Урок здоровья «Искусство быть здоровым»

Муниципальное общеобразовательное учреждении
« Средняя общеобразовательная школа № 40»














Урок здоровья:
« Искусство быть здоровым»
















2013-2014
учебный год

Цели: - рассказать о значимости здоровья для каждого человека
- формировать жизненную позицию, нацеленную на сохранение здоровья
- развивать представления о взаимосвязи человека и природы


Оборудование: иллюстрированные плакаты: « Волшебные слова», « Чистота – залог здоровья», « Режим дня», « Береги глаз как алмаз», « Лекарственные советы», детские рисунки.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок Здоровья. Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.
Машинист: «Ребятам объявляется, что поезд отправляется, немедля отправляется от станции «Москва» до первой станции «Слова».

Ребята под музыку исполняют песню:

Мы едем, едем, едем,
В далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся,
О том, как мы живём...
Тра-та-та тра-та-та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку-забияку
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Вот компания какая!
Проводник: «Внимание! Первая наша остановка ««Волшебные слова».
Исполняется песня « От улыбки хмурый день светлей», слова М. Пляцковский, музыка В. Шаинский,
Радость постарайся дать другим,
Помогай им в случаях тяжёлых,
Главное, прошу, не позабудь:
Жизнь даётся людям не напрасно:
Предстоит тебе нелёгкий путь,
Прошагай его с улыбкой ясной,
( Борис Симонов)

На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Учитель: А какие ещё волшебные слова вы знаете?
Отгадайте, о каких словах идёт речь в стихах, которые прочитают ребята?

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)

Это сокращённое произношение двух слов: спаси и боже, бог. Такими словами в России было принято выражать благодарность: «Спаси, господи!»

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Друзья мои! Внушайте людям веру!
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей!

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Здороваясь, люди желают друг другу здоровья, а пожелания всегда сбываются.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)

Простить, а значит исцелить.
Исцелить - от вины освободить.

И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)

До свидания, даря надежду на скорое свидание.

Учитель: Почему эти слова называются волшебными?

Да, они волшебные, потому что те люди, которые их произносят становятся добрыми и ласковыми, а которые их слышат - тоже меняются.
Л. Н. Толстой писал: « Слово – дело великое, великое, потому что оно может служить любви, но оно же может служить и вражде и ненависти».

А вот добрый волшебник появился в нашем классе,
И принёс он нам шары
Невиданной красы,
Но подарит нам лишь те,
Что сохранят бодрым наше настроение? (на шарах надписи, дети выбирают нужные шары, они прикрепляются к доске)
(Скука, печаль, отчаяние, страх, злость, радость, увлечённость, надежда, уверенность, доброта.)

Учитель: Если вы будете правильно относиться к людям, тогда вы будете жить счастливо, и у вас всегда будет много друзей.

Машинист: «Наше путешествие продолжается».

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
А если нас увидит,
Иль встретит кто-нибуд ,
Друзей он не обидит,
Он скажет:“В добрый путь!”

Тра-та-та тра-та-та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку-забияку
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Вот компания какая!

Проводник: «Внимание! Вторая остановка «Чистота – залог здоровья».
Учитель: Посмотрите увлекательную сценку о гигиене.
Ученик (третий персонаж) выходит на сцену с письмом в руках. По нему видно, что он чем- то расстроен. Вскоре появляются и два других участника. С тревогой смотрят на третьего.
Первый персонаж: Вы чем-то расстроены?
Третий персонаж: Ну, как же не расстраиваться? Сколько раз говорят ребятам, что нужно слушать старших, не обижать животных, аккуратно складывать свои вещи...
Второй персонаж: И не есть немытых фруктов....
Первый персонаж: И нужно мыть руки перед едой, а ноги перед сном, а не наоборот.
Второй персонаж: Руки перед сном, а ноги перед едой...
Третий персонаж: Да! И вы напрасно шутите – гигиена особенно важна! А вот (трясёт письмами )
письма - пишут бабушки, дедушки, дяди, тёти, мамы, папы – не моют рук ребята...
Первый персонаж: А я вам так скажу: когда ребятам говорят всё время одно и то же: мойте руки, убирайте постель, убирайте постель, мойте руки – так скучно становится, что ничего этого делать не хочется!..
Третий персонаж: Что значит – скучно? Конечно, выслушать полезный совет – это не сказочку послушать... ( Останавливается, задумывается.) Да, не сказочку... А вы знаете - у меня идея! Давайте им покажем весёлую сказку!
Первый персонаж: Давайте! Дорогие ребята! Слушайте весёлую сказку! Жил да был царь. И был у него сад, в котором росли яблони с золотыми яблочками. Каждое утро царь вставал...
Второй персонаж: Умывался, чистил зубы, делал зарядку...
Первый персонаж: И отправлялся в сад. И вот однажды...
Третий персонаж: (в образе царя) А – а! Кто съел мои золотые яблочки! В принципе мне не жалко, но они же немытые!..
Второй персонаж: Прибежали на крик царёвы сыновья. Самый смышлёный, Иван – царевич , покрутился под яблоней и говорит...
Первый персонаж: (в образе Иван – царевича). Это, наверное, Жар – птица склевала – вон кругом перья разбросаны!
Третий персонаж: Дорогие ребята! не разбрасывайте повсюду свои вещи!
Первый персонаж: Батюшка! Дозволь мне, Иван – царевичу, поймать Жар – птицу да поучить её уму – разуму?
Третий персонаж: Да как же ты её поймаешь? Она в клетке живёт у Кащея Бессмертного! А никак он тебя услышит, когда ты за птицей в сад полезешь?
Первый персонаж: Кто? Кощей? НЕ услышит! Он же уши не моет никогда...
Третий персонаж: Да? Ну, тогда поезжай...
Второй персонаж: Сел Иван – царевич на коня и поскакал. Видит, в поле дуб стоит и на нём написано...
Третий персонаж: Дорогие ребята! Не пишите на деревьях, заборах и других общественных местах!
Второй персонаж: Ну, мы же не об этом сейчас...
Третий персонаж: Да? Извините...
Второй персонаж: И на дубе написано: «Направо пойдёшь – себя не найдёшь, налево без коня уйдёшь...»
Первый персонаж: А, пойду налево! Без коня, так без коня...
Второй персонаж: Неправильно! Ребята, берегите животных!
Первый персонаж: Ну, правильно – неправильно, а уж не вернёшь. Выскочил навстречу Иван – царевичу Серый волк!
Второй персонаж: У – у – у! Ням – ням - ням..
Первый персонаж: Ой, кто это?
Второй персонаж: Это я, волк, лесной санитар! Конь – то у тебя трус какой – убежал! Ну, ладно, я тогда тебя съем, Иван – царевич!
Первый персонаж: Да? А вы лапы перед едой вымыли?
Второй персонаж: Нет...
Первый персонаж: А в какой лапе нож держать, в какой вилку – знаете?
Второй персонаж: Не знаю...
Третий персонаж: Дорогие ребята! Учитесь правильно пользоваться за обедом столовыми приборами!
Второй персонаж: Иван – царевич, научи меня, правильно есть! А я тебя за это к Кощею отвезу...
Третий персонаж: Пообещал Иван – царевич волку и они поскакали! прискакали к Кощею в сад, взял Иван – царевич клетку с Жар – птицей...
Второй персонаж: Хе-хе! Кощей со своими немытыми ушами даже не шелохнулся!
Третий персонаж: А потом хватился, бросился в погоню – у – у – у!
Второй персонаж: Иван – царевич, плохо дело – догонет Кащей! Бросай назад волшебное мыло!

Третий персонаж: Бросил Иван-царевич мыло – гора выросла перед Кащеем!

Первый персонаж: Дорогие ребята! Пользуйтесь детским мылом! Мыло – ваш друг!

Второй персонаж: Объехал Кащей гору и опять догоняет! Царевич, гребешок у тебя есть?

Первый персонаж: Чего?

Второй персонаж: Я говорю: «Гребешок у тебя есть»?

Первый персонаж: А как же! Он у меня всегда с собой!

Второй персонаж: Бросай!

Третий персонаж: Бросил Иван – царевич гребешок – дремучий лес вырос перед Кащеем!

Первый персонаж: Дорогие ребята! Всегда носите с собой расчёску!

Третий персонаж: Вошёл Кащей в лес и заблудился! Ребята! Учитесь пользоваться компасом в лесу!

Второй персонаж: А мы с Иван - царевичем спокойненько скачем домой...

Третий персонаж: И того не знают, что братья Иван – царевича тоже за Жар – птицей отправились! Вот, как бывает, когда долго не пишешь маме и папе. Вдруг увидели братья в чистом поле спящего Иван – царевича и рядом клетку с Жар – птицей...

Второй персонаж: А волк в это время в лесу умывался, чистил зубы, делал утреннюю гимнастику.

Третий персонаж: Братья отрубили спящему Иван – царевичу ноги...

Первый персонаж: Дорогие ребята! Не спите долго! Вставайте по будильнику!

Третий персонаж: А братья схватили Жар – птицу и бегом!

Второй персонаж: Волк вернулся, видит – Иван – царевич отдельно – ноги отдельно... Ты что же, Иван – царевич, не мыл ноги живой водой перед сном?

Первый персонаж: (плача). Ой, не мыл, не мыл...

