Методическая разработка урока по экономике Банки и банковская система

Методическая разработка урока экономики в 10 кл
«Банки и банковская система»
(Автор учебника: С.И.Иванов, профильный уровень)

Форма проведения: лекция, презентация, моделирующая игра.
Цель урока:
сформировать современное представление о банках и банковской системе с использованием инновационных методов обучения, а именно, проектного и интерактивного, направленных на эффективное освоение материала учащимися. 
Задачи урока:
изучить
1. Особенности банковской системы;
2. Основные функции Центрального и коммерческих банков, и их роль в экономике;
3. Классификацию коммерческих банков, виды банковских операций и виды депозитов;
4. Основные принципы кредитования;
5. Цель создания и виды банковских резервов;
6. Дать представление о кредитной эмиссии и банковском мультипликаторе.
Развивать:
·  умение работать с дополнительной литературой, искать нужную информацию в сети Интернет;
·  умение решать задачи;
·  навыки выбора более выгодного банка для сотрудничества.
Данный урок относится к разделу «Деньги и банки» программы, рассчитан на учащихся уже имеющих представление о том, что такое банк, из чего складывается прибыль банка, кто является вкладчиком и заемщиком.

Основные этапы урока:
Тест «Банки. Банковская система».
Задачи. Игра «Увеличение капитала»
Основные понятия урока
Банк Банковская система Пассивы банка Обязательные резервы Активы банка Избыточные резервы Кредитная эмиссия Банковский мультипликатор
Технические средства обучения - видеопроектор, экран, ПК .
Учитель: Первые банки, по мнению ряда ученых, появились в условиях мануфактурной стадии капитализма в XIV- XVвеках в итальянских городах Венеции и Генуе. Следовательно, термин «банк» происходит от итальянского  «banco», что в переводе означает « скамья менялы», «денежный стол». Менялы не только осуществили обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа.
Итак, банк – это основная структурная единица сферы денежного обращения. Он выполняет роль посредника в перемещении денежных средств и кредитов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.
I Актуализация знаний:
ТЕСТ «Банки. БС» :
(Ребята выполняют задания теста. Осуществляют взаимопроверку, рассчитывают баллы и переводят баллы в рубли, умножая баллы на 1000. Это – первоначальный капитал для дальнейших этапов урока. Правильный ответ 10 ед., неправильный 0 ед.)
Соотнесите название коммерческого банка и выполняемые функции (в таблице укажите стрелками):
Виды банков
Банк
Функции

Сберегательный
Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических
изобретений и нововведений

Инвестиционные
Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные
проекты, т. е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок

Инновационные
Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить
любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

Ипотечные
Выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

Сейф-банк
Это крупные банки региона: «Возрождение», Инкомбанк и др.

Ломбард
Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам:
Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы
его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки
Разновидность банка (кредитная организация). В ломбард можно
заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги.
При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости
заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки
Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %; выдают
в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции
с населением; покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.


II. Теоретическая часть урока.

Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. (Объясняет учитель).
Эффект мультипликатора
Напоминающий цепную реакцию процесс, когда увеличение (уменьшение) расходов одних людей и фирм ведет к увеличению (уменьшению) доходов, а значит, и расходов, других людей и фирм. В результате общее изменение расходов в экономике в несколько раз превышает первоначальное.
Например, в экономике действуют три банка. ЦБ выпустил 100 р. в обращение. Эта сумма была выплачена работникам, которые положили ее на депозит в первый банк.
При норме обязательного резервирования в 5% банк будет обязан выделить обязательные резервы в 5 рублей.
Остальная сумма в 95 рублей будет выдана в виде кредитов фирмам и населению. После того как кредит использован, например, на производство товара, выручка от продажи товара вновь кладется на депозит, скажем, теперь во второй банк.
Предположим, величина выручки равняется величине кредита, т. е. 95 рублей.
Когда 95 руб. окажутся во втором банке, 4 руб. 75 коп. (5% от 95руб) останутся в виде обязательного резерва, а 90 руб. 25 коп. будут вновь выданы в кредит.
Если затем сумма 90 руб. 25 коп. попадает в третий банк как депозит, 4 руб. 50 коп. пойдут в резерв, а 85 руб.75 коп. – в новый кредит.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор пока величина кредита не уменьшится до нуля.
Общая величина денег в экономике будет равняться сумме всех банковских депозитов:
М = 100+95+90,25+85,75+=100+100(1-0,05)+100(1-0,05) (1-0,05)+ 100(1-0,05) (1-0,05) (1-0,05) +=100/0,05=2000 (руб.)
По сравнению с денежной базой в 100 руб. совокупное предложение денег возросло в результате деятельности банков в 20 раз.

