Использование духовно — нравственного потенциала русской литературы в преподавании модуля Основы православной культуры (методические рекомендации)

Использование духовно – нравственного потенциала русской литературы в преподавании модуля «Основы православной культуры» (методические рекомендации)
Введение
У болгарского писателя Павла Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки  живут возвышенно - легкомысленно, в конечном счёте, их жизнь сводится лишь к продолжению рода, их волнуют музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей, ведут тусклое и безрадостное существование. Они  слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. У них холодный разум и мёртвое сердце. Жизнь тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.
Ещё один персонаж этого рассказа - робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.
Мораль рассказа очевидна: лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния. Именно это единство и нужно формировать в ребёнке, сохранять и лелеять. Большие возможности для этого открываются при изучении модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Актуальность изучения православной культуры в современной российской школе
Особенностью развития российской системы образования сегодня является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Православная культура включает в себя большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, прежде всего сферу духовной жизни общества. Мировоззрение личности, система ценностных ориентаций, принятых установок отношения и поведения определяют направленность и результаты целесообразной деятельности человека в обществе. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования, на глубоком уровне понимания раскрывать для учащихся специфику и взаимосвязь всех остальных сфер духовной культуры - науки и образования, философии и идеологии, искусства.
Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается сферой духовной жизни. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства принадлежат православной культуре или несут её отпечаток. Все эти обстоятельства обусловливают возможность выделения православной культуры в качестве самостоятельной образовательной области в содержании образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес и формирует социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования.
Актуальность предмета методических рекомендаций
С учетом того, насколько важным представляется полноценное и адекватное раскрытие заложенных в модуле «Основы православной культуры» нравственно-мировоззренческих идей, а также корректное раскрытие культурологических аспектов православия, необходимо обратить внимание на целесообразность максимально возможного использования опоры на материал учебного пособия в работе с учащимися. Содержание пособия должно выступать тем информационным ядром, вокруг которого выстраивается работа с учащимися. Именно оно должно задавать направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках модуля, а также очерчивать примерный круг тех культурологических знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников. В связи с этим становится очевидной роль учебного пособия в образовательном процессе: от того, насколько он интересен, понятен, содержателен, насколько соответствует познавательным возможностям младших школьников, во многом зависит эффективность усвоения ими основополагающих идей курса.
Изучение модуля «Основы православной культуры» в школе осуществляется по учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры». К сожалению, этот учебник, на мой взгляд, не обладает всеми теми характеристиками, о которых шла речь выше. Недостатками данного учебника являются:
Сложный для понимания четвероклассниками текст многих параграфов, особенно тех, в которых речь идёт об основополагающих идеях, постулатах православия. Младшие школьники в большинстве своём (исключение составляют лишь те дети, которые посещают воскресную православную школу) не готовы к восприятию терминологии богословского характера и звучания, которой изобилует учебник. Объяснение сути заповедей блаженств, Причастия, души, исповеди, Божьего суда и других важнейших элементов православной культуры малопонятно и невразумительно.
Неинтересный текст, в основном эмоционально бесцветный, практически лишённый впечатляющих примеров, что так необходимо младшему школьнику.
В учебнике практически отсутствуют дополнительные тексты для чтения: притчи, отрывки из литературных произведений, адаптированные отрывки из Библии.
Слабый методический аппарат учебника.
5) Основной текст и методический аппарат учебника не ориентирован в должной мере на организацию такой работы с учащимися, как осмысление их личностного опыта.
Указанные недостатки лишь незначительно исправляют материалы, помещённые в «Методических рекомендациях по модулю «Основы православной культуры». В силу отмеченных обстоятельств использование текста учебника в качестве основного информационного поля для организации работы на уроке не представляется возможным. Усложненное, неоправданно перенасыщенное терминами изложение материала снижает возможность успешного освоения материала, предложенного четвероклассникам. Непонимание содержания младшими школьниками чревато потерей интереса к предмету в целом. Очевидно, что в таком случае изучение модуля «Основы православной культуры» не сможет сыграть определённую ему роль в процессе духовно – нравственного развития, формирования ребёнка.
