Методические рекомендации по решению физических задач «Решение разноуровневых задач школьного курса физики как средство развития творческих способностей учащихся


Методические рекомендации по решению физических задач. «Решение разноуровневых задач школьного курса физики как средство развития творческих способностей учащихся»
Научить учащихся решать физические задачи – одна из сложнейших педагогических проблем. И поэтому я перед собой ставлю цель решить две задачи:
- помочь в обучении школьников умению решать задачи;
- привлечь учащихся к данному виду работы.
Тема по которой я работаю: « Методы решения задач». Цели: выработка умения анализировать условия задач; овладение конкретными методами решения задач по определенной теме и определенного вида; выработка умения выполнять определенные операции, общие для большего класса задач.
Разноуровневое обучение – один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим учащимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.
Проверка и оценка знаний – очень важная процедура получения информации об учебной деятельности ученика, о её результатах. Это обратная связь ученика – учитель. Любой класс представляет собой группу детей с очень неоднородным уровнем способностей, мотивов обучения, возможностей, жизненных целей. Поэтому система контроля должна быть разноуровневая.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность учащихся. В период перехода к деятельностной и личностной моделям обучения актуален вопрос о разноуровневых заданиях, помогающих организовывать учебный процесс в этом направлении.
При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки «на основании всего», к установке « возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Это имеет следующее преимущество: ᨊ• повышается уровень мотивации учения;
• реализуется желание учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
• повышается уровень « Я» - концепция ученика;
• сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и т.д.
Разноуровневые контрольные работы рекомендуется использовать на этапе контроля после прохождения данной темы или в конце четверти, полугодия. Цель контрольных работ состоит в проверке сформированности у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
Контрольные работы состоят из 4 заданий, большая часть которых является расчетными задачами с применением одной или нескольких формул. Время проведения контрольных работ – 1 урок ( 40 минут)
Система оценивания результатов по разноуровневым заданиям
При контроле знаний дифференциации обучения углубляется и переходит в индивидуализацию ( индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различие в знаниях учащихся.
Справка по выставлению отметок за разноуровневые задания ( 4 задания)
I уровень: ставится
Отметка «3» - если правильно выполнены все 4 задания;
«2» - если правильно выполнены меньше 3 заданий.
II уровень: ставится
Отметка «4» - если правильно выполнены все 4 задания;
«3» -если правильно выполнены 3 задания.
III уровень: ставится
Отметка «5»- если правильно выполнены все 4 задания;
«4»-если правильно выполнены 3 задания;
«3» - если правильно выполнены 2 задания.
Анализ результатов разноуровневых заданий позволяет обосновано организовать процесс изучения той или иной темы. Если некоторые вопросы темы «западают», то необходимо вернутся к ним и разобрать тих еще раз. Через некоторое время снова провести тестирование или контрольную работу.