Педсовет Социализация воспитанников в условиях школы-интерната


Педагогический совет
Дата: 26 марта 2015 года Время: 9.00 Место проведения: актовый зал
1.
Регистрация педагогов

8.30-9.00

2.
О выполнении решений педагогического совета от 30.12. 2015 протокол №4 «Роль психолого-медико-педагогической диагностики в организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с воспитанниками школы-интерната»
Зам. директора по УВР
Рыбовалова И.П.
9.00-9.20

3.
О деятельности социальных педагогов.(Итоги фронтальной проверки)
Зам. директора по УВР Бевз Л.А.
9.20-9.50

4.
О состоянии преподавания уроков физики
Зам. Директора по УВР
9.50-10.00

4.
О решениях ПМПК.

Председатель ПМПК Дерябина Е.А.
10.00-10.10

5.
О состоянии преподавания химии, биологии, природоведения. (Итоги фронтальной проверки)
Зам. директора по УВР Бевз Л.А.

10.10-10.20

6.
Социализация воспитанников в условиях школы-интерната.
Зам. директора по УВР Зеленская Ю.В.

10.20-11.40

7.
Подведение итогов.
Решение Педагогического Совета
И.о. директора
Л.А. Бевз
11.40-12.00


Творческая группа по подготовке к педсовету по вопросу «Социализация воспитанников в условиях школы-интерната»:
Руководитель группы – Бевз Л.А. и.о. директора
Зеленская Ю.В.- заместитель директора по УВР
Говоруха И.Ю. – социальный педагог
Фризир Е.Г.- классный руководитель 7б класса
Брагина Н.А.- учитель СБО
Москаленко Е.В. - учитель технологии
Самодина В.А. – библиотекарь
Алимова Э.З.- педагог организатор
Мероприятия, проводимые в рамках подготовки к заседанию педсовета
Заседание Научно-методического совета.
Срок: 16.03.2015
Психолого-медико-педагогический тифлосеминар. Охранно-гигиенические требования к освещенности рабочей зоны как фактор зрительной работоспособности детей с нарушенным зрением.Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности ребенка с нарушением зрения.

Отв. Врач-офтальмолог, дефектолог
Срок: 24.03.2015

Педагогические чтения «Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьника с нарушением зрения»
Отв. зам. директора по УВР Рыбовалова И.П.
Срок: 25.03.2015















ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»


ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА:
Сформировать представления педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации воспитанников, определить основную стратегию развития школы-интерната.
ЗАДАЧИ:
1. Определить максимально эффективные условия для социального развития и образования детей с нарушением зрения в школе-интернате.
2. Разработать систему мер по совершенствованию деятельности школы-интерната в осуществлении взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Рассмотреть особенности работы воспитателей в условиях школы - интерната.
4. Разработать основные направления работы психолога в школе-интернате.
5. Разработать ряд мероприятий по обеспечению качественно нового подхода к социальной адаптации воспитанников на занятиях СБО.
МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Заседание творческой группы.

Отв. Бевз Л.А.
Срок: 10.03.2015
Срок: 18.03.2015

2. Психолого-медико-педагогический тифлосеминар. Охранно-гигиенические требования к освещенности рабочей зоны как фактор зрительной работоспособности детей с нарушенным зрением.Безбарьерное социальное пространство и самореализация личности ребенка с нарушением зрения.

Отв. Врач-офтальмолог, дефектолог
Срок: 24.03.2015

3. Педагогические чтения «Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьника с нарушением зрения»
Отв. зам. директора по УВР Рыбовалова И.П.
Срок: 25.03.2015

5. Педагогический семинар «Социализация воспитанников в условиях школы-интерната».

Отв. Зеленская Ю.В.

5.1. Организация работы классного руководителя по социализации воспитанников в условиях школы-интерната.

Отв.Фризир Е.Г.

5.2. Социализация личности воспитанников. Работа с семьями воспитанников.

Отв. Говоруха И.Ю.


5.3. Роль библиотечной среды в процессе социализации воспитанников.

Отв. Самодина В.А.


5.4. Роль внеурочной деятельности в воспитании и социализации учащихся.
Отв. Алимова Э.З.

5.5. Основные направления работы учителя СБО по социальной адаптации воспитанников школы-интерната.