Компенсировать недостатки учебника позволяет использование духовно – нравственного потенциала русской литературы. Известно, что духовно – нравственные понятия греха и покаяния, милосердия и прощения, христианской любви и подвига, смерти и бессмертия раскрываются в произведениях Ф. Достоевского, В. Астафьева, А. Платонова, Н. Рубцова и др.
Широкое использование литературных произведений на уроках модуля «Основы православной культуры» позволит решить важнейшие методические, аксиологические, когнитивные задачи и может быть обусловлено следующими моментами.
Обращение к литературным произведениям поможет максимально учитывать и использовать в учебном процессе психологические особенности младших школьников, а именно:
- в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать эмоционально окрашенные, насыщенные литературные произведения, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию (общеизвестно, что лучшее воспитание – это воспитание чувствами);
- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание образа (используя, к примеру, приём словесного иллюстрирования); наибольшие возможности для этого даёт литература:
- для развития словесно – логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление причинно – следственных связей событий и поступков (Что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?). Использование в учебном процессе литературных источников позволяет оптимально реализовывать эту методическую задачу.
2) Потенциал русской литературы позволит усилить воспитательную составляющую курса, которая является приоритетной.
3) Обращение к образу литературного героя позволит в большей степени актуализировать личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. Живое обсуждение примеров из художественной литературы поможет сформировать устойчивую мотивацию нравственного поведения ребёнка, перевести нравственные вопросы в жизненный контекст, прямо или косвенно (на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их социальному опыту.
4) Приобщение детей к чтению, развитие смыслового чтения, знакомство с жанром святочного рассказа – всё это способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий, что особенно важно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
5) Активная работа с литературными произведениями на уроках позволит более широко использовать различные образовательные методы и технологии, а именно: метод моральных дилемм и дискуссий (создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов); эвристические методы, элементы интерактивного воздействия (они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом), технология развития критического мышления; кейс-метод и другие.
Активное использование на уроках модуля «Основы православной культуры» литературного материала в большей мере создаст условия для достижения обучающимися следующих результатов (которые, конечно же, относятся к результатам, указанным в программе и Федеральном государственном образовательном стандарте).
В личностном плане: проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане: проявление умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысления текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане: принятие и понимание детьми основных нравственных ценностей.
Методические рекомендации
В данной работе представлены методические рекомендации по использованию произведений русских писателей на уроках модуля «Основы православной культуры». Речь идёт об изучении тем, вопросов, которые объективно сложны для четвероклассников в силу своего глубокого философского содержания, предельной степени абстрактности, а также в силу незначительного социального опыта детей. Существенным дополнением к произведениям русской литературы могут стать рассказы современного детского белорусского православного писателя Бориса Ганаго.
Знакомство с содержанием произведений осуществляется как путём чтения текста (в случае необходимости текст сокращается), так и путём прослушивания аудиокниги. Использование аудиокниги позволяет усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует более глубокому восприятию рассказа, так как текст имеет музыкальное сопровождение, звуковые эффекты присутствия.
Использование произведений литературы
на уроках модуля «Основы православной культуры»
№ урока
Тема урока
Автор, название литературного произведения

Урок 3.
Человек и Бог в православии
Христос воскресе! (по мотивам рассказа Н. Каразина «Фомка Кистень»), Б. Ганаго «Скитание души»

Урок 10.
Совесть и раскаяние
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Урок 12.
Милосердие и сострадание
А.П. Платонов «Юшка», И.С. Тургенев «Нищий»

Урок 19.
Подвиг
Б. Ганаго «Детская исповедь», «Вова и Змей»

Урок 20.
Заповеди блаженств
Б. Ганаго «Хочешь стать королём?», «Мой гриб! Мой!», В.А. Солоухин «Мститель»

Урок 21.
Зачем творить добро?
Н. С.Лесков «Неразменный рубль»

Урок 22.
Чудо в жизни христианина
А.И. Куприн «Чудесный доктор», Ф.М. Достоевский «Божий дар»

Урок 23.
Православие о Божием суде
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок 24.
Таинство Причастия
Б. Ганаго «Причащение»

Урок 26.
Отношение христианина к природе
Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы. Старый колодезь»; Б Ганаго «Птички»




Урок 3. Человек и Бог в православии
На уроке рекомендуется использовать произведения Б. Ганаго – «Христос воскресе!» и «Скитание души». С первым произведением обучающиеся знакомятся, прочитывая текст, со вторым – прослушивая аудиокнигу (10 минут).
