, не загрязнять без нужды и так нечистый воздух родного города, откинулся на сиденье и закрыл глаза».
Максим жил и не видел ничего хорошего в жизни. Жил с закрытыми глазами. Автор рисует нам внутренний мир героя, наполненный «безрадостными перспективами», «неразрешимостью неизбежно грядущих ситуаций», «исключительно негативными ответами на вечные вопросы бытия». Максим не видит красоту в жизни, не находит её в этом мире.
«А вот если открыть глаза да посмотреть вокруг простым, как поется, и нежным взором, то можно увидеть много прекрасного». «Максим, например, мог бы увидеть крупный оперный снегопад, дрожащий в черном воздухе; многоцветное зарево, сияющее над недостижимой Пушкинской; таинственную подсветку (спасибо градоначальству!) плывущих в небе домов; багровую змею лучащихся, будто глядишь на них, обливаясь слезами, хвостовых огней»
Открыть глаза – прозреть, увидеть красоту в мире, испытать радость и волнение от возможности созерцать прекрасное.

4 группа: Таинственная встреча героя с женщиной на перекрёстке.
Что необыкновенного происходит с героем на перекрёстке? Прочитайте или расскажите. Как ведёт себя герой, какие поступки совершает? Какие библейские образы здесь есть?
Что изменилось в природе, в мире, в жизни героя после этой встречи?
Почему герой перестал произносить слово «блин»?

Кульминационный момент рассказа наступает тогда, когда высшие силы испытывают Максима на гуманность. Молодая мать с младенцем на руках, которую вначале Максим принимает за нищего подростка, просит милостыню. Максим, не раздумывая, отдаёт «все, до единой бумажки». И женщина с ребенком, просящая милостыню на дорожном перекрестке, вдруг оборачивается Богоматерью с Иисусом Христом на руках. Герой, проявив человечность, на перекрестке своей судьбы выбирает быть по правую руку от Бога. «За добро воздается добром», – так учит Библия. Сразу же после этого в мире многое меняется: «нет уже вообще никаких пробок, а водители никогда не вылезают на желтый, уступают друг другу дорогу и не ругают друг друга из-за закрытых стекол козлами и еще хуже».
Вся природа внимает явлению Божьей Матери: прекращается снег, все вдруг стало сиять снежной белизной. Белый цвет олицетворяет духовность, внутреннюю чистоту, праведность. Резко изменяется звуковая организация рассказа: воровскую музыку, громыхание популярной музыки перекрывает торжественный звон церковных колоколов.
В жизни Максима тоже происходят перемены: «после запомнившегося рождественского вечера он никогда больше не произносит слово «блин». Блин - эвфемизм нецензурного слова, оскорбление в адрес женщины. Не может теперь герой, которому в трудную минуту на помощь пришла Богородица, оскорбительно отзываться о женщинах.

5 группа: Назовите черты святочного рассказа в этом произведении. Почему А.Кабаков назвал свой рассказ чисто святочный?

А.Кабаков даёт своему рассказу подзаголовок: чисто святочный рассказ. В этом подзаголовке звучит авторская ирония, хотя присутствуют все элементы настоящего святочного рассказа. Святочные рассказы часто таинственны и фантастичны, в них описываются чудеса (неожиданное разрешение трудной ситуации или нравственное перерождение), и в рассказе А. Кабакова происходят подобные рождественские чудеса.
В святочных рассказах утверждается христианская добродетель. Истории явно или скрытно имеют мораль – нравственный урок, который получают герои, а вместе и читатель в результате пережитого на Святках события. Герой рассказа Максим на очередном жизненном перекрёстке проявляет истинно добродетельные качества: человечность, гуманность, милосердие.
Святочные рассказы имеют счастливый финал, и в этом рассказе всё благополучно заканчивается: «Потом он заскочил за Ириной, которая не стала обижаться, а с пониманием выслушала рассказ о ситуации на дорогах, потом они вполне успели на вечеринку и зажигали там всю ночь»
Чисто святочный рассказ – это рассказ о чудесах, в которые хочется верить, которых всегда тайно ждёшь, но такие чудеса, как и проявление доброты, душевной щедрости, любви к людям, к сожалению, редкость в грубом современном мире.

7. Рефлексия.
Как сложится дальнейшая судьба Максима? От чего зависит выбор пути?
Выбор жизненного пути зависит от воспитания и окружения, от стремлений и мечтаний, от принципов, которых придерживается человек, от идеалов, в которые он верит.

VIII. Музыкальное послесловие. Песня Андрея Макаревича «Перекрёсток».

IX. Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Перекрёсток в моей жизни».