Отв. Брагина Н.А.


5.6. Социальная адаптация воспитанников на уроках технологии.

Отв. Москаленко Е.В.

5.7. Анализ и оценка качества воспитания учащихся в условиях школы-интерната.

Отв. Зеленская Ю.В.







СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Социализация  процесс усвоения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образцов поведения, психологических установок, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и ценностей, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], позволяющих ему успешно функционировать в данном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Процесс социализации идет на протяжении всей жизни человека. И то, насколько успешно он будет проходить, во многом зависит от таких качеств личности, как сформированность социально значимых способностей и потребностей, адекватность самооценки, возможность проявления индивидуальности, межличностная совместимость и др.
Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, затрудняя установление социальных связей и отношений, что естественным образом влияет на социальную адаптацию детей с нарушениями зрения.
Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как к личности, стремящейся от самопознания к социализации.
Непосредственной социальной средой ребёнка могут быть различные социальные группы – семья, друзья и др. Для воспитанников нашего учебного заведения такой социальной средой станет интернат. В скором времени перед педагогическим коллективом станут задачи: не только помочь учащимся адаптироваться в новой для них обстановке, но и так организовать жизнь, чтобы, выйдя из интерната (учебного заведения), воспитанники показали себя высоко образованными людьми, чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.

ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА:
Сформировать представления педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации воспитанников, определить основную стратегию развития школы-интерната.

ЗАДАЧИ:
1. Определить максимально эффективные условия для социального развития и образования детей с нарушением зрения в школе-интернате.
2. Разработать систему мер по совершенствованию деятельности школы-интерната в осуществлении взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Рассмотреть особенности работы классных руководителей в условиях школы - интерната.
4. Рассмотреть организацию работы по социализации воспитанников на уроках технологии.
5. Разработать ряд мероприятий по обеспечению качественно нового подхода к социальной адаптации воспитанников на занятиях СБО.
6. Определить роль внеурочной деятельности в воспитании и социализации учащихся.
7. Рассмотреть модель оценки качества результатов воспитания и социализации школьников.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций учебных заведений, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями и создания условий для их социального развития.
Актуальной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности детей, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», «здоровье», «культура здоровья», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера психолого-медико-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, а должна включать задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья – социальной компетентности.
Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанника, позволяющей ему быть конструктивным в основных сферах деятельности личности.
С целью формирования социальной компетентности и для успешной адаптации воспитанников в условиях интерната необходимо решить следующие задачи:
Формирование у воспитанников положительных жизненных планов;
Формирование социально-бытовых умений и навыков, необходимых в жизни;
Развитие познавательного интереса, творческих способностей;
Создание благоприятных условий для проживания и развития;
Разработка локальных программ для каждого направления воспитательной работы;
Подбор диагностических методик для отслеживания результативности воспитательного процесса;
Выявление отклонений от предполагаемого результата в работе коллектива;
Создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.
Решение этих задач невозможно без осуществления комплексного подхода к обучению, воспитанию и лечению детей данной категории. Только при условии системного психолого-медико-педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей социализации детей с нарушением зрения.
Главная задача нашего учебного заведения – сохранить зрение и здоровье, создать комфортные условия для жизнедеятельности и развития детей с нарушением зрения.
Школа-интернат обеспечит воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации и интеграции воспитанников в общество.
Для этого в нашем учебном заведении будут созданы все необходимые условия: оборудованы учебные классы, спальные комнаты, пищеблок, обеденный зал на 72 посадочных места, актовый зал, малый и большой спортивный зал, кабинет ЛФК, 3 сенсорные комнаты, кабинет массажа, зал ритмики, библиотека, конференц-зал, медицинский кабинет: процедурный кабинет, кабинет педиатра, кабинет офтальмолога, состоящий из тёмной комнаты и лечебного кабинета, планируется создание кабинета СБО, игровой зоны, зоны отдыха, комнат личной гигиены, душевых. Созданы кабинеты с тифлооборудованием для незрячих и частичнозрячих детей. Функционирует 2 компьютерных класса, оборудованных компьютерами, проектором и мультимедийной доской, сканерами, принтерами, оборудован лингофонный кабинет, слухоречевым компьютерным тренажёром оборудован кабинет логопеда. Большая часть учебных кабинетов оснащена проекционным оборудованием (компьютер, проектор, проекционный экран), имеются технические средства обучения: видеомагнитофоны, DVD проигрыватели, телевизоры, магнитофоны. Будет функционировать дошкольное отделение, состоящее из двух групп, уже созданы кабинеты логопеда и дефектолога, имеются учебные, игровые и спальные комнаты, обеденный зал, два санузла. Оборудованы уличная игровая площадка для дошкольного отделения и спортивная площадка для учащихся, оборудованная для игры в баскетбол и волейбол.
Составной частью деятельности нашего заведения является организация лечебно-профилактической,санитарно-гигиенической и восстановительной работы, которая осуществляется врачами-специалистами: офтальмологом, педиатром и средним медицинским персоналом. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану здоровья и зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:
консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;
активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;
лечебный массаж, ЛФК;
назначение очковой коррекции;
создание офтальмогигиенических условий в процессе обучения.
В школе-интернате будет организовано 4-разовое бесплатное питание. Осуществлять приготовление пищи будет шеф-повар, 3 квалифицированных повара и 4 кухонных рабочих. Пищевой блок состоит из овощного, мясного, горячего и посудомоечных цехов для кухонной и столовой посуды, кроме того, имеются пищевой склад, кабинет шеф-повара.
Следует отметить, что успех работы школы – интерната во многом определяется, способностью координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов развития слабовидящих детей, должную организацию воспитательной деятельности.
Классный руководитель – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в нашей школе-интернате.
Главное направление его деятельности в воспитательном процессе – забота об индивидуальном развитии ребёнка. Проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные способности учащихся - это главная задача педагога.
Классный руководитель курирует индивидуальный личностный рост ученика, прослеживает его становление, корректирует обстоятельства и активность ребёнка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку воспитаннику в его взаимодействии с миром. Он является центральным лицом воспитательного процесса и ставит перед собой главную воспитательную цель - формирование личности способной строить свою жизнь.
Индивидуализировать деятельность личности удаётся педагогу в рамках групповой работы и в процессе организации творческой деятельности воспитанников, соответствующей их интересам, желаниям, способностям. Опытом своей работы в этом направлении поделится классный руководитель 7б класса Фризир Е.Г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ «Организация работы классного руководителя по социализации воспитанников в условиях школы-интерната»