На уроке обучающиеся начинают осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Речь, прежде всего, идёт о понимании Бога как Творца человека, о понимании человека как творения Бога и о том, как связаны они между собой . Бог – отец всех людей, поэтому он любит их, хотя иногда и наказывает, посылает испытания, но всё это на благо людей: Он хочет видеть их честными, чистыми душой и сердцем. Главное отличие человека от всех других существ – наличие в нём души – частички Бога, это главное сокровище человека, которое он должен беречь, воспитывать, делать возвышенней. В каждом человеке живёт Бог, правда иногда человек забывает об этом, прячет эту частичку Бога куда – то очень глубоко или же губит её. Но шанс воскресить её в себе, сделаться настоящим человеком есть у каждого.
Этот основной смысловой стержень урока иллюстрирует рассказ «Христос воскресе!». После его прочтения четвероклассникам предлагаются вопросы, ответы на которые помогут им более глубоко осмыслить и уяснить ведущие идеи урока.
1. Почему Фомка Кистень был жесток и свиреп?
2. Что побудило разбойника Кистеня отказаться от прежнего образа жизни?
3. Какое главное изменение в нём произошло? Как вы считаете, случайно ли, что преображение души Кистеня («просветление души», её воскресение, возрождение) произошло в великий православный праздник – Христово Воскресение?
4. Изменилось ли поведение Фомки после воскресения его души?
На этом же уроке возможно обращение к рассказу Б. Ганго – «Скитание души». Учитель предлагает детям послушать его (аудиокнига), затем организует обсуждение. Однако стоит учитывать, что работать с этим рассказом целесообразно только в подготовленной группе, с детьми, владеющими навыками анализа, с развитым ассоциативным, образным мышлением (с учётом возрастных особенностей). Произведение содержит много образов – символов, на которые нужно обратить внимание обучающихся в ходе обсуждения рассказа (маяк – духовный ориентир, флюгер – судьба моряка, кот – страсть к наслаждениям, пороки человека; остров - душа).
Какую жизнь вёл моряк в молодости, до того, как попал на остров?
Как изменился остров после нескольких лет пребывания моряка на острове? Почему это произошло?
Какие мысли стали одолевать моряка во время жизни на острове? С чем он сравнивал свою судьбу?
Какой вывод сделал старый моряк по поводу того, случайно ли он оказался на острове? Кто ему помог в этом?
Старый моряк понял, что оказаться на острове ему кто – то помог, кто – то позаботился о нём, значит, он кому – то нужен. Как вы думаете кто этот «кто- то»? Что произошло в душе моряка, когда он сделал это открытие?
Как вы понимаете фразу: «обретение чувства Бога»?
Урок 10. Совесть и раскаяние.
На уроке обучающиеся подводятся к осмыслению понятия греха, связи греха и зла; формируются убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Системный подход к решению поставленных целей возможно реализовать, организовав на уроке работу с текстом рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Чтение полного текста рассказа не представляется возможным, поэтому некоторые фрагменты рассказа опускаются, другие – излагаются в кратком пересказе учителя. Внимательное изучение текста рассказа позволяет понять природу греха и пленение им души. Один грех тянет за собой другие. Они растут как снежный ком, мчащийся с горы. Грех – это духовная смерть. Совесть мучает душу. Покаяться очень трудно, но необходимо – это условие возрождения. Среди важнейших условий для покаяния – любовь: нужно жалеть не только себя, но и своих близких, нужно понять их, почувствовать их боль. Важно также проявление милости со стороны близких, проявление добрых чувств с их стороны, их прощение. Покаяние приносит свои плоды: прощение, укрепление нравственных основ, бесценный духовный опыт.
Для облегчения работы с текстом необходимо разбить текст на смысловые части, выделив их в тексте.
Левонтий и его дом.
За земляникой.
На полатях.
На рыбалке.
Раскаяние.
Бабушкин дар.
После прочтения рассказа организуется работа по вопросам.
Почему бабушка не пускает внука в дом Левонтия? Чего она опасается?
Понимает ли Витя бабушку? Слушает ли её предостережения?
