Методическая статья Социализация воспитанников в условиях интерната семейного типа


Социализация воспитанников в условиях
интерната семейного типа
Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит освоение индивидом языка, социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей, образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.
В настоящее время воспитание детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Опыт организации школы - интерната семейного типа показывает, что данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.
В интернате семейного типа максимально сохраняется связь детей-тундровиков со средой обитания, смягчаются противоречия внутри оппозиции "традиционная культура - школа", формируется ребенок как представитель своей среды, своего народа с присущим ему национальным самосознанием и миропониманием, готовый в то же время к диалогу и восприятию других культур.
Попадая в интернатскую среду, из тундры ребенок не только получает возможность адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность. Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях; и связь школы-интерната как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания, обретает форму сотрудничества и союза.
Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка.
Организация деятельности по социализации воспитанников прибывших из тундры в условиях интерната семейного типа имеет ряд особенностей и, строит деятельность по следующим направлениям:
Создание атмосферы доверия, уважения;
Ознакомление с социумом посёлка;
Формирование знания и навыков социального взаимодействия и общежития;
Формирование навыков самоорганизации, саморегуляции;
Развитие социально приемлемых увлечений
(развитие познавательных, эстетических, творческих);
Становление национального самосознания;
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.
Не секрет, что игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, поэтому во всех направлениях деятельности по социализации воспитанников по возможности используются сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры. Через игры дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые морально-нравственные качества.
Предлагаю подробнее остановиться на направлениях деятельности по социализации воспитанников.
Первое направление предполагает работу по созданию атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Наши воспитанники должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Недопустимы негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
Вновь прибывшие малыши должны почувствовать, что их ждали и с радостью принимают в интернатскую семью. С этой целью планируются традиционные мероприятия беседа «Давайте познакомимся», праздники «Посвящение в воспитанники интерната», «Осенний балл», игровые программы «Игротека», «Нам вместе весело играть». Старшие воспитанники разучивают с малышами подвижные игры, организовывают громкое чтение сказок. По возможности на мероприятия и праздники приглашаются родители.
У воспитателей интерната практикуются взаимодоверительные беседы с родителями в день сбора, индивидуальные и групповые беседы с малышами и их старшими братьями и сестрами с целью изучения индивидуальных особенностей детей.
Следующее направление предполагает ознакомление малышей с социумом посёлка. В этом направлении с воспитанниками ведется следующая работа:
организовываются тематические экскурсии с целью ознакомления с селом, с учреждениями и организациями: на почту, культурно-досуговый центр «Сияние Севера», сельскую библиотеку, пожарную часть, больницу, аптеку… Малышам в доступной форме объясняют, предназначения этих учреждений;
знания, полученные на экскурсиях закрепляются через сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Почта» и др.;
проводятся выставки рисунков «Мой поселок», «Салемальские просторы»;
на мероприятия, проводимые в интернате, приглашаются сотрудники больницы, пожарной части, полиции;
посещаются мероприятия, проводимые для детей культурно-досуговым центром «Сияние севера».
Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей формирует знания и навыки социального взаимодействия и общежития через беседы, часа общения: «Я – ученик», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе-интернате», диспут «Мои права и обязанности» . При организации работы в данном направлении необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении атмосферы доверия и уважения. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Конечно же, воспитатели являются безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.
В нашем интернате особое внимание уделяется развитию организаторских способностей, воспитанию самостоятельности через самоуправление в интернате. В начале учебного года проводится деловая игра «Выборы», где каждая семья выдвигает кандидатов в Главы актива Совета интерната, проводит предвыборную агитацию. Актив совета интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников проводит Дни самоуправления, разрешает конфликтные ситуации, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют. Так же является инициатором различных мероприятий: акций «Уют», «Тайный друг», «Книжкина больница»; рейдов «Чистота залог здоровья», «Покажи дневник», «Живи книга».
В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и развивающей работы с детьми. Воспитатели совместно с психологом, социальным педагогом проводят индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего времени пребывания в школе-интернате. Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца воспитатели проводят беседа «Мои «хочу» и мои «надо», «Как воспитывать силу воли», групповое чтение К.Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”.
Развитие социально приемлемых увлечений. В данном направлении акцент делается на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности, через реализацию программ дополнительного образования и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Особой популярность у воспитанников пользуются кружки «Волшебная кисть», «Бисероплетение», «Шью сама», «Топонимика Салемальской тундры», «Игры тундровых детей», «Национальные виды спорта», «Футбол», «Волейбол».
Становление национального самосознания воспитанников. Особенностью этого направления является формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы. Познавательная ценность работы в данном направлении в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважения к предкам, желанию быть достойными их. Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах. Традиционными стали мероприятия «Ямал ты мал, но дорог мне», «Мы родом из тундры», «Лапцуевские чтения», «По следам оленьих троп», «По заветам предков», «День оленевода», соревнования по национальным видам спорта. И, конечно же, появление чума во дворе школы-интерната поможет нам максимально сохранить связь детей-тундровиков с традиционной средой их обитания.
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки самообслуживания. Формируются практические навыки ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной взрослой жизни; умение обслуживать себя и младших сестер и братьев. В праздничные и выходные дни девочки под руководством воспитателей практикуются в кулинарном мастерстве. Пекут блины, печенье, пироги. Так же воспитатели обучают девочек искусству создания уюта, украшения быта с помощью предметов рукоделия. Мальчики и юноши, посещающие кружок «Город мастеров», обучаются искусству художественной обработки дерева, а полученные знания и навыки применяют на практике в интернате, помогая ремонтировать мебель.
Ежегодно в интернате проводятся акции «Чистый берег», «Посади дерево», «Экологический десант», «Книжкина больница».
Важно, чтобы наши дети поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств человека, что только труд на пользу людям делает каждого Человеком.
Работа по социализации воспитанников ведется в системе, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.
Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.
Таким образом, именно интернат семейного типа есть и всегда будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание ребенка, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.
Свое выступление я хочу завершить словами Джона Дьюри: «Добрая школа – это хорошо, Умная школа – это великолепно! Но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни».