ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ МИР МОИХ ЧУВСТВ

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации пятиклассника



тема: Мир моих чувств


Цель:
Содействие благоприятному течению адаптационного периода пятиклассников
Профилактика страха, тревоги, неуверенности


Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы и приемы:
Беседа, основанная на открытых вопросах, развитию которой способствует сам учитель
Самоанализ результата диагностического исследования «Прогноз погоды на сегодня»
Пение песни «Мир который нужен мне!»
Элементы критического мышления (таблица «ЗХУ»)
Рефлексия

Материально-техническое оснащение:
Тематическая презентация
Листы заданий для индивидуальной работы «ПРОГНОЗ МОЕЙ ПОГОДЫ»
Листы с текстом песни «Мир, который нужен мне!» (для разучивания)


ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:
Сегодня мы с вами говорим о чувствах и эмоциях, которые испытывает человек.

- Каждый день, нашей жизни удивителен и неповторим
- А задумывались ли вы над тем, благодаря чему наша жизнь столь изменчива, ярка, удивительна и интересна? (комментарии)

Каждое мгновение нашей жизни насыщено самыми разными чувствами и эмоциями

- А для чего человеку нужны чувства и эмоции? (комментарии..)

Ориентировочные ответы учащихся:
Чувства помогают человеку лучше разобраться в себе, понять других людей, передать свое отношение к окружающему миру, почувствовать полноту жизни

Ребята, задумайтесь на мгновение
- Какой могла бы быть жизнь человека, ни будь в ней эмоций и чувств? (комментарий)

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат слова Н.Шелгунова:

Чувства – есть цвет нашей жизни.
Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины.
Н.Шелгунов.

- Говоря о чувствах, мы вспоминаем об эмоциях, и наоборот
- Почему?
- Это одно и то же, или
- Что их объединяет? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Нет, это совершенно разные понятия, но их объединяет то, что и те и другие имеют отношение к нашему внутреннему состоянию, внутреннему миру.
Именно от них зависит «погода» внутри нас.

- Отчего зависят сами наши эмоции и чувства? (рассуждения)

Ориентировочные ответы учащихся:
От нашего характера, от погоды, от привычек, от образа жизни, от окружающих людей.

- Какие чувства вам известны? (комментарии)
- Поделитесь своими чувствами, которые вы испытываете на данный момент(ответы детей)

- Смотрите, на сколько чувств вы перечислили, и все они, в независимости от того, что вас объединяет многое (коллектив, возраст) тем не менее, отличаются друг от друга
- О чем это говорит? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Это говорит о том, что все мы личности и каждый из нас - уникален и неповторим
- Что бы вы хотели узнать о чувствах и эмоциях?
- Сформулируйте свои вопросы(комментарии)

Познавая себя, человек открывает для себя свой мир, состоящий из собственных эмоций, чувств, мыслей, идей, убеждений, мечтаний

- Что необходимо для того, чтобы познать свой внутренний мир? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Любое открытие, которое делает человек, узнавая что-либо новое о себе, он начинает с наблюдений за самим собой
Необходимо быть более внимательным к самому себе, учиться различать, оценивать и контролировать свои чувства и эмоции, понимать, что, а главное, почему он так или иначе поступает.
И если вы быть терпеливым и внимательным в своих собственных наблюдениях, то вскоре, можно почувствствовать огромное желание что-либо изменить в себе

- Для чего, как вы думаете в человеке возникает подобное желание? (рассуждения)

Ориентировочные ответы учащихся:
Чтобы стать лучше.
Для того, чтобы открывать в себе все новые и новые грани своих возможностей, ощутить яркость и полноту жизни.

- Каждого ли человека посещает желание меняться, становиться лучше? (рассуждения)
- От чего оно зависит? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Многое зависит от самого человека.

Наблюдая за собой, каждый из вас, наверное, смог заметить, что в разных ситуациях, мы ведем себя абсолютно по-разному.

Благодаря нашим собственным чувствам и эмоциям меняется и наше настроение и вместе с ним, мы сами.

Мир эмоций и чувств богат и удивителен.

Существует, три основных вида эмоций:
Положительные
отрицательные
нейтральные


Наша жизнь, полна и тех и других, и наверняка, каждому из вас, несмотря на свой юный возраст, приходилось испытывать и те и другие.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать притчу, которая называется «Пустая лодка». Ваша задача, выслушав внимательно ответить на вопросы.

Чтение и анализ притчи «Пустая лодка»
Один мудрец, рассказал своим ученикам историю, произошедшую с ним, когда-то..
В молодости, я часто любил, оставшись наедине с собой, погрузившись, в собственные мысли плыть в лодке, по тихой глади воды.
Была прекрасная ночь. Я сидел в лодке закрытыми глазами, глубоко погрузившись в собственные мысли. Тишина, спокойствие, состояние полного умиротворения, пели в унисон с моим внутренним состоянием.
Вдруг, какая-то соседняя лодка резко ударилась о мою
Что испытал, в следующий момент, очень сложно описать словами.От неожиданности, во мне поднялся гнев. Открыв глаза, я было собирался обрушить его на того, кто нарушил мою внутреннюю идиллию. Как увидел, что лодка, ударившаяся о мою, оказалась пуста.
Моему гневу, некуда было двигаться, и мне ничего не оставалось, как вновь закрыть глаза, и попытаться прислушаться к себе.
Именно, в это мгновение, я понял, что сделал первый шаг в познании себя. Пустая лодка стала моим учителем
С тех пор, если кто-то пытается обидеть меня, и во мне поднимается гнев, я закрываю глаза, и обращаясь к своему сердцу говорю себе: «И эта лодка тоже пуста»
Анализ:
- О каких эмоциях и чувствах говорится в притче? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Вначале притчи, человек испытывает спокойствие, умиротворение.
После столкновение с лодкой - гнев, негодование