Можно ли назвать главу «За земляникой» историей падения? (Ослушание, согласие на обман, смерть птички, смерть рыбки, обман и воровство калачей, компромисс с собственной совестью). Как вы понимаете значение слова «пасть», «падший»? О каком падении идёт речь?
Почему Витя уступает напористой бессовестности Саньки?
Какие настроения и желания борются в душе у Вити?
Чем вызваны переживания мальчика вечером после случившегося?
Что заглушает возникшую потребность в раскаянии? (эгоистическое чувство жалости к себе: он, Витя, сирота, лишился радости жизни, его никто не пожалеет и т.д.).
Какая мысль Вити, которая приходит ему в голову на рыбалке, свидетельствует о полном падении Вити? («Надеяться теперь не на что, разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет?»).
Какие действия взрослых (бабушки и дедушки) привели к покаянию Вити? (мудрое поведение взрослых: бабушка делает скрытый грех открытым для всех (обличает внука), милосердие дедушки (укрывает внука тулупом), бабушка срамит внука, показывает ему , куда может завести «плутовство»).
Почему бабушка всё – таки отдала внуку коня с розовой гривой? (бабушка не только простила внука, своим даром она подкрепила момент истинного покаяния, закрепила память о духовном опыте, который приобрёл внук. Вот почему Витя, ставший потом знаменитым писателем, не может забыть того пряничного белого коня с розовой гривой).
Урок 12. Милосердие и сострадание
Урок посвящён ознакомлению учащихся с христианским пониманием милосердия, показу взаимосвязи понятий «милосердие», «ближний». Необходимо помочь четвероклассникам осознать суть христианского отношения к ближнему; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Материал урока должен способствовать формированию у учащихся стремление к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.
На уроке учитель организует работу с рассказом А. Платонова «Юшка». Четвероклассникам предлагается сокращённый вариант рассказа. После прочтения учитель предлагает вопросы для обсуждения.
1. Кто такой Юшка? Юшка – это имя или прозвище? Когда дают людям такие прозвища?
2. Какой образ жизни ведёт Юшка? (Учитель обращает внимание на то, что в его образе жизни, его поведении есть загадка: слаб здоровьем, но работает в кузнице; много и хорошо работает, зарабатывает деньги, но очень плохо питается, одежду не покупает; периодически куда – то исчезает из деревни «поправить здоровье»).
3. Как относились к Юшке дети? Назовите глаголы, обозначающие действие детей по отношению к Юшке и действия Юшки по отношению к детям. (Учитель обращает внимание на то, что Юшка любит детей и предполагает, что они его тоже любят – любить должны все).
4. Как ведут себя взрослые по отношению к Юшке? (не видят в нём человека, не видят истинного в человеке).
5. Чем закончилась встреча Юшки с весёлым прохожим?
6. Кто раскрывает загадку, тайну Юшки? (Приехавшая девушка рассказывает о себе, и становится понятно, что Юшка претерпевал голод, холод, болезнь ради девочки – сироты. Он делал великое доброе дело, не ожидая для себя никакой награды. Именно на неё проливалась великая любовь Юшки, которая жила в его душе, так как другими людьми она была не востребована).
7. Известно, что добро, оставленное человеком в мире, после его смерти никуда не пропадает. Как Платонов в рассказе подтверждает эту мысль? (Милосердие Ефима Дмитриевича нашло своё продолжение в делах юной девушки, которая стала врачом. Она лечит людей, помогает им, милосердствует, спасает. Так любовь и милосердие, осветившие жизнь одного человека, светят многим).
8. Почему так горько плакала на могиле Ефима Дмитриевича девушка? (Она приехала вылечить его, помочь, отблагодарить, но не успела. Надо спешить делать добро).
На уроке также можно организовать работу с текстом рассказа И. С. Тургенева «Нищий». Учащимся предлагается текст с рассказом. После самостоятельного прочтения текста один из учеников коротко рассказывает суть события, описанного в рассказе (У писателя не было денег, чтобы подать нищему. Ему было неловко от этого. Не зная, как выразить нищему своё сострадание, Тургенев пожал ему руку).
Затем учитель предлагает вопросы для обсуждения:
1. Найдите в тексте описание руки нищего. Как вы думаете, почему писатель не побрезговал пожать её?