Коэффициент прироста предложения денег по отношению к денежной базе называют кредитно-денежным мультипликатором (или банковским)
Решение задач на закрепление понятия «Банковский мультипликатор»
Учащиеся решают задачи в группах, проверяют правильность решения. За каждую правильно решенную задачу «зарабатывают» по 100 руб.

Регулирование кредита
У ЦБ есть два главных инструмента регулирования размеров кредитов, которые КБ могут выдавать фирмам и населению:
I Изменение процентной ставки
ЦБ выдает КБ кредиты под определенный, одинаковый для всех, процент. Это значит, что процентные ставки, которые будут устанавливать КБ своим клиентам, должны быть не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем процентная ставка ЦБ. Если государство решает повысить процентную ставку по кредитам для КБ, те тоже вынуждены повышать свои процентные ставки. Наоборот, если государство снижает стоимость кредитов, КБ имеют возможность сделать более дешевыми кредиты для фирм и населения.
Два варианта кредитной политики государства
·  В первом случае цель государства – сдержать рост денежной массы в обращении и тем самым обуздать инфляцию и рост цен в стране.
·  Во втором случае в итоге возрастает экономическая активность предпринимателей: фирмы вкладывают (инвестируют) больше средств в производство товаров и услуг, в расширение своего бизнеса.

II Изменение нормы резервирования банковских средств
Оба инструмента (и процентная ставка и норма резервирования) служат одним и тем же целям. Для бизнеса очень важно, какую кредитную ставку или норму резервирования средств устанавливает государство, особенно когда фирмы берут кредиты для финансирования крупных проектов или мероприятий.
Пример:
Если фирме на один год нужен кредит в размере 10 млн. руб. для строительства филиала, то изменение процентной ставки по кредиту с 90% до 91% означает удорожание кредита на 100 тыс. рублей.

Главные принципы кредитования:
1. Целевой характер кредита означает, что деньги берутся для определенного вида деятельности
2. Срочность кредита - кредит выдается на конкретный срок.
3. Возвратность кредита – к концу срока заемщик обязан полностью вернуть занятые у банка деньги.
4. Платность кредита – банк берет плату за свои услуги.
5. Обеспеченность кредита – банк требует от заемщика гарантий (поручители, залог и др.)
Банковские резервы
Основную роль в обеспечении устойчивости банка играют специально создаваемые банковские резервы. Необходимость образования этих резервов обусловлена тем, что ни один банк не гарантирован от «набега» вкладчиков, вызванного финансовой паникой, банкротством крупных заемщиков банка и т. п. В силу этого банк может оказаться несостоятельным и будет вынужден прекратить платежи по своим долговым обязательствам. При наличии значительных резервов банк окажется способен компенсировать эти негативные события и даже в неблагоприятных условиях безотказно выполнять все свои текущие операции.
Но было бы неразумно держать значительные суммы активов в виде бездействующих денежных средств. Поэтому в современных условиях банковские резервы представляют собой вклады в Центральный банк страны. Эти резервы являются обязательными для каждого коммерческого банка, и их размер обычно определяется в законодательном порядке или устанавливается решением правления ЦБ. Величина резервов устанавливается на основе нормы резервов.
Норма резервов – это установленное ЦБ отношение суммы резервов к сумме вкладов до востребования.
Коммерческие банки, как и любое коммерческое предприятие, осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли. Поэтому оставшиеся деньги после выплаты обязательных резервов Центральному банку коммерческий банк может выдать желающим в виде кредитов. Но есть очень осторожные банки, которые предпочитают оставлять в резервах чуть больше, чем это предписано Центральным банком. Они имеют избыточные резервы.
2. Моделирующая игра.
Перед началом данного этапа каждой группе предлагается подсчитать количество денег «заработанных» на всех этапах урока, внести полученные данные в учетный лист
1. Продемонстрировать, как фирмы стремятся к максимизации прибыли, снижая затраты и увеличивая выручку от продажи готовой продукции.
Вниманию ребят предлагается услуги трех коммерческих банков, различающиеся по процентным ставкам вклада и займа. Ребята должны выбрать банк по своему усмотрению, вложить все заработанные деньги и через месяц «получить» прибыль, т. е. увеличить (а может быть, в случае неправильного выбора банка, уменьшить) количество денег, либо вообще все потерять.
Задание: У нас 3 фирмы (учащиеся предлагают названия своим фирмам)
Каждая фирма имеет капитал для размещения в банке (итоги решения задач и выполнения заданий)
Банк «Спутник»:
·  процент вклада – 12% в год;
·  процент займа – 23% в год.
Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.
Банк «Ориент»
·  процент вклада – 14% в год;
·  процент займа – 25% в год.
Проценты начисляются по методу простых процентов 1 раз в год.
Банк «Идеал»
·  процент вклада – 25% в год;
·  процент займа – 23% в год.
Проценты начисляются по методу сложных процентов 1 раз в квартал.