Второй персонаж: Ну, ладно, помогу тебе ещё раз! Плеснул царевичу на ноги живой водой – они приросли.

Третий персонаж: А волк бросился в погоню, догнал братьев, вымыл лапы перед едой и съел братьев! Они только хрустнули!

Второй персонаж: Вот, что значит хорошо чистить зубы! Кого хочешь можно съесть!

Первый персонаж: Поблагодарил Иван – царевич волка, взял клетку с Жар – птицей.

Третий персонаж: Вдруг Жар – птица говорит ему: «Ты корми меня Иван – царевич, три дня отборным пшеном».

Первый персонаж: Так и сделали! Три дня ела отборное пшено Жар – птица, а на четвертый...

Второй персонаж: Ап! Превратилась в Василису Прекрасную!

Третий персонаж: Дорогие ребята! Подкармливайте птиц!

Первый персонаж: А Иван – царевич с Василисой Прекрасной сыграли свадебку и жили счастливо и очень – очень долго...

Третий персонаж: Потому что никогда не ели немытых овощей и фруктов!

Учитель: Послушайте нашего гостя, доктора Айболита.

Доктор Айболит:
Лечу я ребятишек, когда они больны,

Горчичники и капли мне вовсе не нужны.

Мой метод не известен ни одному врачу,

Скажу вам по секрету:

Я танцами лечу!

Милый танец Летка- енка

Аппетит улучшит вмиг,

Если спляшешь хорошенько,

Обедать будешь за двоих!

Если кто-то задавался,

Обходя всех стороной,

Пропишу два тура танца –

И поправится больной!

А задорной польки звуки

Плаксу вмиг развеселят,

И не станет сразу скуки

У скучающих ребят!

Таблетки не излечат от лени и тоски,

Бессильны в этом деле пилюли, порошки,

Но там, где не помогут микстура и укол,

Лекарство выручает, что сам я изобрёл!

Физминутка с доктором Айболитом под музыку «Танец маленьких утят»


Доктор Айболит:

Задаю вопрос детишкам,

Всем девчонкам и мальчишкам,

Помни мой совет простой:

Руки мой . (перед едой)

Хорошо, теперь ответьте
На другой вопрос мне, дети!
Ежедневно, с ранних лет,
Надо ль зубы чистить?

Плохо слышу, вот беда!
Зубы надо чистить? (Да!)

Учитель: Молодцы, ребята! Чтобы вы никогда не забывали эти важные советы и всегда их выполняли, давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

.

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?



Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?



Кто одежду «бережет»,

Под кровать её кладет?



Кто ложится рано спать

В ботинках грязных на кровать?



Машинист: «Наше путешествие продолжается».

Ребята под музыку исполняют песню:

Мы едем, едем, едем,
В далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся,
О том, как мы живём...
Тра-та-та тра-та-та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку-забияку
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Вот компания какая!
Проводник: «Внимание! Третья остановка «Режим дня».

Учитель: Послушайте рассказ и исправьте в нём ошибки: (Учащиеся читают рассказ по ролям)

Солнышко тихо – тихо постучало в окошко и, отодвинув занавеску, заглянуло в комнату. В кровати, сладко посапывая, спал маленький рыжеволосый мальчик. Солнышко улыбнулось, пощекотало курносый, усыпанный веснушками нос и нажало на кнопку будильника.
- Дзинь, - раздался громкий звонок, - Миша пора вставать, в школу опоздаешь! – раздался женский голос из соседней комнаты.
- Ничего не опоздаю, - заворчал Миша и повернулся на другой бок.
Когда минутная стрелка пробежала на циферблате полкруга, мальчик лениво вылез из кровати. «Миша немедленно умываться и за стол, - приказала бабушка. Мальчик подошёл к умывальнику, тщательно вымыл лицо и шею. «Ничего не забыл», - довольно подумал Миша. На завтрак бабушка приготовила очень вкусную кашу. Миша быстро расправился с ней и вдруг...
«Я же зарядку сделать забыл», - внезапно вспомнил мальчик, выскочил из – за стола и начал делать упражнения утренней гимнастики. Закончив зарядку, он оделся, схватил портфель и выскочил на улицу. Ух, какой мороз, даже неунывающие воробьи поёживались от холода. Миша вприпрыжку бежал в школу и, широко раскрыв рот, пел: «Хорошо на свете жить!» Немного мешал тяжёлый портфель. Его Миша нёс всё время в левой руке. Делал он это специально, чтобы левая рука была такая же сильная, как и правая.

Учитель: А чтобы вы не забывали, с чего начинается день, сейчас ребята проведут с вами весёлую зарядку (декламация стихотворения сопровождается движениями)
Хорошо проснуться сразу
И, стряхнув остатки сна,
Затянуться до отказа
Свежим ветром у окна.
И согласно распорядку,
По команде боевой В физкультурную зарядку
Окунуться с головой!
«Шагом марш! –
И в разных видах
Левой!
Правой!
Вдох и выдох!
Раз – присели!
Два – привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три согнулись и достали
До носка одной рукой!
Эй! Не спи!
Давай-ка вместе
На длину упругих рук
Встанем тут
И бег на месте!
Выше голову, мой друг!
Руки, словно, два крыла!
Шагом марш
Вокруг стола.
Прямо к водной процедуре,
А потом – и за дела! (хлопаем в ладоши)

Машинист: «Наше путешествие продолжается».

Ребята под музыку исполняют песню:

Мы едем, едем, едем,
В далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся,
О том, как мы живём...
Припев: Тра-та-та (3 раза),
Тра-та-та тра-та-та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку-забияку
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Вот компания какая!

Проводник: «Внимание! Третья остановка «Береги глаз как алмаз!»

Ребята читают стихи.

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь, шутя
Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик запах различать.

Руки, чтоб, ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

Ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут!

Но важнее для всех нас

Эта пара зорких глаз.

Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Стук в дверь, заходит Витаминка.

Витаминка: Здравствуйте! Вы меня узнали? Я - Витаминка. Как вы думаете, для чего я пришла? Правильно, для того, чтобы зрение было хорошим, надо принимать витамины. Витамины помогают хорошо видеть. Сейчас я предлагаю вам взять подносы и собрать полезные для наших глаз
продукты. Готовы?
Проводится игра: «Что полезно для глаз?»
Витаминка: Молодцы, ребята! В молочных продуктах, яйца содержится витамин А . В овощах и зелени также содержится витамин А. Фрукты и ягоды богаты витамином А и С. В орехах и зерновых культурах содержится витамин А. Морепродукты так же
богаты микроэлементами, которые необходимы для поддержания хорошего зрения. А еще для наших глазок полезен свежий воздух, занятия физкультурой, ежедневная гимнастика для глаз.
Витаминка проводит гимнастику для глаз: (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо
– вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.


Учитель: А как ещё нужно беречь глаза, расскажут ребята.

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!

Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!



Машинист: «Наше путешествие продолжается».

Ребята под музыку исполняют песню и выполняют танцевальные движения:

Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой!
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

"Тра-та-та тра-та-та
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку
Петьку-забияку
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Вот компания какая!"

Проводник: «Внимание! Четвёртая остановка «Лекарственные растения нашего края»
Выходят ученики с рисунками лекарственных растений:

Ученики (крапивята):

Эй, весёлые ребята!
Молодые крапивята,
О крапиве спойте нам!
Кто споёт всех веселее,
Приз тому я сладкий дам.
Из крапивных из листочков
Вкусные салаты!
А в салате из крапивы
Много витамина С!

Ученики (лук и чеснок):

Что сказать вам о себе?
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит –
Никогда не занедужит!

Ученик (калина):

Собирать мою кору
Нужно раннею весною.
Останавливают кровь
При кровотечениях мною.
Чудодейственный отвар
Может пить и млад и стар!
Ну, а осенью – подарок -
Кисти ягод огневых –
Рвите на зиму, ребята,
Много витаминов в них!

Ученик (сосна):

А ещё из нас, ребята,
Получают канифоль.
В медицине ей по праву
Отвели большую роль.
Из неё клеол готовят.
Всем хирургам нужный клей.

Ученик (липа):

Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.

Учитель: А какие вы, ребята, знаете лекарственные растения?
Природа щедро дарит нам свои богатства, но и мы должны на её добро отвечать добром:

Ученик (ландыш):
У меня к ребятам просьба убедительная есть.
Рвут весною нас повсюду,
Вянем мы в букетах зря.
Повсеместно истребленье
Нам грозит сейчас, друзья!

Подошло к концу наше путешествие. Чтобы вы посоветовали своим друзьям, чтобы они умели беречь здоровье смолоду:
1. Четкий режим дня.
2. Свежий воздух.
3. Больше смеха.
4. Физическая активность.
5. Правильное питание.
6. Вести здоровый образ жизни.

Бычинская А. А.
учитель МОУ «СОШ №40»
Г. Старый Оскол




Используемая литература:

«Сценарии школьных праздников», Л. И. Виноградова, С. В. Кузнецова, Москва, «Просвещение», 1996г
«Внеклассные мероприятия», М: ВАКО, 2004г
Праздники в школе. 1-4 класс. Сценарии. Конкурсы. Викторины. Игры
Составитель: Надежда Зимина, «Центрполиграф», 2011 г.
«Калейдоскоп праздников», Т. Виталева, «Экзамен», 2014 г.

15