Какое слово часто повторяется в рассказе И.С.Тургенева? (брат) Почему?
Почему нищий сказал, что рукопожатие – это «тоже подаяние»?
Как вы поняли последние слова текста: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата»? Какое же подаяние получил от нищего Тургенев?
Значит, прав святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?
Урок 19. Подвиг
На уроке должна быть организована работа по уяснению обучающимися смысла одного из ключевых христианских понятий. Четвероклассники должны понимать, что подвиг - это то, что требует напряжения воли; это преодоление эгоизма и корысти; дар другому человеку или целому народу, человечеству; жертва человека во имя добра и справедливости. Учитель должен добиться того, чтобы ребятам стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Работа с двумя небольшими рассказами Б. Ганаго «Детская исповедь» и «Вова и змей» позволит решить все поставленные задачи. Учитель предлагает ребятам прослушать рассказ «Детская исповедь» (3 минуты), затем предлагает оценить поступки новенького мальчика (его кражу, затем признание), поступок девочки, подарившей ему свой плеер. В заключение учитель просит объяснить, в чём же заключается подвиг этих детей.
Рассказ «Вова и змей» обучающиеся читают самостоятельно, затем учитель предлагает им ответить на вопросы и выполнить задания.
Объясните название рассказа.
Что или кого подразумевает автор под змеем?
Кто одержал победу – Вова над змеем или наоборот?
Объясните, какой подвиг совершил Вова.
Затем учитель предлагает вспомнить, какие действия, которые можно назвать подвигом с точки зрения православной культуры, совершал каждый.
Урок 20. Заповеди блаженств
Материал урока объективно сложен для четвероклассников. На уроке школьники знакомятся со смыслом семи заповедей, учатся понимать суть евангельских выражений «нищета духа», «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «наследовать землю», «чистые сердцем». Учащимся необходимо помочь осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье. Они должны усвоить, что в христианской культуре существует разница в приобретении земных благ и духовных благ. Организовать обсуждение основных вопросов темы нужно таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.
Для более глубокого, осознанного восприятия основных идей темы учитель может вновь обратиться к двум рассказам Б. Ганаго и рассказу В. Солоухина «Мститель».
Рассказ «Хочешь быть королём?» иллюстрирует сущность первой заповеди блаженств («Блаженны нищие духом»). Дети знакомятся с текстом, отвечают на вопросы учителя.
1.Рассказ заканчивается вопросом: «Разве она (Аля) не королева?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Почему? (Королева, так как может управлять своими желаниями).
2. Объясните связь между умением управлять своими желаниями и состоянием счастья.
Рассказ В. Солоухина «Мститель» позволяет понять смысл третьей заповеди блаженств («Блаженны кроткие»). Рассказ предлагается детям в сокращении. После прочтения текста организуется беседа по вопросам.
1.Что произошло с героем рассказа? (Витька ударил комком грязи по спине).
2. Каково состояние рассказчика? Какие мысли у него?
3. За что Витька его ударил? (Ни за что)
4. Что решил рассказчик? (Отомстить. «Позову в лес и набью морду»).
5. Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? («Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал». Герою было больно не от физической, а от душевной боли.)
6. Как меняются мысли героя в лесу? (Желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. «Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька..вечно что-нибудь придумывает. Витька – хороший парень, с ним интересно»).
7. Выберите из высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Свой выбор объясните.
- Умей прощать, и мощь твоя умножится.
- Сильнее всех побед прощение.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.
- Месть – это ответное зло.
8. Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую победу? (сумел отказаться от мести, простить друга).
9. В чём проявилась кротость рассказчика? Можно ли утверждать, что проявление кротости сделало героя рассказа более счастливым?
Рассказ Б. Ганаго «Мой гриб! Мой!» школьники слушают в аудиозаписи (1,5 мин.). Обращение к нему поможет уяснить смысл седьмой заповеди блаженств («Блаженны чистые сердцем»). Учитель предлагает ответить на вопросы.
Хотели бы вы похвалить мальчика за то, что он набрал полную корзину грибов? Почему?
Можно ли назвать внука человеком с чистым сердцем? (Нет, он не помог дедушке, лишь использовал его для своих целей, не проявил благодарности).
Как должен был поступить внук, чтобы к нему была применима седьмая заповедь?
