Урок по экологии в 3 классе на тему Как прекрасен этот мир


МКОУ "Мишкинская средняя общеобразовательная школа"
Экологический урок.
Как прекрасен этот мир!
Класс: 3
Учитель: Бекиш О. В.
Цели: повторить и обобщить знания детей об экологии, обитателях Земли, систематизировать знания детей об окружающем мире и правилах поведения в природе, развивать внимание, мышление и речь учащихся, прививать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, компакт – диск с записью презентации урока, доклады учащихся по темам.
Ход урока.
№ п/пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Мы живём на Земле. Она – наш большой дом. Но нельзя забывать, что мы не одни на Земле: вместе с нами здесь живут растения и животные. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас напрямую зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной, какой ее видят космонавты: чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи; зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать: «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому — Земле и всем, кто на ней живет.
Слайд 1. Слушают учителя. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
2. Сообщение темы и цели Итак, тема нашего урока: «Как прекрасен этот мир!».
Слайд 2.
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Слайд 3.
Давайте будем стремиться, чтоб нас любили
И зверь, и птица. И доверяли всюду нам,
Как самым верным своим друзьям...
Слайд 4.
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?.. Слушают учителя, рассматривают слайды Познавательные: выделять существенную информацию
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой
3. Изучение нового материала. Корни маргаритки впитывают из земли воду. Гусеница поедает листья маргаритки, а гусеницу, в свою очередь, склёвывает птичка. Но и птичка может стать добычей кота. Один охотится, другой становится добычей. У каждого своя роль в театре жизни.
В этом спектакле жизни человеку отведена очень важная роль, потому что он может многое изменить на Земле. Но вмешательство в природу часто бывает опасным. Особенно когда люди не понимают, какими могут быть последствия их действий.
Почему сейчас очень важно стало беречь и охранять нашу природу?
Доклад ученика.
Слайд 5.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы нас жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вместе с нами, людьми, на планете Земля живёт великое множество живых существ: комары и бабочки, акулы и золотые рыбки, лягушки и черепахи, аисты и голуби, киты и слоны, собаки и кошки.
И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьев мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое — пчелою забралось в цветок,
А третье — лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром. Слушают учителя, доклады учеников
Доклад ученика.
С тех пор, как человек стал хозяином планеты Земля, его деятельность обусловила изменения окружающей среды и стала влиять на условия жизни животных. Столетиями люди вырубали леса, загрязняли окружающую среду, охотились, ловили рыбу, ни на минуту не задумываясь о последствиях своих действий.
Только теперь мы начали понимать, что одно лишь изменение деятельности может спасти Землю от катастрофы. Наш образ жизни серьезно нарушил равновесие естественной среды. Колоссальные изменения, происходящие в настоящее время, могут кончиться очень плохо.
Вредные газы, прогрессирующее загрязнение, бездумная вырубка лесов - все это ведет к опасному потеплению климата на земном шаре. Деятельность человека уже привела к частичному или полному исчезновению многих животных и растений.
Если мы не посвятим больше энергии спасению погибающей природы и не изменим наши во многом деструктивные действия, грядущим поколениям, возможно, придется изучать природу только по естественнонаучным фильмам.
Коммуникативные: проявление активности в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения. Высказывают свое предположение.
Личностные УУД: Умение слушать товарищей и учителя. Опора на свой жизненный опыт
4. Работа по станциям Слайд 6.
Сегодня мы с вами будем путешествовать тропой природы. Мы побываем на таких станциях как: «Лесная», «Цветочная», «Пернатые», «Грибная», «Уши, лапы и хвосты», «Шестиногие».

