Интегрированное занятие по математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе


Цель:
Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве.
Продолжать учить детей считать в пределах пяти и с участием разных анализаторов. Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Учить составлять из геометрических фигур изображения домов. Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве: понятия ««вверху», «внизу», «в центре». Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями. Развивать мышление и внимание.
Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки на независимость числа, картина с изображением математического города, картина о зиме.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Огурец, помидор, «лужайки» (листы зеленой бумаги), полоски для выкладывания.
Организационный момент:
Здравствуй небо, здравствуй луг,
Ты мой друг и я твой друг.
Солнце светит золотое,
У нас занятие непростое.
Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.
Стук в двери. В гости пришёл медвежонок.
Ребята, какое время года пришло на смену осени? Зима. Послушайте стихотворение о зиме.
Чтение стихотворения «Зимняя песенка» Р. А. Кудашева
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках Рассыпается...
В окнах пишет узор Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор С свежей ёлочкой.
Понравилось вам стихотворение? О каком времени года говориться в стихотворении?
(о зиме). Правильно. Молодцы.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).А теперь отгадайте загадки.
Отгадывание зимних загадок
Все его зимой боятся - Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой, (лыжи)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг И растает ... (снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год На реке мы видим ... (лед)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ... (Дед Мороз)
Мы с вами совершим путешествие в математическую страну. Там сейчас зима, как у и нас. Посмотрите на картинку. В математической стране и дома необычные. Они построены из математических фигур. Назовите их. Из каких фигур построены дома? Только давайте договоримся, что отвечать вы будете как взрослые, не одним словом, а полным предложением. (Ответ должен быть: «В математической стране дома построены из квадратов, треугольников и т. д.»)Взгляните на свои тарелочки. У вас там тоже есть материал для постройки домов.
Я предлагаю вам ненадолго стать строителями и построить домики из ваших геометрических фигур. (Пока дети выполняют задание, воспитатель задает вопросы индивидуально, например: из какой геометрической фигуры у тебя сделана крыша дома, какие фигуры ты использовал для башни и т. п.)
У вас получились красивые домики.
Сейчас вы их хорошенько рассмотрите, запомните и сложите обратно на тарелочку, а после занятия мы наклеим их на большой лист бумаги, и получится у нас картинка математического города.
А теперь, кто мне скажет перед зимой, какое время года было? (осень)
А после зимы какое время года будет? (весна)
А сейчас представьте, что мы попали с вами в осень.
Осень, как известно, пора созревания плодов, опадения листьев и отлета птиц. Вот и в нашей сказочной стране созрели плоды - груши.
Одинаковые ли эти груши? Нет. Разные.
Чем они отличаются? Цветом.
Сосчитайте их. А теперь сосчитайте груши с другого дерева.
А количество груш на деревьях одинаково? Да.
Что же это получается? Цвет разный, а количество одинаковое. Значит, количество предметов не зависит от цвета? Не зависит.
Ветер озорник сорвал листочки с деревьев и упали они на дорожки. Посмотрите, одинаковые ли они? Нет. Одни большие, другие маленькие.
Чем они отличаются? Величиной.
А теперь сосчитайте, сколько листьев упало на эту дорожку, а сколько на эту. Одинаково. А величина листьев разная. Значит, количество предметов не зависит от чего? От величины.
Физминутка:Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки. (Картинка)
Сколько елочек зеленых,
столько выполни наклонов. (Картинка)
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (Картинка)
Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь. (Показ)
Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши. (Хлопки)
А вот ласточки-красавицы собрались улетать в теплые края и сели они отдохнуть на провода. Сосчитайте их. Тут, где-то неподалеку, залаяла собака, ласточки вспорхнули и улетели. Опять все стихло и ласточки вернулись.
Посмотрите, они сели на провод так же как раньше или иначе. Сосчитайте их еще раз. Все ли птицы вернулись? Нет. А сколько птиц не вернулось?
А сейчас давайте сосчитаем осенние дары на ваших тарелочках. Приготовьте карточки с двумя полосками. На верхнюю полоску выложите помидоры, а на нижнюю - огурцы. Сосчитайте, сколько помидор? Сколько огурцов? А чего больше?
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Дети, Медвежонок писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Медвежонком в письме.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику - Маминому дню. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима - чудесное время года!»
Ну а сейчас давайте немного поиграем. Положите перед собой листы зеленой бумаги. Это у нас будет лужайка. В правую руку возьмите листочек. Подул ветер и сорвал наш листочек с дерева. Он упал прямо в центр нашей лужайки. Положите его туда. А ветер все дует и кружит листочек. Вот он понес его «вниз», «вверх» и снова вернул его «в центр», в самую середину.
Молодцы дети вы очень хорошо работали, и Медвежонок многому научился у вас.
На этом путешествие в математическую страну закончено. Попрощаемся с ней до новых встреч.