Урок 21. Зачем творить добро?
На уроке реализуются важнейшие цели и задачи. Учитель должен помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость. Четвероклассников нужно подвести к пониманию отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка. Они должны понимать, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость; осознать, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить с ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.
Основные идеи темы можно рассмотреть на литературном материале рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль». Детям рассказ предлагается в сокращении.
Перед чтением текста учитель предлагает ученикам в течение одной минуты записать наименования предметов, которые бы они приобрели, если бы имели достаточную сумму денег. Список не озвучивается. Затем учитель объясняет, что рассказ, который сейчас предстоит прочитать, относится к так называемым святочным рассказам и перечисляет особенности святочного рассказа. После прочтения рассказа, сопровождающегося комментированием и объяснением непонятных четвероклассникам слов, учитель организует обсуждение по вопросам.
Какое волшебное, но «капризное» свойство было у неразменного рубля?
Что такое «польза»? (Хорошие, положительные последствия; выгода).
Что и кому покупал мальчик, герой рассказа Лескова?
Какое чувство испытывали люди, которым мальчик что – либо дарил? (были счастливы, радостны, утешались).
Какие чувства испытывал мальчик, когда на него «все смотрели», за ним все шли, о нём «все говорили»?
Как герой потерял свой неразменный рубль?
Почему он его потерял? Кто объясняет мальчику причину потери неразменного рубля?
Понял ли внук слова бабушки? (Понял, потому что он потратил свою монету на полезные и радостные для других людей подарки и был при этом счастлив, как никогда).
Трудно ли это – приносить пользу, радовать других, отказывая себе в удовольствии?
Когда же человек счастлив независимо от внешних обстоятельств?
Изменится ли тот список вещей, предметов, которые вы себе написали до чтения рассказа, если будет выдвинуто условие: вы можете включить в свой список только те вещи, которые вам или другим людям нужны или полезны.
Урок 22. Чудо в жизни христианина
На уроке учитель должен достичь важной цели: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость. В процессе организованной учителем работы четвероклассники развивают умение отличать добрый поступок на основе выгоды от доброго бескорыстного поступка. Библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить с ладу со своей совестью, испытывая духовную радость. Чудо в контексте православной культуры – это чья –то помощь, участие, проявление заботы, спасение, но всегда неожиданное. Не случайно в связи с православным пониманием чуда всегда говорят о таких добродетелях, как вера, надежда, любовь. Они никогда не должны покидать душу человека, тогда он всегда может надеяться на чудо. Необходимо, чтобы четвероклассники осознали тот факт, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо – не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека.
Замечательной иллюстрацией основной идеи урока является рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Это рассказ относится к святочным рассказам, о чём можно напомнить ребятам после прочтения рассказа и завершения его обсуждения. Четвероклассникам предлагается отрывок из рассказа. Вопросы для обсуждения.
1. До какой степени отчаяния дошли Мерцаловы? Что случилось бы с ними, если бы в зимнем саду отцу большого семейства Мерцалову не встретился доктор?
2. Могли ли ждать откуда-то помощи Мерцаловы, если они везде уже получили грубый отказ? Могли ли думать, что в заснеженном саду, поздно вечером, окажется человек, который и принесёт им избавление от страдания?
3. Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?
4. Объясните название рассказа.
5. Что может быть чудом в жизни человека?
Ещё одно произведение, к которому можно обратить на уроке, - стихотворение Ф.М. Достоевского «Божий дар». При работе с ним можно ограничиться обсуждением одного вопроса: «Что в данном стихотворении можно назвать чудом?» (любовь и заботу мальчика к своей больной сестре, его скромность).
Урок 23. Православие о Божием суде
Реализация основной цели урока вызывает необходимость организовать учебное пространство урока таким образом, чтобы подтолкнуть школьников задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом; побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости. Необходимо помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни, подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого. Христианский мотив доброделания напрямую связан с представлениями о бессмертии души человека, качество земных поступков человека определяет качество его загробной жизни: вечная райская жизнь или вечное мучение.
На уроке четвероклассники знакомятся с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», относящегося к жанру святочных рассказов. После знакомства с текстом рассказа происходит его обсуждение по вопросам.