Необходимо отметить, что учебно-воспитательный процесс в школе-интернате станет успешным только тогда, когда в нём будут заинтересованы родители воспитанников. Ещё В.А. Сухомлинский говорил, что только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы-интерната. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с нарушением зрения к жизни и к труду. К сожалению, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания детей. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, наугад. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Поэтому нам необходимо выработать модель стратегии и тактики работы педагогов школы-интерната с родителями воспитанников. А разобраться в этом вопросе нам помогут социальные педагоги Говоруха И.Ю.

ВЫСТУПЛЕНИЕ «Работа с семьями воспитанников, обучающихся в школе-интернате»

Одним из видов досуга воспитанников в нашем учебном заведении является посещение школьной библиотеки. Она активизирует творческий, интеллектуальный, познавательный потенциал учащихся. Формирует устойчивый интерес к книге, воспитывает культуру чтения, развивает творческое мышление. Именно в библиотеке проявляется эмоциональная, духовная, нравственная сторона жизни ребенка. Это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима жизни. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. Это место релаксации и неформального общения. Зачастую библиотека в школе является приютом тому, кому трудно в классе. Библиотека – это место психологической разгрузки способная своими библиотечными средствами помочь ребятам в преодолении их проблем. Конечно, главное «орудие труда» библиотекаря – книга. Которая зачастую является не только источником знания, но и большим помощником в социализации воспитанников.
О роли библиотечной среды в процессе социализации воспитанников нам расскажет Самодина В.А.