После выбора банка ребятам предлагаются ситуации, которые и повлияют на величину прибыли и общего результата урока.
Банк
Предлагаемая ситуация

«Спутник»:
Процентная ставка увеличена до 15%


Умножьте величину своего вклада на 1,15

«Ориент»
Процентная ставка увеличена до 12%


Умножьте величину своего вклада на 1,12

«Идеал»
Банк обанкротился


Умножьте величину своего вклада на 0

Учетный лист группы

Название группы __________________________________
Участники Ф.И._____________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________

Название этапа урока
Доход, руб.

1. Тестирование.


2. Теория «Деньги. Банки. Банковская система»


3. Задача. Выбор банка. Вложение всего дохода в банк.


4. Тестирование. Игра «увеличение капитала»


ИТОГО:



Оцените по пятибалльной системе этапы урока:
Этап урока
Оценка

1. Тестирование.


2. Теория. « Банки. Банковская система».


3. Вложение всего дохода в банк. Банковские операции.


4. Тестирование. Игра «увеличение капитала»



Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
Что понравилось? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что не понравилось? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока:
1. Ответьте на вопросы
- Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?
- Какая информация самая необходимая в современном мире?
- Какой этап урока наиболее понравился? Почему?
- Что получилось и что не получилось на уроке?
2. Заполнение учетного и оценочного листов
3. Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание: теоретический материал урока; решить задачи (свободный выбор)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи «Банки. Банковская система»
1. Как изменится покупательная способность денег, если цены возрастут на 20%?
2. Какую сумму надо вложить в банк на 180 дней под 40% годовых, чтобы получить 300 000 рублей?
3. Банк предлагает начисление 3% по вкладу ежемесячно по схеме сложного процента. На сколько % в год увеличится вложенная сумма денег?
4. Фактические резервы банка равны 30 млн. руб., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. руб., норма обязательных резервов – 10%. Рассчитайте величину избыточных резервов банка.
5. Если фактические резервы банка составляют 72 млн. руб., а избыточные равны 4% от депозитов. Норма обязательных резервов 20%. Чему равна величина обязательных резервов?
6. В банке Х, являющемся одним из многих банков, открыт счет на 10 000 долларов. Норма обязательных резервов установлена в 25%. На сколько долларов этот депозит способен увеличить сумму предоставляемых этим банком ссуд?
7. Фактические резервы КБ составляют 700 млн. руб., а депозиты 1500 млн. руб. Норма обязательных резервов 20%. На сколько может увеличить предложение денег этот банк и вся банковская система, если кредитные возможности будут использованы полностью?
8. Денежный мультипликатор равен:
А) 5 при 5%-й норме банковского резерва;
Б) 20 при 10%-й норме банковского резерва;
В) 10 при 10%-й норме банковского резерва;
9. Инфляция на острове МАН привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило увеличить скорость обращения денег на 20%. На сколько процентов изменился объем продаж?
10. Предложение наличных (металлических и бумажных) денег в стране Амстралии увеличилось на 80 млн. динариев, а доля их в денежной массе, а доля их в денежной массе возросла в 1,5 раза. Цены повысились в среднем на 20%. Скорость обращения денег и объем продаж не изменились. Чему стала равна масса наличных денег в обращении?
11. Что случиться, если предложение денег увеличится с 567 млрд. руб. до 890 млрд. руб., в то время как скорость обращения денег и количество произведенного и проданного товара не изменятся?
12. В январе цены выросли на 20%, в феврале – на 10%, в марте – на 5%, в апреле – упали на 1%. Как изменилась покупательная способность денег за этот период?
13. Предложение денег В Галиции возросло с 16 млн. до 18 млн. дукатов. Объем продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения не изменилась. На сколько процентов в среднем изменились цены.
14. Рассчитайте, сколько денег было выведено из обращения за год, если суммарная стоимость проданных за год товаров составила 90 трлн. руб., среднее число оборотов денег в год равнялось 10, а в начале года в обращении находилось 12 трлн. рублей.
15. Произведен срочный вклад под 12% годовых на 3 месяца в сумме 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу простых процентов. Рассчитайте, сколько денег получит клиент на руки в конце срока?
16. Билл Гейтс произвел срочный вклад тоже под 12 % годовых на 3 месяца 50 000 руб. Начисление процентов происходит по методу сложных процентов. Рассчитайте, сколько денег получит Билл Гейтс на руки в конце срока?

