Выступление на городском МО учителей музыки по теме: Информационные технологии на уроках музыки


Современные информационные технологии в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла.
Роль электронных средств обучения на уроках музыки.
Савченко А.И. -методист ИПО СГ ГУ
г.Севастополь
“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,
его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”
Ф. Шиллер.
В настоящее время система воспитания школьников имеет разностороннюю направленность. Однако формирование культуры личности невозможно рассматривать в отрыве от культуры эстетической – как части духовной культуры, которая связана, прежде всего, с представлениями о чувственно-эстетических свойствах окружающей действительности, - с одной стороны и с активностью эстетического сознания и созидательной деятельностью, - с другой [1].
Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагог может научить ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Проблемы эстетического воспитания необходимо и целесообразно рассматривать и обсуждать на самых высоких и разных уровнях, искать их возможное и реальное решение в процессе обучения музыке, используя работу с компьютером.
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание вещи мало совместимые и в педагогической литературе встречаются крайне редко, но отечественные и зарубежные исследователи всё чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Вопросы эстетического воспитания и образования широко раскрываются и рассматриваются образовательной областью “Искусство”. В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету «Музыка», «Музыкальное искусство», которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.
Роль современных компьютерных технологий в сфере эстетического воспитания и образования школьников, значительно повышает мотивацию и развивает интерес к музыке и искусству в целом, что подтверждается практическим опытом в рамках школьного учебного предмета «Музыка».
Мультимедийные средства обучения, по мнению Л.М.Масол, открывают новые технологические возможности для педагогики искусства, уникальные возможности полихудожественного воспитания школьников, имеют преимущества сравнительно с традиционной учебой.[7]
В настоящее время современные компьютерные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании предметов «Музыка» и «Музыкальное искусство». Практика показала, что процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроках художественно-эстетического цикла, в том числе и “Музыки”, имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Известно, что процесс глубокого познания искусства происходит за счёт вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. Поэтому, компьютер сегодня является одним из наиболее мощных и действенных средств в эстетической активности школьников, в формировании у них эстетического интереса, от которого будет зависеть дальнейшее эстетическое развитие личности.
Под эстетическим интересом понимается форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание эстетической деятельности, которая, в свою очередь, отражает формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью[2].
Освоение искусства на разных возрастных ступенях осуществляется благодаря интегрированной деятельно-практической работе на уроке, которая проявляется в полихудожественной деятельности. Это значительно активизирует внимание учащихся и побуждает их к созидательному творчеству. В этом случае личность учителя, его авторитет и знания воздействуют на ученика с достаточной силой и остаются наиболее существенными на длительный период. Мастерство и увлечённость учителя, его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя и ребёнка является первой ступенькой для раскрытия творческого потенциала школьника, для его самоопределения и самореализации в эстетической деятельности.
Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Целесообразным является практическая реализация выполнения конкретно деятельностно-практической стороны урока, которая возможна на этапах закрепления пройденного материала, а также в процессе усвоения новой темы. В этом случае учащимся предлагается материал для самостоятельного исследования, усвоения и закрепления новой темы.
Специфика предмета “Музыка”, методика его преподавания и методические приёмы позволяют в процессе урока предлагать учащимся выступить в качестве композитора, исполнителя, слушателя.
Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности позволяет приобщить таким образом к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих школьников, не имеющих никакой музыкальной подготовки. Это позволяет значительно расширить круг заинтересованных учащихся, вовлекает их в процесс музицирования, формирует достаточно хороший эстетический вкус, способствующий значительному повышению музыкальной культуры школьников и культуры общества в целом.
Наблюдения за учащимися в ходе апробации электронных уроков музыки показали, что в момент слушания музыкального произведения с применением новых компьютерных технологий активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. В процессе такой музыкальной деятельности учащийся “составляет” свою музыку из отдельных элементов музыкального языка, создавая целостный музыкальный образ, подчиненный творческому замыслу начинающего “творца-композитора”, что способствует значительному повышению учебно-познавательной активности и интереса учащихся к музыке.
Современные интенсивные методики преподавания музыки органично сочетают в себе такие компьютерные технологии, которые построены на интерактивных функциях. Они обеспечивают обучаемому возможность интерактивного общения и способствуют формированию медиакультуры в художественно-эстетическом развитии.
Использование мультимедийного оборудования на уроке музыки позволяет наиболее глубоко осваивать материал таких тем, как:
· 3 класс – «Особенности музыкального искусства»;
· 4 класс – «Музыка объединяет мир»
· 5 класс – «Музыка и другие виды искусства»
· 6 класс – «Музыка и духовный мир человека»
· 7 класс – «Образное содержание музыки»
Мультимедийная компьютерная система способна обеспечивать широкий диапазон наглядного материала с использованием звука и анимации, на протяжении всего занятия поддерживать устойчивый интерес учащихся на высоком уровне, осуществлять интеграцию таких школьных предметов как музыка, изобразительное искусство, информатика, и др..
Работа с персональным компьютером на уроке музыки, а также систематическое его внедрение в образовательное пространство не только самого урока, но и предмета в целом, несомненно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся особенно в процессе восприятия произведений искусства.
Создание педагогического программного средства “Музыка» оправданно тем, что именно при изучении музыкального искусства необходимо синтезировать вербальную, визуальную, звуковую и двигательную информацию, соединять абстрактно-логические и предметно-образные формы наглядности, повышать мотивацию учебы за счет единства познания и развлечения, эмоциональности и образности формы изложения учебного материала, возможностью выбора учителем и учениками темпа и последовательности деятельности, объема материала, что изучается.
Педагогическое программное средство “Музыка» разработанный в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений “Музыка» (1-7 класс) (сост. О.Ростовский, Л.Хлебникова, Р.Марченко).
Программное средство ориентированно на современные формы учебы с обеспечением совместимости с традиционными методами и приемами учебы в полном соответствии с документами, которые регламентируют содержание образования.
Весь курс состоит из определенного количества уроков, что отвечает учебной программе. Каждый урок раскрывает конкретную тему согласно учебной программы и содержит средства для объяснения необходимой темы: рисунки, светлоты, текст, анимации, аудио- и видеофрагменты, образцовое выполнение музыкальных произведений, выполнение песен в режиме караоке и тому подобное.
Для проверки знаний предусмотрены контрольные вопросы и задания, тесты для самоконтроля и контроля. Информацию о результатах работы учеников учитель может пересматривать на главном компьютере в сведенном виде и по каждому ученику отдельно.
Кроме того, программное средство содержит информацию, справочника: справку по работе с ЭСУН, словарем понятий, именным указателем, схемой «Характеристики музыки».
Еще одним важным средством является Конструктор уроков, с помощью которого учитель может создать уроки за собственной методикой, а также при потребности отредактировать предложенные разработчиками уроки.