Исследовательская работа-Духовно-нравственные основы образования:Воскресная школа как центр православного просвещения в г.Бугуруслан


Министерство Образования Оренбургской области
ГАОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Духовно – нравственные основы образования: Воскресная школа как центр православного просвещения в г. Бугуруслан»
в номинации «Духовный мир человека»
в региональном конкурсе научно-исследовательских, проектных
и творческих работ среди молодежи «Научный олимп»
Авторы работы: Федорова Татьяна Андреевна
Хубайбуллина Зульфия ГусмановнаСтудентки 21 «П» группы
«Право и организация социального обеспечения»
Место выполнения: ГАОУ СПО «СХТ» г.Бугуруслан
Научный руководитель: Кучеренко Олеся Александровна
Преподаватель истории и философии.
Бугуруслан, 2014г.
Аннотация
Структура данной исследовательской работы заключается в том, чтобы помочь студентам более подробно изучить историю развития Воскресных школ с момента их возникновения до сегодняшнего времени.
Данная исследовательская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении обоснован выбор нашей темы, задана проблема, сформулирована цель работы, задачи исследования, указаны методы исследования и новизна.
В первом разделе изложены данные о истории развития Воскресных школ в Великобритании, странах Европы и Северной Америке и возникновение Воскресных школ в России.
Во втором разделе изложены истории создания и открытия Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана.
В заключительной части работы мы проследили историю возникновения Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана, мы делаем закономерный вывод, что духовная жизнь города – одна из составляющих православной культуры горожан.
Это значит, что поколение за поколением, сменяясь, будет храниться в сердцах юных россиян вера православная, любовь к которой вложила в их души Воскресная школа при этом храме. Верою крепиться будет наш Бугуруслан, а вместе с нею – и Святая Русь
Работа выполнена печатным способом на 41 страницу с использованием 6 источников, содержит 13 приложений и диск.
Работа иллюстрирована фотографиями.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…4
Обоснование актуальности темы……………………………………………...…4
Цели и задачи. Методы исследования……………………………………….......5
Раздел I Содержание исследования…………………………………………...…7
Из истории Воскресных школ…………………………………………......7
Возникновение Воскресных школ в России………………………….…12
Раздел II Храм Успения Пресвятой Богородицы – организатор православного просвещения в г. Бугуруслан. Воскресная школа г. Бугуруслана……………19
2.1. История открытия Воскресной школы при Храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана……………………………………………………..19
2.2. Современная жизнь воспитанников Воскресной школы…………………25
2.3. Традиции коллектива Воскресной школы……………………………...…33
Заключение……………………………………………………….………………36
Литература……………………………………………………………………….37
Приложение………………………………………………………………………38
Введение
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев
«Человек не в силах преобразовать мир, но он в силах преобразовать себя и сохранить этот мир» - эти слова принадлежат немецкому поэту В. Гёте. С каждым годом человечество всё дальше уходит от своего первобытного образа, жизнь наполняется новым содержанием. Вместе с тем человек сталкивается с серьёзной проблемой нравственного выбора: одни выбирают путь к достижению материального благополучия, другие – путь праведный, ведущий к благополучию духовному. К сожалению, многие, заботясь о материальных благах, забывают о подлинных и вечных ценностях этой жизни. Для одного вся жизнь направлена на достижение авторитета и престижа, для другого – на поклонение «золотому тельцу», для третьего сладок путь страстей и похотей. За всей этой пеленой проходящего человек утрачивает свой настоящий духовный облик.
Воскресная школа - в самом словосочетании заложен глубокий смысл. Ведь школа – это место, где человек получает знания, а значит, трудится. А Воскресенье – это день, который заповедано отдать Богу. Вот и получается, что воскресная школа – это место совместного труда во славу Божию, где взрослые и дети вместе постигают основной закон нашей жизни – закон Божий, вместе открывают для себя красоту и мудрость устроения Божьего мира, вместе учатся претворять в жизнь Его основные заповеди. А ведь это самое главное, научиться жить по - Божески, то есть по Божьим заповедям. Научиться этому – значит, спастись. Правда, это совсем не просто и удается не многим. Их называют – святыми и нам, грешным, до них не дотянуться даже «на цыпочках». Но наши православные души, даже осознавая невозможность своего приближения к святости, стремятся к ней изо всех сил! Падают, встают и снова стремятся, увлекая за собой своих детей. Ведь так хочется, чтобы они – наши дети, были лучше нас, познали меньше падений, чтобы их чистые души открывали для себя Бога не через страдание, а через веру и любовь. Может быть, тогда будущее нашей Родины будет белее светлым, без повторения испытаний прошлого. Но, это только наши пожелания. Что ждет на самом деле наших ребят, только одному Богу ведомо.
Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского характера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.
Актуальность исследовательской работы в том, что она дает толчок для дальнейшего исследования, осмысления нашей истории и почти нигде нет материала на данную выбранную нами тему.
Новизна исследования состоит в том, что эта тема именно в г. Бугуруслане никем до нас подробно не рассматривалась. Мы впервые предприняли попытку обобщить имеющиеся данные об истории Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы.
Предмет исследования: Духовно-нравственные основы образования и воспитательные возможности православной воскресной школы.
Объект исследования: Воскресная школа при храме Успения Пресвятой Богородицы.
Цель: определение специфики православного образования, особенностей функционирования Воскресной школы, как центра духовного просвещения.
Задачи, поставленные перед нами для написания данной исследовательской работы:
Рассмотреть историю Воскресных школ в Великобритании, странах Европы и Северной Америке и возникновение Воскресных школ в России;
Проследить историю создания и открытия Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана;
Выявить современную жизнь и традиции данной воскресной школы.
Методы исследования:
Изучение литературы по теме исследования;
Методы теоретического исследования: индукция, форматизация, абстрагирование;
Методы эмпирического исследования: анализ и синтез, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение.
Интервьюирование с преподавателями и учащимися Воскресной школы.
Теоретическая значимость исследования:
Православная Церковь охарактеризована в качестве социокультурного и социально-педагогического феномена через раскрытие институциональных признаков;
- характеристика воскресной школы как воспитательной организации и ее социально-педагогического потенциала дополняет концепции социализации, религиозного и социального воспитания подрастающих поколений;
- конкретизированы понятие и содержание религиозного воспитания в социально-педагогическом контексте;- современная воскресная школа представлена в качестве социально-педагогического феномена, реализующая цели религиозного воспитания.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем выявлены условия совершенствования педагогической деятельности в воскресных школах, актуализирующие (при их реализации) потенциал воскресной школы как воспитательной организации. Полученные в исследовании материалы и сделанные на их основе выводы могут использоваться педагогами воскресных школ; в научно-исследовательской и организационно-управленческой и архивной деятельности.
Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются обоснованностью исходного материала, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением и анализом необходимого и достаточного объема теоретического материала, экспертными оценками, а также широкой апробацией результатов исследования.
Раздел I Содержание исследования
Из истории Воскресных школ
В Великобритании
Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли в 1780 г.
В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать. Рейкс приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей, составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников, занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование; после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процесса и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ продолжало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Король одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патронессой Воскресных школ. Вскоре, практика показала, что школы, где преподаватели - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным. Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме была организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране.
Большое внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических институтов. В 1787 г. Рейке в письме, опубликованном в «Журнале для джентльменов», сообщал, что Воскресную школу посещали 250 тыс. детей. «Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии» было создано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для распространения опыта Воскресных школ не только в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы объединил представителей различных протестантских деноминаций. В 1813г. вышел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ». Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., организовали Союз воскресных школ Индии и Союз австралийских воскресных школ.
В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церкви Англии для «распространения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглавлявшийся комитетом из 25 клириков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Библии и Книги общих молитв и соотносилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в англиканских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ, к 1907 г. объединявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.