ВЫСТУПЛЕНИЕ «О роли библиотечной среды в процессе социализации воспитанников »
Итак, мы видим, что помощь в развитии и социализации детей как один из видов социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность процессов, посредством которых развивается, поддерживается или восстанавливается несформированная (или слабо сформированная) социальная компетентность личности. Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и внеурочная деятельность, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Внеурочная деятельность является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Внеклассные мероприятия в существенной степени ответственны в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и т.д. Воспитательные мероприятия при известных обстоятельствах могут стать важным фактором физического развития детей, а любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. О роли внеурочной деятельности в воспитании и социализации учащихся нам расскажет Алимова Э.З.
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Роль внеурочной деятельности в воспитании и социализации учащихся»

Истоки многих затруднений социализации воспитанников связаны с особенностями психофизического развития детей, а также со средой, в которой воспитывались дети до поступления в школу-интернат. В связи с этим особенно велика роль учебного заведения. Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущим звеном являются социальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке, которые направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Об основных направлениях работы учителя СБО по социализации воспитанников в условиях школы-интерната нам расскажет Брагиной Н.А.

ВЫСТУПЛЕНИЕ «Основные направления работы учителя СБО по социальной адаптации воспитанников»


Немаловажное влияние на социализацию воспитанников школы-интерната оказывает предмет технология. Он мотивирует детей к познанию мира, творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации. Предмет обладает значительными возможностями в области социализации учащихся. Эти возможности проявляются в следующем:  - Воспитанники включаются в реальные
·социально-трудовые отношения, работая в группе, учатся распределять объём работы на всех членов группы, выполняя определённые для них роли; - находятся в нормативно-правовом пространстве. Соблюдают правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, выполняют дисциплинарные и санитарно-гигиенические требования.  - расширяют технологические знания, совершенствуют навыки работы с оборудованием - формируют навыки партнёрской деятельности. Главное в этой ситуации, формировалось единство группы, общая цель.  - проявляют творческую активность.
Уроки технологии позволяют развивать:  1) Умения добывать знания, работать с дополнительными источниками информации, перерабатывать эти знания и использовать их.  2) Умения общаться, формировать определенную коммуникативную культуру, способствующую эффективному общению со сверстниками и со взрослыми и помогающую реализовать свои способности и возможности.  Однако развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого педагогические условия. О том, как происходит социальная адаптация воспитанников на уроках технологии нам расскажет Москаленко Е.В.


ВЫСТУПЛЕНИЕ «Социальная адаптация воспитанников на уроках технологии»

Учебно-воспитательный процесс школы-интерната должен способствовать личностному росту воспитанников в процессе усвоения им новых социально значимых знаний, развития социально значимых отношений и накопления им опыта социально значимого действия, что поможет успешной социализации учащихся.
Усвоение учеником социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать по каким правилам устроена жизнь нашего общества, что в нём считается нужным, верным и правильным, что в нём осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения.
Однако знание общественных норм и традиций вовсе не гарантирует соответствующего поведения школьника. Важно формировать в ученике и определённые социально значимые отношения, прежде всего позитивные отношения к базовым общественным ценностям. Воспитанникам важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения.
Для того чтобы проанализировать личностный рост воспитанников классным руководителям необходимо заполнить таблицу (на каждого ученика). В таблице особое внимание уделено ценности человека как основополагающей ценности европейской цивилизации, с которой отождествляет себя большинство россиян. Проанализировав признаки личностного роста учащихся, классный руководитель сможет определить уровень социально значимых знаний приобретённых учениками в процессе воспитания.

Таблица "Личностный рост школьников в контексте базовых общественных ценностей" (начальная школа)


Базовые общественные ценности
Признаки
личностного роста
школьников
Наблюдения
педагога

Отечество
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества, развитие ценностных отношений к своему Отечеству, приобретение опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.


Земля
Усвоение школьниками знаний о нормах поведения человека на природе, развитие ценностных отношений к природе, приобретение опыта природоохранных действий.


Мир
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека, развитие ценностных отношений к миру, приобретение опыта миротворческих действий


Труд
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях трудовой деятельности человека, развитие ценностных отношений к труду, приобретение опыта участия в трудовых делах, производственной практике.


Культура
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры, развитие ценностных отношений к культуре, приобретение опыта культурного поведения, опыта создания собственных произведений культуры, опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества.


Знания
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве, развитие ценностных отношений к знаниям, приобретение опыта самостоятельного поиска и нахождения новых знаний, опыта проведения научных исследований.


Другие люди (такие же, как и я сам)
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми, развитие ценностных отношений к другим людям, приобретение опыта заботы о других людях, опыта оказания помощи другим людям, опыта благотворительности и волонтерства.