1.В какой обстановке живёт мальчик? Как он оказался в этом подвале?
2. Мальчик был голоден. Почему мама его не накормила?
3. Как чувствует себя мальчик в большом городе? Как к нему относятся люди?
4. Виноват ли он в том, что он беден? Сделал ли мальчик что – нибудь плохое?
5. Как складывается дальнейшая судьба мальчика после того, как он спрятался за дровами?
6. Как вы думаете, какая жизнь после смерти, по мнению православных людей, уготована мальчику? Почему?
7. Есть ли в рассказе люди, которых ожидала бы другая участь, а именно: вечное мучение? За что они понесли бы наказание?
8. Придумайте, что могло бы случиться, если бы кто – то из героев рассказа помог мальчику.
9. Чему учит нас рассказ? (поступки человека не проходят бесследно, прежде всего для него самого, поэтому мы должны осознавать меру ответственности за них, задумываться о последствиях совершаемых действий).
Урок 24. Таинство Причастия.
На уроке происходит знакомство с событиями Тайной Вечери, обучающиеся узнают, что такое церковные таинства, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви. Яркую, детальную картину такого таинства как Причастие, рисует Б. Ганаго в рассказе «Причащение». Школьникам предлагается прослушать рассказ (8 мин.). Знакомство с рассказом поможет четвероклассникам яснее понять обстоятельства, суть процедуру, значение таинства Причастия.
Урок 26. Отношение христианина к природе
На уроке перед учителем ставится задача привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности, сделать очевидным христианское происхождение проблемы, сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы; помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир. Православная традиция подчёркивает неразрывную связь природного и человеческого мира, настаивает на особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть. На уроке обучающиеся должны осознать, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом, уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.
На уроке происходит знакомство с отрывком из повести Н.Г. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы». Школьники знакомятся с содержанием главы «Старый колодезь» (в сокращении). Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения.
1.Что случилось с Жучкой?
2. Какие чувства и переживания рождаются в душе Тёмы при столкновении с человеческой жестокостью, злобой?
3. Какое решение принимает Тёма?
4. Что видит и чувствует Тёма, заглядывая в колодец?
5. Какое чувство вызывает колодец в душе Тёмы? (Страх смерти).
6. Какие чувства, качества Тёмы помогают ему в борьбе с самим собой? (Любовь, ответственность за того, кого приручили; правильность своего поступка).
7. Можно ли сказать, что Тёма продемонстрировал христианское отношение к природе, к животным? Чем оно характеризуется?
8. Тёма спас Жучку от смерти, освободил её из колодца. От чего он освободил свою душу? (От страха. Он окончательно побеждает свой страх, когда понимает, что бояться ему нечего, ведь он поступает правильно. «Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное – боится, а я дурное не делаю, я Жучку спасаю»).
9. Можно ли поступок Тёмы назвать подвигом?
Своего рода зарисовкой к теме может служить рассказ Б. Ганаго «Птички». Учитель читает это рассказ детям, затем просит определить основную мысль рассказа и сделать выводы по вопросу о том, как нужно относиться к природе.

Список литературы и источников
1. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С.Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы:учебное пособие для  общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
3. Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М: Вентана-Граф, 2011
4. Ганаго Б. «Детям о вере». Православное аудио: Азбука веры. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Ганаго Б. «Помыслы сердца». Православное аудио: Пасхальная радость. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Ганаго Б. Сборник рассказов для детей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Гарин – Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Дорофеева Л., Исраилова Е. Подвиг детской души. Духовно – нравственное воспитание. 2013 г., № 7, с. 47 – 52.
9. Достоевский Ф.М. Божий дар.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Дронь Е. Для пользы других. Духовно – нравственное воспитание. 2013 г., № 7, с. 41 – 45.
12. Куприн А.И. Чудесный доктор. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].  М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010. Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4–5 классы» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). М.: Просвещение, 2010
14. Лесков Н.С. Неразменный рубль. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15. Мищенко Н. «Уроки литературы – уроки нравственности». Духовно – нравственное воспитание. 2013 г., № 8, с. 19 – 40
16. Платонов А.П. Юшка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17. Солоухин В. Мститель. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18. Тургенев И.С. Нищий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
19. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры. Книга для учителя. – М.: «Знаки», 2006 г.
15