2. В странах Европы.
Наибольшее развитие в Европе приобрели конфессиональные Воскресные школы религиозных меньшинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смогли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви.
В Норвегии Воскресные школы появились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мира появление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организаций.

3. В Северной Америке.
Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных конфессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население.
Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ; работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публикацию цикла уроков по изучению Библии. Быстрый рост этих школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учебных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Около 80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было организовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.
На съезде в 1832 г. в сотрудничестве с Союзом британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного использования. Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры. Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения из-бранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в школах любой конфессии.
В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ, 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей таких школ Северной Америки было 54 клирика. Основной задачей совета стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей.

Возникновение Воскресных школ в России
1. XIX - нач. XXв.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана с европейскими традициями и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение.
В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность.

В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П. В. Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.
Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах — «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и совершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.
Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. Некоторые такие школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско-Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий. Они подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 – 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий. Было законодательно оформлено существование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возникли противоречия. Министерство народного просвещения претендовало на управление всеми школами, опираясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разрешать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была признана полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.
Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С-Петербурга, которые посещали более 700 учеников. С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии. При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы, в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде появились первые народные вечерне-воскресные средние школы. В результате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались антиправительственными силами для революционной пропаганды.
Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ специальные программы, учебники, пособия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и заводах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертвований. Их посещали и дети и взрослые, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось. В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохранялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).
После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ прекратила существование.
Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности.
Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные, так и церковные источники.

Частично эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности и преподаванию законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.
2. Кон. XX - нач. XXI в.
В начале XX века в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и обра-зование, главным образом детей.
Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы.
В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. Деятельность школы, количество учащихся в которой сильно уменьшилось, осуществляется за счет личного времени студентов и их бескорыстного энтузиазма.
Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.
Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе Воскресные школы создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода, так и мирянин.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.
Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.
За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.Раздел II Храм Успения Пресвятой Богородицы – организатор православного просвещения в г. Бугуруслан. Воскресная школа г. Бугуруслана
2.1. История открытия Воскресной школы при Храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана
Ступени образования:
Московский патриархат
Епархия (Оренбург)
Бузулук (отец Алексий)
Благочиние г. Бугуруслан
Воскресная школа в г. Бугуруслан при храме Успения Пресвятой Богородицы;
Воскресная школа в г. Бугуруслан при храме Святой Троицы.
Воскресная школа в с. Аксаково при храме в честь иконы Пресвятой Богородицы и «Знамения»;
Воскресная школа в с. Кирюшкино при храме Алексея Невского;

В 30-х годах XIX века на окраине города Бугуруслана, в северо-западной его части, «усердием жителей города и других доброхотов» была построена новая церковь. Освящение престола в честь Успения Божией Матери состоялось 5 (18) сентября 1834 года. До наших дней дошло одно из первых описаний церкви: «Каменная, без колокольни, своды, купол, и под куполом восьмерик (восьмигранный барабан) – деревянные. Теплая, вместительностью на 250 человек, находится посреди кладбища, которое обнесено со всех сторон деревянною оградою. Земли под церковью 56 квадратных сажень (256 кв. м), под кладбищем – 36000 квадратных сажень (16,4 га). Штат состоит из священника и псаломщика. При церкви имеется сторожка».В начале XX века священник К. Златогорский дал уже новое описание церкви, как «простой часовни, с внешней стороны не имевшей вида и установленной формы храма, а с внутренней – довольно скромной и бедной по обстановке».

В 1909 году настоятелем сюда был назначен священник Николай Олерский. Современники свидетельствовали, что вид церкви преобразился – она была «расширена, украшена ценным новым иконостасом и стенной росписью, а с наружной стороны сведенный над ней купол и выстроенная каменная колокольня с общей изящной отделкой и окраской всей церкви, дали ей вид настоящего благолепного храма, радующего взоры и умиляющего души молящихся». В 1915 году при большом стечении народа состоялось торжественное поднятие двух пожертвованных колоколов в 103 пуда (1687 кг) и 65 пудов (1065 кг) на новую колокольню храма.Надо сказать, что в Бугуруслане к тому времени действовали:– Спассо-Вознесенский собор (на его месте разбит Ленинский сад);– церковь Михаила Архангела (это место занято частными постройками, находится ниже ПЛ №8);при Покровском женском монастыре (располагался на территории городского квартала между улицами Комсомольская – Фрунзе, Гая – Партизанская):– Покровская церковь,– церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»,– собор Живоначальной Троицы;– при въезде в город по мосту через реку Кинель возвышалась единоверческая Никольская церковь (переоборудована под РДК);– старообрядческий Успенский храм.Кроме того, церкви находились при Духовном училище, женской гимназии (а их было две), в гарнизоне, в тюрьме, вероятно, и при Учительской семинарии. В домах состоятельных горожан могли быть церкви домовые. После разрушения этих церквей в годы соввласти нам не дано слышать, как одновременно во всех храмах города звонили колокола, перекликаясь между собой, и как их звон разливался по всей округе.В 1929 году был закрыт Спасо-Вознесенский собор. В 30-х годах были закрыты другие храмы города. Среди них оказался и Успенский храм, в котором в течение века непрерывно совершались богослужения. Здание использовалось под склад. В 1946 году храм был возвращен верующим, которые под руководством настоятеля протоиерея Алексия Остроумова привели его в порядок, очистили и восстановили внутреннее убранство. Богослужения во время проведения восстановительных работ проводились в нижнем ярусе колокольни. Здесь, в Бугуруслане, у отца Алексия родилась внучка – Ольга Остроумова, будущая народная артистка России. Она и сейчас хранит воспоминания своего детства, когда дед ее служил в Успенском храме. Долгое время он был единственным действующим в округе, и сюда стекались богомольцы из близлежащих районов.По воспоминаниям Валентины Павловны Кадыровой – одной из старейших прихожанок храма, в послевоенные годы здесь несколько раз служил митрополит Мануил (Лемешевский, 1968): «Он постоянно приезжал в Бугуруслан и служил по архиерейскому чину всенощные и литургии в Успенской церкви. После вечерних богослужений владыка Мануил проводил беседы с верующими. Его любовь к народу Божьему, доступность и возможность простого общения с архипастырем привлекали сердца верующих, которые отвечали ему взаимной любовью и благоговейным почитанием. Люди истосковались по живому Божиему слову, и Преосвященный Владыка без устали проповедовал, укрепляя в вере своих духовных детей в годы жестокого гонения верующих. Трапезы высокого гостя проходили в доме моего крестного отца – Федора Филипповича Козлова. Готовила обеды для духовенства его супруга Васса, ставшая впоследствии монахиней. Вместе с Владыкой приезжал и его келейник – Иоанн (Снычев,†1995), будущий известный проповедник и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».