Иные люди (не такие как я)
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, развитие ценностных отношений к иным людям, людям иной национальности, веры, культуры, приобретение опыта толерантного поведения в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе.


Моё здоровье
Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, развитие ценностных отношений школьников к здоровью, приобретение опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о своем здоровье и о здоровье других людей.


Мой внутренний мир
Усвоение школьниками знаний о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека, развитие ценностных отношений к собственному внутреннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации.




Карта педагогических наблюдений воспитания и социализации учащихся
в 5-12 классах
Предмет наблюдения
На что важно обратить внимание
Необходимые текущие заметки
Выводы

Знание школьниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение школьников к своему Отечеству
Соответствуют ли знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших учениках, их возрасту?
Как понимается ими Отечество – это их родной дом, город, регион, страна? Если ваши учащиеся испытывают чувство гордости за свое Отечество, каков именно предмет их гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?
Добавляется ли к этому чувству еще и чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества, стремление изменить то, что мешает ему развиваться? Связывают ли ваши ученики то, что происходит лично с их страной, с тем, что происходит лично с ними, или им кажется, что здесь нет никакой связи?
Не перерастет ли гордость за свое Отечество в гордыню, высокомерие и чувство национальной исключительности? Насколько искренне отношение ваших учащихся к своему Отечеству? Не является ли оно конъюнктурным, вызванным модой на патриотизм или, напротив, показным пренебрежением?



Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру
Ценятся ли среди ваших учащихся миролюбие, умение договориться, прийти к согласию? Считают ли они, что использовать силу можно только лишь для самозащиты и защиты тех, кто в этом нуждается? Каково их отношение к тем, кто использует силу для укрепления собственного авторитета в детской группе? Каково отношение ваших учеников к войне, оружию, военизации жизни обычных людей? Считают ли они, что наша страна находится во враждебном окружении и поэтому должна сама использовать в отношениях с соседями политику силы?



Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру
Ценятся ли среди ваших учащихся миролюбие, умение договориться, прийти к согласию? Считают ли они, что использовать силу можно только лишь для самозащиты и защиты тех, кто в этом нуждается? Каково их отношение к тем, кто использует силу для укрепления собственного авторитета в детской группе? Каково отношение ваших учеников к войне, оружию, военизации жизни обычных людей? Считают ли они, что наша страна находится во враждебном окружении и поэтому должна сама использовать в отношениях с соседями политику силы?



Знание школьниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение школьников к знаниям
Любознательны ли ваши ученики? Любят ли они энциклопедии? Что они читают, помимо школьной программы? Любят ли они вообще читать? Осваивают ли они новые информационные технологии получения знаний? Каково отношение класса к хорошо успевающим ученикам? Престижно ли в классе хорошо учится?



Знание школьниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение школьников к труду
Трудолюбивы ли ваши учащиеся? Помогают ли родителям по хозяйству? Умеют ли ценить заработанные родителями деньги? Как относятся к умственному и физическому труду? Не чураются ли физического труда? Не презирают ли людей, зарабатывающих себе на хлеб физическим трудом?



Знание школьниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям
Каково отношение ваших учащихся к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли? Как они относятся друг к другу, дружелюбны ли, умеют ли они прощать обиды, помириться после драки или размолвки? Как они относятся к нуждающимся? Свойственно ли вашим ученикам проявление милосердия? Как они относятся к отверженным обществом людям: с высокомерным презрением или с сочувствием? Считается ли у них человеческая жизнь безусловной и не нуждающейся в обосновании ценностью?



Знание школьниками норм и традиций поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, отношение школьников к иным людям
Каково отношение ваших учеников к иным людям – людям иной расы, национальности, веры, культуры? Уважительно ли они относятся к чужим взглядам, привычкам, обычаям? Что они знают о них и интересуются ли ими? Не встречаются ли в поведении ваших учеников проявления бытового расизма и ксенофобии? Не свойственны ли им негативные стереотипы по отношению к людям другой культуры? Как они вообще относятся к чужому мнению и иным проявлениям непохожести?



