Конспект урока по самопознанию на тему Быть трудолюбивым в 5 классе


План урока самопознания
Школа: КГУ ОШ №3 Дата: 06.02.17 № 21
Тема: «быть трудолюбивым»
Ценность: Праведное поведение
Качества: справедливость, пунктуальность, работать ответственно
Педагог: Анатаева Римма Амандыковна
Класс: 5 «В» Кол-во уч-ся - 23
Цель: расширение представления учащихся о ценности праведное поведение, через трудолюбие.
Задачи:
- воспитывать чувство ответственности в работе
- развивать умение делать все вовремя
- воспитывать чувство справедливости во всем
Ресурсы: (материалы, источники)
Музыка звуки природы, маркеры, магниты, ватманы,
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. «прогулка в лес» (музыка)
Проверка домашнего задания.
«семейная драгоценность» читать, отвечать на вопросы с.67
-Кaк кузнец дoгадался о хитpости сына?
-Почему для кузнeца егo инструмент доpoжe всeх богатств?
- что значит трудиться? Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
«землю- солнце красит, а человека- труд»
Народная мудрость
1. Как вы понимаете данное выражение?
2. Для чего человеку необходимо трудиться?
3.в чем ценность и значение труда? Рассказывание истории (беседа).
"Иди вперёд"
Жил на свете один дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды мудрец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав "Иди вперёд"Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд пока не дошёл до сандалового дерева. Он был обрадован такой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться почему добрый мудрец, не сказал ему отом, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день , дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше, нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди , сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золота, потом- алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства.
-О чём эта притча?
-Что значит "Иди вперёд?"
(Именно таково положение человека, который стремиться к истинному знанию, к труду: если он не остановиться в своём движении, после того как достигнет некоторых успехов, то в конце концов, найдёт богатство вечного знания и истины труда)
Трудолюбие - важное положительное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой. Трудолюбивый человек отличается любовью к труду, усердием в работе.
Умение честно и добросовестно трудиться способствует духовному и физическому совершенствованию человека, помогает достичь ему поставленных целей. 5.Творческая деятельность, групповая работа.
Все в этой жизни не возникает само по себе, просто так. Все создается трудом. И человек стал человеком благодаря своему трудолюбию. Принято говорить: «Труд облагораживает человека». Это, действительно, правда.
 Если бы мы не трудились, мы не достигли бы того уровня, на котором сейчас находимся. Человек так бы и жил в пещере, ел сырое мясо и думал, что Земля квадратная. Он никогда бы не увидел нашу красивую планету со стороны. Никогда бы не смог подняться в голубое небо, увидеть космос. Труд – это движение вперед, это прогресс, порыв, путь к новому, неизвестному, дорога в будущее. Наши предки всегда ценили труд других и уважали трудолюбивых людей. О труде сложено множество пословиц и поговорок. А вы их знаете? Давайте проверим, кто из вас знает больше всех пословиц о труде. Для этого разделимся на две команды. Произнося пословицу, вы должны рассказать о том, чему она нас хочет научить. (Дети соревнуются).
Продолжи
- Землю солнце красит, а человека - труд.
- Человек от лени болеет, от труда здоровеет.- Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- За все браться - ничего не сделать.
- Где охота и труд, там поля цветут.
- Ученье и труд рядом живут.
- Труд без пользы - то же безделье.
Скажите что такое труд?
Труд-работа, занятие.
Труд-усилие для достижения чего-либо.
Труд- результат деятельности.
- А результаты труда? Можно ли их увидеть, ощутить? Приведите примеры
Игра
-Я буду называть вам профессии, а вы - результат труда этих профессий:
Строитель, шахтёр, композитор, художник, кондитер, писатель, учитель, врач
-Легко ли было называть результат труда?
(Как видите, результат труда многих специальностей не сразу и не очень заметен, но без них нам пришлось бы плохо)
-Заполним копилку эрудита, подобрав к слову ТРУД родственные слова:
1. трудный- требующий большого труда, усилий.
2. трудолюбивый -любящий трудиться
3. труженик- тот, кто трудиться.
4. трудовой-основанный на применении.
5. трудяга-очень трудолюбивый.
6. трудоустройство
7. трудоспособность
8. трудиться
9. трудолюбие-качество
-Наполнив копилку, мы встретились со словами труженик, трудолюбивый.
Давайте познакомимся с тружениками нашего края и великими людьми области.
Далее написать на листе качества человека трудолюбивого и нетрудолюбивого.
-Чтобы вас могли назвать тружениками, нужно обладать определёнными качествами. Какими? (трудолюбие, сообразительность, требовательность, решительность, самостоятельность, терпеливость, бережливость, старательность, любознательность, работоспособность, аккуратность)- А чего не должно быть? (недобросовестности, неаккуратности, неисполнительности, небрежности, торопливости, лживости,) 
Трудолюбие приносит человеку уважение окружающих, радость от результатов своего труда, возможность получить работу, которая нравится. Недаром говорят: труд – основа жизни. И у каждого человека есть определенные обязанности. Если кто-то их не выполняет, значит, за него это придется сделать другому. Это несправедливо.
Рекламный плакат «быть трудолюбивым» 6.Групповое пение.  Сл. А. Хаита Мyз. Б. Савельева
ПЕСЕНКА ЛЕОПОЛЬДА
Мне сегодня весело с самого утра,
Напеваю песенку про свои дела.
А дела прекрасные, всё мне по плечу,
И скажу не хвастая — горы сворочу!
Никогда не теряй, не теряй своей мечты!
Твёрдо верь, твёрдо знай — всё на свете можешь ты!
Если получается всё наперекос,
Не впадай в отчаянье и не вешай нос!
В самом трудном случае хвост держи трубой —
И тогда получится всё само собой!
Никогда не теряй, не теряй своей мечты!
Твёрдо верь, твёрдо знай — всё на свете можешь ты!
До чего же радостно делать чудеса
Строить лодку с парусом и сажать леса
Выпекать пирожные, земли открывать
Для людей хорошие песни напевать
Никогда не теряй, не теряй своей мечты!
Твёрдо верь, твёрдо знай — всё на свете можешь ты!
До чего же радостно чудеса творить
Все, что есть прекрасного людям подарить
Никогда не теряй, не теряй своей мечты!
Твёрдо верь, твёрдо знай — всё на свете можешь ты!
7.Домашнее задание.
Написать рецепт трудолюбия, или о том, как не стать ленивым 8.Заключительная минута тишины. Сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните все,о чем мы говорили на уроке –пусть это останется в ваших сердцах.
Пусть труд приносит вам и вашим родителям радость, счастье и удовлетворение! 
В завершении урока хочу вас познакомить с человеком, у которого всегда всё получается, слова не расходятся с делом, который старателен и аккуратен при выполнении любой работы. Откройте шкатулку, загляните в неё , передайте по кругу. Кого вы там увидели?