Слайд 7.
Первая станция – «Лесная».
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса.
Слайд 8.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице - воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу — значит охранять Родину».
Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить её без тенистых дубрав, светлых берёзовых рощ, величественных лесов Сибири.
Каково значение леса?
Слайд 9.
Лес — это наше богатство!
Лес — это зеленый наряд нашей Земли!
Там, где лес, всегда чистый воздух!
Лес — это дом для зверей и птиц!
Лес — это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Темный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!»
Слайд 10.
Станция «Цветочная».
Доклад ученика
Слайд 11.
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные …
(ромашки)
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.
(одуванчик)
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий, пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный…
(мак)
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
Зовут меня люди царицей цветовЗа цвет и за запах,
Хоть куст мой вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих цветов?
(Роза)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Слайд 12.
Станция «Пернатые».
Доклад ученика:
От рассвета до заката —
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встает,
За собою в путь зовет:
«Люди добрые — проснитесь!
На работу торопитесь.
Птичий хор уже давно
Раздается за окном».
Птицы обитают во всех уголках земного шара. Удивительные создания, и по своим повадкам, и по своему строению.
Слайд 13.
Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ...
(соловей)
Днем спит, ночью летает,Прохожих пугает.
(филин)
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Черной тенью кружит...
(ястреб).
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ...
(кукушка)
Всё время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.
(дятел)
Ловит каждый шорох чутко,А как крикнет станет жуткоВздрогнет сонная трава. Это ухает ...
(сова)
Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых-вредителей и грызунов. Я думаю, будет справедливо, если мы хотя бы немного позаботимся о них: накормим в суровую голодную зиму.
А сейчас отгадайте загадку:
С виду он похож на зонтик,Только меньше во сто крат.Коль гроза на горизонте,Он бывает очень рад.Если дождик и тепло,Он считает – повезло!
(Грибы.)
Слайд 14.
Мы на станции «Грибная».
Доклад ученика.
Слайд 15.
А сейчас у нас рубрика «Это интересно».
1. Белка заготавливает на зиму 600 грамм сухих грибов.
2.Среди трубчатых грибов быстрее всех растет подберезовик — по 4-5см в сутки.
3.Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
4.Лисички и луговые опята — единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми.
Послушайте предложения и найдите в них ошибку.
Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
Грибы срезай аккуратно ножиком, чтобы не повредить грибницу, ведь тогда на этом месте вырастут новые грибы.
Надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
Лучше всего собирать грибы возле дорог, промышленных предприятий, ведь там все грибы зараженные.
О грибах написано много сказок, пословиц, рассказов, стихов.
Нас не зря зовут лисички,
Мы лукавые сестрички.
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Вот свинушки у тропинки,
Ловят мягкие дождинки,
Чтоб в жару могла синица
Дождевой воды напиться.
А сейчас мы на станции, которая называется «Уши, лапы и хвосты».
Слайд 16.
Доклад ученика
Отгадайте животное по описанию.
Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На кончиках ушей характерные чёрные кисточки.
(рысь)
Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь, шагом, этот зверь идёт след в след. Если идёт целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных.
(волк)
Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки.
(бобр)
А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг., может легко преодолевать снежные сугробы, болота, хорошо плавает.
(лось)
Поглядите, медведь и лось,
И котенок Васька небось?
Даже муха, вот это да, —
Окружающая среда!
Я люблю на озере тишь
И в пруду отражение крыш.
Брать чернику в лесу,
Барсука люблю и лису. Я
люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
Слайд 17.
Станция «Шестиногие».
Доклад ученика
Слушают учителя, доклады учеников
Доклад ученика
Цветы одаривают нас радостью, украшают и расцвечивают множеством красок мир. Они научились говорить за нас и понимают все мысли людей.
Цветы - творения, вызывающие у людей бурю положительных эмоций. На Востоке издревле пользуются специальными методиками цветочной терапии, основанной на созерцании цветущих растений. Давайте смотреть на наш мир глазами цветов!
Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни — словом, растения — это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Какие вы знаете цветы?
(Ответы детей.)
Доклад ученика:
Птицы нам дороги не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего посёлка. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Охрана природы – дело народа. Милая Родина! Ты год от годаДолжна становиться краше.Охрана природы – дело народа,Моё, твоё, наше!
Доклад ученика.
Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом, - это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве и состоит из тонких белых нитей - грибницы. Как паутинки они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Грибница иногда живёт сотни лет. Для того, чтобы в каком-нибудь месте грибницы из земли пробилось плодовое тело, нужна влага и тепло. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам. Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны. Грибы очень богаты белками. Иногда их даже называют “вторым мясом”. Высоко в них и содержание микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия).
Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.
Доклад ученика
Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше. Число видов диких животных, жизненно важных для человека, возрастает. Животные используются в медицине для проверки лекарственных препаратов. Это источник белка для нас. Все больше развитие принимает наука – бионика, исследующая возможности применения биологических принципов в технике. С каждым исчезнувшим видом животных безвозвратно исчезает целый ряд замечательных задатков, кодов и механизмов, которые человек уже никогда не узнает.Проблема охраны животных становится все более неотложной. В то же время, на значительное число диких животных ведется охота.
Доклад ученика
Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. У всех взрослых насекомых по б ног, а тело состоит из 3 частей: головы, средней части тела и брюшка. На голове 2 усика. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчелы и шмели. А другие — божьи коровки, муравьи, уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы поедают комаров. Лес, где живут муравьи, всегда чист и свеж. В нем много ягод и грибов. Я хочу вам предложить разгадать кроссворд. Мы вспомним некоторых маленьких жителей наших садов и огородов. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.

По горизонтали:
5.На миру живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
6.Голубой аэропланчикСел на желтый одуванчик. (Стрекоза)
7.Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)
По вертикали:
1.Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает? (Сверчок)
Пестренькие платьица
Присели на листок.
Тронь — и вновь закружится
Порхающий цветок. (Бабочка)
В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (Муравей)
4.Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела) Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения. Высказывают свое предположение.
Личностные УУД: Умение слушать товарищей и учителя. Опора на свой жизненный опыт
5. Итог Слайд 18.
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны —
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
(Б. Заходер)
Конечно, беречь каждое деревце, каждую веточку, каждый цветочек, не губить, не ломать их, не разорять птичьи гнезда, не трогать муравейники очень трудно. Не загрязнять реки, пруды и озера — еще труднее. Но мы должны приложить все усилия, чтобы не делать этого.
Я думаю, ребята, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке. Давайте повторим все еще раз.
Ответы детей.
Слайд 19.
Наша земля удивительна и прекрасна. Давайте будем её любить и беречь
Слушают учителя Регулятивные: высказывают своё предположение
Коммуникативные: слушать и понимать речь других