Знание школьниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение школьников к своему здоровью
Что знают ваши учащиеся о здоровье и здоровом образе жизни? Любят ли они подвижные игры, физкультуру, спорт? Как относятся к своему здоровью и здоровью окружающих? Как относятся к вредным для здоровья привычкам? Считают ли их пороком? Не считается ли в классе курение признаком взрослости? Могут ли ваши ученики противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотиков?



Знание школьниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение школьников к себе, к своему внутреннему миру
Адекватна ли самооценка ваших учащихся? Оптимистичны ли они в отношении себя, верят ли они в себя, в свои силы? Каково их душевное самочувствие в школе? Комфортно ли им? Имеются ли у них возможности для позитивной самореализации в школе?



Знание школьниками норм поведения человека на природе, отношение школьников к природе
Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, стараться не покупать одноразовые товары, дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, полиэтиленовые пакеты для упаковки сделанных покупок, экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу не мусорить, стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми, и т.п.? стараются ли они соблюдать эти правила? Свойственно ли вашим ученикам чувство жалости к животным, птицам, насекомым, растениям?




В качестве вспомогательной методики при оценке качества воспитания учащихся следует применять анкету «Мой опыт». Это перечень возможных социально значимых дел, которые могут быть организованы в общеобразовательной организации. Школьнику предлагается указать те дела, в которых он был задействован, а также оценить степень полезности этих дел для себя лично. На этой основе делается вывод о том, какой опыт социально значимого действия школьники приобретают в данной образовательной организации.
Анкета «Мой опыт»
Пожалуйста, вспомни: в каких общественно значимых практических делах, организуемых педагогами школы, ты участвовал за последние два года.
1. Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы.
2. Напротив каждого дела отметь, в каком статусе ты участвовал в нем. Для этого поставь во вторую колонку одну из двух букв:
О (организатор), если ты участвовал в планировании, организации, анализе дела;
У (участник), если ты был просто участником дела.
3. Оцени, насколько важны были эти дела для тебя. Для этого поставь в третью колонку балл:
1 – считаю это дело бесполезной тратой времени;
2 – считаю это дело малозначимым;
3 – считаю это дело важным и полезным для меня.
Если тебе не понятны значения каких-то слов, обратись за разъяснением к учителю. Не расстраивайся, если ты не можешь вписать в таблицу ни одного дела, - у тебя все еще впереди.
Дела
(впиши их в соответствующие разделы)
Статус твоего участия
(О или У)
Оценка важности
и полезности дела

Дела патриотической направленности
(гражданско-патриотические акции, поисковая работа, историко-краеведческие экспедиции, помощь ветеранам и т.д.)













Охрана природы, оказание реальной помощи растительному
и животному миру нашей планеты













Миротворческие дела, направленные на предотвращение войн
и установление мира между людьми













Трудовые дела, производство













Охрана памятников культуры (защита, восстановление памятников культуры)
Создание собственных художественных произведений
(сказок, рассказов, стихов, песен, музыки, произведений изобразительного искусства и т.д.)













Научные исследования













Забота о других людях, помощь малышам, пожилым людям,
инвалидам, детским домам и т.п.













Дела, направленные на установление доброжелательных отношений
между людьми разных национальностей













Дела, направленные на заботу о собственном здоровье и здоровье других людей













Дела, которые помогли тебе лучше узнать самого себя, самореализоваться














Для обработки результатов анкетирования школьников необходимо:
1). Определить процентное количество школьников класса, принявших участие в социально ориентированных акциях и общественно полезных делах: как в статусе организаторов (отмечается буквой «О»), так и в статусе участников (отмечается буквой «У»);
2). Определить среднюю оценку степени важности дел для школьников.
Затем результаты анкетирования заносятся в таблицу, наглядно показывающую, какой опыт социально значимого действия приобретают школьники в общеобразовательной организации.
Оценка качества результатов воспитания школьников (их личного роста) является результатом профессиональной рефлексии осуществляющих ее экспертов и производится в виде экспертного заключения по следующей схеме:

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, не достигнуты, если наблюдается негативная динамика личностного развития учащихся, качество результатов воспитания школьников данного класса признается
НЕДОПУСТИМЫМ

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты лишь частично, если наблюдается отсутствие негативной динамики личностного развития учащихся, качество результатов воспитания школьников данного класса признается
ДОПУСТИМЫМ

