Урок внеклассного чтения по теме «От искусства быть читателем к искусству быть человеком», (8-9 класс)

Цели урока.

Учебная цель: ознакомить учащихся с методом « погружения» в художественный текст, выработать навыки литературного анализа текста посредством работы с художественной деталью.

Воспитательная цель: формирование эстетического восприятия окружающей действительности, творческих возможностей, нравственного начала.

Оборудование урока:

1.Стенд - книжная выставка « Таланты России».
2.Стенд - книжная выставка « Моя Россия».
Музыка, видео:
1.Песня « Дорога» в исполнении Е. Шавриной.
2. Фильм « Московский Кремль».

Эпиграфы к уроку:
Служенье муз не терпит суеты.
Прекрасное должно быть величаво.
А.С.Пушкин.

Всякое стихотворение – покрывало, Растянутое на остриях нескольких
слов. Эти слова светятся, как звезды.
А.Блок.

Ход и содержание урока.
Вступительное слово учителя:
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Вы сегодня мои помощники, друзья и сотрудники.
Тему нашего урока я обозначила так: « От искусства быть читателем к искусству быть человеком». Запишем это в тетради .Эпиграф нашего урока- строки из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин».
Беседа.
1.Какие слова в теме урока и эпиграфа вы считаете ключевыми? Почему?
2.Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
3.Связаны ли эти слова между собой?
(Искусство- муза - прекрасное- величаво).
4.Что значит» величаво»? Что хотел сказать нам поэт?
5.А где в жизни мы можем увидеть предметы искусства? Назовите мне «адреса»
прекрасного, величавого.
(Музей – галерея – выставка).
Слово учителя.
А кто может творить прекрасное, чтобы оно стало величавым? В пьесе Шеффера « Амадей» один из героев Сальери задается вопросом: « Почему же в мире много серости»?
Ответ, видимо, знали древнеиндийские мудрецы, сложившие вот такую легенду: « Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое богатство. Поместить на вершине горы – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане, но и там ненадежное место. Тогда и решил Брахма спрятать божественный дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает».
А сейчас мы посмотрим фильм « Московский Кремль».
Просмотр фильма.

Зачем? Чтобы заговорила душа. А где живет душа? В сердце.
Беседа. Слова учителя.
Мы увидели творения рук и сердец людей добрых, красивых, ибо только красота освобождает нас от повседневности, от насилия, жестокости.
На чем строится этот мир? Послушайте стихотворение. Это перевод с чешского языка.
Мы строим этот мир
Глазами своей любви,
Поэтому он красив.
Мы носим этот мир
В ладонях своей доброты,
Поэтому он широк.
Мы строим этот мир
Руками своих надежд, Поэтому он высок.
Мы будим этот мир
Светом веры своей,
Поэтому он чист.

Сделаем вывод: на чем же строится мир прекрасного бытия и доброго?
(Ответы учащихся: он строится на любви, надежде, доброте и вере).
Всегда ли это бывает так?
( Ребята приводят примеры жестокости мира, в котором живем).

Слово учителя.
Я хочу познакомить вас с поэтом Глебом Горбовским. Он живет в Санкт-Петербурге.
Пишет стихи, печатает в журнале « Наш современник».
Ребята, во все времена литература отвечала на вопрос: «Что есть человек»? и поэт
Своим творчеством пытается ответить на этот вопрос: где учатся человечности?

Учитель читает текст Г.Горбовского «Предзимье. Кладбище раздето».

У ребят на столе тексты стихотворения Г.Горбовского « Предзимье. Кладбище раздето».
(Метод «погружения» в текст.)
Поэт- художник, он рисует словом. Надо учиться читать текст. Видеть образ, созданный автором:
1.Какое настроение у автора? Почему?

2.Как автору удается достичь этого?

3.Какую картину нам рисует лирический герой? С помощью
чего?
4.Обратите внимание на слова А.Блока, взятые в качестве эпиграфа. Найдите ключевые слова в стихотворении.

(Архаровцы, крест, разрытая могила).

5.Какие выражения также стоило бы выделить здесь?
- Что, братцы, с человеком происходит в наши дни? Что с нами будет, господа»?
Слово учителя.
1.Идея в чем? ( В ответе на вопрос).
2.Как избежать этого? ( Надо построить храм в своей душе).
Вот путь от храмов России к храму души, но храм не только церковь, это и « храм науки».

Звучит песня в исполнении Е. Шавриной « Дорога».

Итог урока.

Обращение к ребятам.

- У вас на столе есть варианты ответа на вопрос « Мой путь к храму души».
Выберите нужные варианты, те, которые помогают построить « храм души».
Будьте честными.

2. Почитайте старших.

3.Ждите похвалы за доброе дело.

4.Живите в мире.


5Любите ближнего как самого себя.


6.Живите в свое удовольствие

7. Будьте милосердными.

8.Умейте любить человека.



























15