Методическая литература.
1. Иванов С.И.. Экономика. Профильный уровень образования. Учебник для 10, 11 классов.  
2. Мицкевич А.А.Сборник заданий по экономике. Для 9-10 классов.
3 Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания.
3. Практикум по основам экономической теории. 10-11 кл. Под ред. Иванова С.И.
4. Практикум к учебнику Самуэльсона и Нордхауза «Экономика»
 Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Сообщение учащегося: «История банковского дела».


БАНК - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], производящее разнообразные виды операций с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам (производящее, хранящее, предоставляющее, распределяющее, обменивающее и контролирующее денежные средства, а также обращение денег и ценных бумаг).

ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предоставлявшие деньги взаймы под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], появились в глубокой древности. Банковское дело существовало ещё в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в VIII веке до н. э. Вавилонским купцам был даже известен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], называвшийся гуду и имевший обращение наравне с золотом.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] трапезиты принимали на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вклады с целью производить платежи за счёт вкладчиков. Им давали на хранение также ценные документы, договоры, спорные суммы.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] банкиры назывались менсариями и аргентариями. Аргентарии принимали вклады, давали кредиты, через них можно было перевести деньги в другой город.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из-за разнообразия местных монетных систем был развит промысел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Затем им начали давать на хранение денежные капиталы, и поручалось производство платежей.
Менялы в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] постепенно стали называться банкирами. Производство платежей путём списывания в книгах банкиров со счёта одних на счёт других оказалось наилучшим способом платежа, устраняющим все неудобства перевозки, оценки, сосчитывания разнообразной монеты.
В 1609 году городскими властями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был основан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он установил неизменную счётную единицу, называвшуюся «банковский флорин»  банк принимал во вклады различные монеты, но счёт вёлся только в банковских флоринах.
Англичанин Вильям Петерсон предложил проект [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основной капитал которого помещался бы в государственных процентных бумагах, служащих обеспечением его кредитных операций. В 1694 году английское правительство, находясь в затруднительном финансовом положении, приняло этот проект. Банк Англии был создан в форме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Обращаясь к истории банковского дела, первые шаги его развития в России были предприняты в 1665 г. в Пскове, когда воевода Ордин-Нашокин Афанасий Лаврентьевич начал использовать городскую управу как банк, выдающий кредиты «купечеству русскому». Правда, данный вид услуг был быстро пресечен правительством, которое считало, что Псков стремится жить «по своему уставу». Следующий этап развития банковского дела наступил лишь спустя сто лет. К середине XVIII века в России начали свою деятельность первые банки, правда, в основном за счет средств государства и становились государственными, в то время как в других странах банки создавались в качестве частных учреждений. Первые банки были открыты в 1754 г. в Москве и в Петербурге по указу Елизаветы Петровны. Один из них предназначался для дворян и действовал при сенате и сенатской конторе, второй – для купцов, в петербургском порту при коммерц-коллегии. Поскольку банки в России считались собственностью государства, то они активно действовали в интересах российского правительства: кредитовали казначейство и земельную аристократию.
Следует отметить то, что государственные банки были расформированы после тридцати лет существования, а их капиталы были переданы Государственному заемному банку, созданному в 1786г.
Нового уровня банковское дело в России достигло при Екатерине Великой. Тогда, в 1769 году, в денежное обращение были впервые выпущены бумажные деньги, называемые ассигнациями, для обращения которых учредили два депозитных банка.
В начале 60-х годов в России открываются первые акционерные банки с возможным предоставлением краткосрочного кредита. Первый такой банк был открыт в Санкт-Петербурге. Уже к середине 19 века по всей России существовали городские банки. В 1960 г. был создан Государственный банк России, и началось развитие различных форм кредитных организаций.
Виды банков
Различают:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (проведение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; проведение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; управление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; регулирование деятельности кредитных институтов).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осуществляющие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] банковскую деятельность ( кредитование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лиц; операции по вкладам; операции с драгоценными металлами; выход на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т.д.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осуществляют все основные виды банковских операций;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], специализируются на инвестициях, чаще всего в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], специализируются на привлечении средств населения;
Иногда выделяют:
«Ритейловый банк» («Розничный банк»)  ориентирован на работу с частными лицами.
«Кэптивный банк» («Карманный банк»)  дочерний банк крупной промышленной или банковской структуры, основным назначением которого является обслуживание операций материнской компании.
К банковским операциям относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и депозиты (до востребования и на определённый срок);
размещение привлечённых средств от своего имени и за свой счёт;
открытие и ведение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] физических и юридических лиц;
осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] денежных средств, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Банки города Лиски.
Сбербанк России – коммерческий банк, ОАО
ВТБ 24 – коммерческий банк, ЗАО
Московский Индустриальный банк – акционерный коммерческий, ОАО
Россельхоз Банк – коммерческий, ОАО





Заголовок 215