Если цели воспитания, поставленные педагогами в классе, достигнуты в полной мере, если наблюдается позитивная динамика личностного развития учащихся, качество результатов воспитания школьников данного класса признается
ОПТИМАЛЬНЫМ


Чем полезна полученная информация?
Оценка качества результатов воспитания школьников позволит педагогам:
Делать общий вывод о результатах воспитания, социализации и саморазвития своих учеников;
Видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности;
Видеть масштабы каждой проблемы в пределах класса и общеобразовательной организации в целом;
Распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания;
Качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу (в соответствии с выявленными проблемами: воспитывать не вообще, а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной общеобразовательной организации и каждого класса в отдельности вопросах воспитания);
Регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: управлять воспитательным процессом по результатам.
Кто должен осуществлять оценку качества результатов воспитания школьников?
Изучение личностного роста школьников и осуществление (на основе данного критерия) оценки качества воспитанности школьников производятся только силами самой общеобразовательной организации. Лучше всего, если эту процедуру будут осуществлять классные руководители совместно с воспитателями.
Заключение
Проблема социализации воспитанников школы-интерната на современном этапе очень актуальна. Социализация - главная цель сопровождения детей с нарушением зрения в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Это не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие личности воспитанника, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков. Поэтому одной из задач, которую должен решить коллектив нашего учреждения, является создание условий, способствующих становлению социального опыта воспитанников, развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, социально значимых навыков и умений. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, процесс социализации затруднен и специфичен. Следовательно, в условиях образовательной среды воспитание и обучение детей с нарушениями зрения должно быть направлено на их дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество. Потому, что современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых людях подготовленных к встрече с жизненными трудностями.
Проект решения педагогического совета
«Социализация воспитанников в условиях школы-интерната»

На основании решения педагогического совета от 26.03.2015. №5 по вопросу «Социализация воспитанников в условиях школы-интерната», заслушав доклады заместителя директора по УВР Зеленской Ю.В. «Социализация воспитанников в условиях школы-интерната», Говорухи И.Ю. «Социализация личности воспитанников. Работа с семьями воспитанников», Фризир Е.Г. «Организация работы классного руководителя по социализации воспитанников в условиях школы-интерната»,Самодиной В.А. «Роль библиотечной среды в процессе социализации воспитанников»,Алимовой Э.З. «Роль внеурочной деятельности в воспитании и социализации учащихся»,Брагиной Н.А. «Основные направления работы учителя СБО по социальной адаптации воспитанников школы-интерната», Москаленко Е.В. «Социальная адаптация воспитанников на уроках технологии».
1. Администрации ГБОО РК «ССШИ№1»:
1.1. Осуществлять контроль над внедрением психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в условиях школы-интерната.
1.2. Способствовать внедрению передового опыта работы учебных учреждений интернатного типа.
Срок: постоянно
2. Социально-психологической службе:
2.1.Усилить работу с родительской общественностью в направлении активизации их осознанного совместного участия в повышении уровня социальной адаптации воспитанников.

Срок: постоянно
2.2. Совершенствовать формы и методы работы социально-психологической службы школы-интерната в целях обеспечения положительной динамики социализации каждого классного коллектива и каждого учащегося.

Срок: постоянно


2.3. Разработать и внедрить систему мониторинга участия родителей в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

Срок:2015-2016 учебный год

3. Руководителю МО воспитателей Протас Л.Б.:



3.1. Рассмотреть на методическом объединении вопрос организации работы

воспитателей в условиях школы-интерната.
Срок: август, 2015


3.2. Провести семинар «Я воспитатель школы-интерната»

Срок: август, 2015


4. Классным руководителям, учителям предметникам, учителям коррекционно-развивающего цикла:

4.1. Способствовать социализации воспитанников школы-интерната путём внедрения передового опыта.
Срок: сентябрь, 2015

4.2. Разнообразить формы и методы работы с родителями воспитанников школы-интерната.
Срок: постоянно


5.Внедрить в практику модель оценки качества воспитания и социализации учащихся.

Срок: октябрь, 2015














МАТЕРИАЛЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«Социализация воспитанников в условиях
школы-интерната»






Дата проведения:26.03.2015 года










Picture 4 
·