Экскурсия – одна из форм духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 75
Красноармейского района Волгограда»
Экскурсия – одна из форм духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе.
Андреева Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Волгоград 2017
Cовременный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Это новый заказ государства школе.
Школа - один из островков, где  воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, уважения к национальным ценностям страны и ее культурным традициям, любви к людям и ко всему живому на Земле.  
Такие понятия как любовь, вера, сердечное тепло, доброта всегда будут ценностями  жизни человека. Этим категориям нельзя научиться, они не могут быть просто перенесены в личный опыт ученика, этот опыт складывается в практической деятельности, творчестве, в общении.
Сегодня я хочу рассказать вам о незаменимой, на мой взгляд, форме духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе  во внеурочное время – об экскурсии.
Тема моего выступления “Экскурсия – одна из форм духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе“. Формы проведения экскурсий следующие:
1) путешествия «не выходя из класса» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами);
2) выезды в музеи;
3) пешеходные прогулки по окрестностям;
4) автобусные экскурсии.
Традиционными в моей работе стали экскурсии на площадь Свободы, на Солдатское поле, в музей–панораму Сталинградская битва, в Планетарий, ну и, конечно, на Мамаев курган.
Перед экскурсией для активизации познавательной деятельности ученикам важно дать опережающее задание, а его результаты (рисунки, ответы на вопросы, фотографии) обязательно оценить и повесить в классе или организовать выставку в школе.
Цель каждой экскурсии - это знакомство с героическим прошлым своей родины, родного города, его достопримечательностями, бытом, традициями, природой Волгограда и Волгоградской области, открытие тайн космоса и т.д.
Часто экскурсоводы приходят к нам в гости. Это наши добрые друзья из Музея-заповедника “Старая Сарепта“:
Из бабушкиного сундука. Из бабушкиного сундука Наряды мы примерили слегка. Поучились кашу носить в прихвате Да древним «утюгом» лоскутик гладить.
История русской Матрёшки. О Матрёшке мы узнали.
От большой до самой малой.
Мы стихи о ней читали,
А потом её нарисовали.
Экскурсии помогают ребёнку понять, что в стране и городе, где он живёт, множество великолепных памятников истории, что наша страна по праву входит в мировые державы, имеющие бесценное культурное и природное наследие. С любования и восхищения начинается воспитание гордости за державу, воспитание настоящего патриотизма.
Несомненно, рассказы экскурсоводов производят сильное впечатление на детей. Но самые интересные - это экскурсии, подготовленные  учащимися:
Творческая работа-презентация Высотка – 102. Это виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану. На региональном этапе IX Международного литературно-художественного конкурса “Гренадеры, вперёд! “ моя ученица Авдейкина Ксения заняла 3 место.
Видеофильм Они сражались за Родину моего ученика Касумова Камила просмотрели ученики начальных классов школы. Камил стал Лауреатом регионального этапа IX Международного литературно-художественного конкурса “Гренадеры, вперёд! “
Филиповик Полина – победительница VI Всероссийского конкурса компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом» подготовила презентацию “Город гордости и славы “
Воспитание патриотизма будет проходить успешнее, если учитель обратит внимание учеников на красоту природы и на красоту, созданную человеческими руками.
Начинать очень важно с объектов родной местности. Например, экскурсия по ближайшему парку, школьному участку.
А ещё это может быть виртуальная экскурсия, созданная совместными усилиями учащихся, родителей, учителя “Растения около моего дома “. После таких экскурсий ученикам можно предложить вспомнить, какие растения были в парке, найти о них информацию и нарисовать их в то время года, которое ребёнок больше любит. Детям предлагается объяснить, почему именно это время года им нравится, подумать и изобразить, что можно улучшить в парке и как сделать его красивей.
Самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Край, в котором мы живем, рассматривается от улицы, посёлка, города до всей страны.
Интересно и познавательно провела одна моя ученица виртуальную экскурсию-прогулку по улице, на которой она живёт. В ходе её мы узнали:
Почему улица так называется?
Какие события здесь происходили?
Какие замечательные люди жили и живут здесь?
На основе такой исследовательской работы появилась виртуальная экскурсия “Милая, нешумная улица Арсеньева моя!“
В духовно-нравственном становлении растущей личности, в формировании позитивного опыта духовно-нравственного воспитания ребёнка большую роль играет активное сотрудничество семьи и школы.
Так, работа над проектом “Мои родители – труженики Волгограда “, несомненно, сблизила всех участников проекта, обогатила знаниями о профессии родителей, о предприятиях Красноармейского района и Волгограда. Был создан альбом с творческими работами детей, с их интервью с родителями, с сочинениями о своей будущей профессии. Но главное – это формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий, формирование ответственности за свой учебный труд на благо города. Дети увидели значимость их родителей в жизни общества и оценили вклад родителей в трудовую биографию Волгограда.
И, конечно, создана презентация – экскурсия “Мои родители – труженики Волгограда “
В заключении хочу сказать: Сегодня многие музеи охотно работают с младшими школьниками. Это форма обучения очень древняя, рекомендации проводить экскурсии содержатся ещё в уставе учебных заведений 1801 года.
По сути, экскурсионный урок – это обычный урок, отличающийся от рядового тем, что он проводится не в классе. Любой экскурсионный объект воспринимается учащимся в определённом исторически-культурном контексте.
Китайская народная мудрость гласит:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
Экскурсия – это как раз та форма работы, когда можно и услышать, и увидеть, и попробовать.
Желаю всем успеха в работе и здоровья.