Можно ли в России можно стать богатым человеком честно ?


Урок обществознания, 11 класс, Солонько Александра Жановна
Тема урока: Можно ли в России можно стать богатым человеком честно ?
Цель урока: учащиеся формируют умение и навыки вести дискуссию, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
-обучающая: учащиеся обобщают и систематизируют понятия по теме «Факторы производства»; углубляют знания по экономическим ресурсам, приобретая теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни;
-развивающие: учащиеся развивают умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации сведения из разных источников, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
-воспитательные: учащиеся приходят к пониманию значимости разных видов ресурсов для развития страны и уровня жизни человека, продолжить воспитание толерантного отношения к другим точкам зрения.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, практическая.
Необходимое техническое оборудование: класс (локальная сеть).
Дидактические средства: ЭОР, правила ведения дискуссии, дополнительные материалы по биографиям богатых людей России и мира (Б. Гейтс, С. Сталлоне, У.Дисней, Е.Плющенко и др.), материалы СМИ по ресурсам РФ и Забайкальского края, учебные тексты по развитым странам мира (Япония, США, Китай) распечатка готовой домашней таблицы
Опережающее задание для учащихся: изучить параграф учебника, дополнительную литературу по ресурсам страны, заполнить таблицу.
Фактор производства Сущностная характеристика Измерение фактора Класс ресурсов Вид факторного дохода Время приоритетного развития
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
(в мин.)
1.Организационный
Момент Проверка отсутствующих, наличие дежурных, приветствие, организация внимания Подготовка к уроку 2 мин
2.Актуализация знаний 1. Ресурсы
http://www.50.economicus.ru/Билл Гейтс остается самым богатым американцемhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9,_%D0%A3%D0%BE%D0%BB%D1%82http://www.plushenko.ru/biography/Задача этапа: учащиеся приходят к пониманию значимости разных видов ресурсов для развития страны и уровня жизни человека
Учащиеся знакомятся с данными журнала «Фобс» о количестве богатых людей в России. Задает вопрос о значимости информации для учащихся, и источниках богатства этих людей Актуализация знаний учащихся по ресурсам через визуальный ряд (разные виды ресурсов, фотографии известных богатых людей, флаги США, Японии, Китая), метапредметные связи с географией, экономикой.
Вопрос: что общего между всеми представленными фотографиями?
Классифицируйте по группам, представленные факторы производства.
Учащиеся приходят к выводу, что все представленные ресурсы, при рациональном подходе дают возможность быть богатым
Вопрос: Кто хотел бы стать богатым человеком? 3 мин
3.Формулировка цели и задач урока Постановка проблемы урока: согласны ли вы, что в России можно стать богатым человеком?
Целеполагание через деятельность учащихся, корректировка на основании знание учащихся Учащиеся пытаются определить цели и задачи урока. 2 мин
4.Мотивация 2. факторы производства
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55300bbe-979c-4744-b80f-ec4901acd7e1/%5BEC911_03%5D_%5BPS_01%5D.swfзадача этапа: учащиеся развивают умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам
Мотивация с учетом особенностей класса.
Мотивация профессиональное самоопределение, личная значимость проблемы урока.
Выбирают из изученных ими ресурсов те, которые, по их мнению, сделают их богатыми. (земля, труд, капитал, информация, предпринимательство) 2 мин
5.Изучение нового материала 4. Материалы для изучения
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0d38fcc6-09f9-8878-6355-6352f047d382/?http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74d2f1ed-8e18-87eb-265b-e021d15f0db5/1011414A.htmЗадача этапа: учащиеся дают определение «факторам производства», характеризуют их. Учащиеся развивают умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации сведения из разных источников, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы Работа в группах. Группы формируются в зависимости от выбора учащихся на предыдущем этапе урока.
Каждая группа получает пакет материалов, состоящий из материалов по биографиям богатых людей, статьи СМИ о ресурсах РФ.
Задание: каждая группа, используя дополнительный материал, подбирает аргументы в защиту своей точки зрения, по способу стать богатым.
7 мин
6.Соообщение новых знаний Задача этапа: воспитание толерантного отношения к другим точкам зрения.
Корректировка выводов, при необходимости дополнение Каждая группа представляет свои результаты работы (аргументы, примеры). Вступают в спор, опираясь на данные таблицы, заполненной ими самостоятельно в качестве домашнего задания.
Вопросы для дискуссии:
Существую ли в РФ способы легально разбогатеть?
Действительно ли, что на разных этапах развития человечества, приоритет имели разные виды факторов производства?
Потерял ли свою значимость сегодня такой ресурс как земля?
А какой, по вашему мнению, ресурс приоритетен в России сейчас у разных слоев населения? А в Забайкальском крае? А в своем районе? А в своем месте жительства?
Кого из своих знакомых, вы считаете богатым человеком?
Что такое «богатство»? А с точки зрения экономики?
Чем можно объяснить, богатство стран, таких как Япония, Китай, США при отсутствии ресурсов.
Приведите примеры из истории воин за ресурсы.
Учащиеся приходят к пониманию относительности понятия «богатство».
Делаются выводы о приоритетной значимости отдельных факторов для современной экономической ситуации в России и для Забайкальского края.
Приходят к пониманию значимости различного вида ресурсов для отдельных стран и людей. 12 мин
7.Контроль знаний Задача этапа: оценивание, самооценивание Получают образец домашней таблицы, и критерии оценивания правильности заполнения (1-2 ошибки-«5», 3-4 ошибки- «4», 5-6 ошибок – «3»)
1.работа с домашней таблицей-дополнить, самооценка после сравнения с образцом.
После написания сказки взаимопроверка по партам.
2. Написать экономическую сказку (не более 12-15 предложений) на сюжет любой известной русской народной сказки («Колобок», «Маша и медведи», «Красная шапочка» и др.), используя понятия урока, при этом, не искажая экономический смысл понятий.
3.письменно высказаться по проблеме урока «согласны ли вы, что в России можно стать богатым человеком?» Обосновать свою точку зрения.
Рефлексия «мишень», выставление оценок 15 мин
8.Домашнее задание 3 ЕГЭ
http://humanitar.ru/Задача этапа: совершенствование умения поиска нужной информации по заданной тема в источниках различного типа и перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Задание :
Составить задания части А, В по теме «Факторы производства (ресурсы)».
2мин