- Гнев – это отрицательная или положительная эмоция? (комментарии)
- Как мудрецу удавалось справиться с гневом? (комментарии)

- Определите на слайде картинку, в соответствии с характером эмоции (комментарии..)
- Приведите еще примеры отрицательных эмоций и чувств, которые вам знакомы? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Презрение, обида, страдание, злость, разочарование

- Какое воздействие отрицательные эмоции оказывают на человека? (ответы детей..)

Ориентировочные ответы учащихся:
Негативно действуют на здоровье самого человека и приносят ему и окружающим душевную боль.
- Приведите примеры положительных эмоций и чувств: (ответы детей..)

Ориентировочные ответы учащихся:
Любовь, удовлетворение, радость, счастье, покой.

- Расскажите о том, как влияют на человека положительные эмоции? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Положительные эмоции и чувства важны для человека, поскольку способны принести огромную пользу нашему организму
Психологи считаютт положительные эмоции и чувства «лекарями нашей души», поскольку те «врачуют» наши души.

- Как человек чувствует себя благодаря им? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
Его настроение улучшается, появляются силы, проблемы, которые у нас есть, не кажутся сложными, чувствуешь, что тебе «все по плечу»

- Подымите руки, кому из вас знакомо такое состояние? (комментарии)

- А как вы думаете, что такое «нейтральные чувства»?
- Знакомы ли они вам?
- Приведите пример (ответы детей.)

Ориентировочные ответы учащихся:
Безразличие, апатия.

- Какое влияние нейтральные чувства оказывают на человека? (комментарии)
- На окружающих людей? (делает их равнодушными)

- Какие эмоции и чувства чаще вы испытываете в своей жизни, положительные или отрицательные, а может быть нейтральные? (комментарии)
- Как это характеризует человека в целом? (рассуждения)

Упражнение: «Прогноз МОЕЙ погоды»
Составьте прогноз погоды своего обычного настроения.
В котором, будет будут запечатлены все ваши чувства и эмоции характерных для вас

Обобщение и самоанализ:
- Как вы в целом оцениваете погоду в «вашем доме» (состояние вашего внутреннего состояния)?
Отзывы учащихся по желанию

Упражнение «Я и мой поступок»
Поступки, которые мы совершаем подчас, также оказывают непосредственное влияние на наши эмоции и чувства.
Народная мудрость гласит:

Сам потерпи, а другого не выдай
Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках
Лучше мучиться, чем мучить.
Обсуждение:
Каждому из нас они хорошо понятны.
- Как выдумаете, сложно ли им следовать? (комментарии)

- Расскажите, попадали ли вы в такие ситуации, когда необходимо было:

* удержаться от грубого слова,
* перетерпеть обиду, несправедливость по отношению к самому себе,
* скрыть своё негодование? (комментарии)

- Как вы после этого себя чувствовали? (комментарии)

- Влияет ли на вас настроение окружающих? (приведите примеры.)
- Умеете ли вы с пониманием относиться к чувствам других людей? (комментарии)
- Почему важно учиться управлять своими эмоциями и чувствами? (комментарии)

Ориентировочные ответы учащихся:
- Чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром,

Обобщение, вывод:
Познавая себя, свои чувства, человек учится управлять собой, своими эмоциями и чувствами, благодаря чему не совершает необдуманных действий, а значит и не переживает тех не очень приятных последствий, которые могут за всем этим последовать.

-Какие качества необходимо вырабатывать в себе, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми? (ответы детей..)

Ориентировочные ответы учащихся:
Толерантность
Умение прощать
Умение идти на компромисс
Умение и желание прислушиваться к чужому мнению
Внимательное отношение к нуждам окружающих людей.

Домашнее задание:
в произвольной форме, написать мини-эссе, в котором расскажите о чувствах, наиболее характерных для вас.
Мини-эссе: «Мир моих чувств»
«Мои любимые (нелюбимые) чувства»
«Чувства, которых я боюсь, с которыми борюсь и не хочу впускать с свою жизнь»

Рефлексия:
Подходит этап рефлексии
На этом этапе у каждого есть возможность обменяться впечатлениями о занятии...
- Что нового вы узнали? (комментарии)
- Что было для вас особенно интересным? (комментарии)
- С чем, возможно вы оказались не согласны? (комментарии)
- Какие вопросы оказались для вас неразрешенными? (комментарии)
Меня искренне порадовало ваше внимание и заинтересованность.
Я благодарю всех за активное участие на занятии
Надеюсь, что вы сохраните свое желание и интерес совершенствовать свои знания в этом вопросе.






















13PAGE 15


13PAGE 14115