В 1980-х годах из-за большого увеличения количества прихожан возникла необходимость Успенского храма, что и произвел настоятель прихода протоиерей Федор Фияло. С южной и северной сторон колокольни были возведены помещения, гармонично вписавшиеся в архитектурный ансамбль храма. Также был заменен на новый иконостас, прежний иконостас был передан в церковь села Державина Бузулукского района.В храме сохранились, а, скорее, были собраны после его открытия в XX веке, иконы дореволюционного письма, некоторые из них были написаны на Святой Горе Афон. В наши дни в Успенском храме также находятся иконы из Покровского женского монастыря, и, вероятно, из других разрушенных храмов города.Неотъемлемой композицией храмового комплекса является кладбище, со всех сторон опоясавшее церковь. Можно предположить, что оно старше храма, потому как церковь уже изначально именовалась кладбищенской. Здесь почивают многие поколения бугурусланцев – одни под деревянным крестом, другие под массивным каменным надгробием. Кто-то положен в обычную могилу, а для кого-то складывали каменные склепы. Здесь покоятся и безызвестные простолюдины и именитые личности. Перед алтарем обрели покой почившие священнослужители, в разные годы служившие в храме. Также на кладбище, на могилах благочестивых людей, обрели покой некогда парившие над городом кресты, венчавшие церковь Михаила Архангела – таким образом верующие сохранили их от поругания и оставили нам вещественную память о разрушенном храме.Храм Успения Пресвятой Богородицы является историко-архитектурным памятником и включен в список вновь выявленных памятников г. Бугуруслана №1-А от 18.05.1999 г. Это единственный православный храм в городе, который в годы лихолетья избежал разрушения, был открыт после относительно недолгого закрытия и сохранился до наших дней. Сегодня он является центром Успенского благочиния г. Бугуруслана, расположен по адресу ул. Бамбурова, 19а. Благочинным округа и настоятелем прихода является иерей Михаил Савочкин, сменивший протоиерея Владимира Усынина, который завершает строительство Троицкого собора. В Успенском храме, как и прежде, возносятся Богу молитвы о каждой душе христианской, как об усопших, так и о нас, живущих ныне, и чтущих память своих предков.

При храме Успения Пресвятой Богородицы действует Воскресная школа – одна из первых в Бугуруслане. Воскресная школа являлась начальной школой при церковных приходах в России. Срок обучения в церковно-приходской школе составлял – 3 года
Изначально Воскресная школа была открыта в 1995 – 1996 г.г. К сожалению, до нашего времени большинство документации об этой школе при храме не сохранилось. Интервью с бывшим директором подтвердило тот факт, что действительно основная часть документов указывающих на то, как была создана эта школа, чему в ней учили не сохранены, так как учётные записи школы велись нерегулярно. Одно известно наверняка - многие образованные люди Бугуруслана выпускники этой школы.

С октября 2013 года при храме Успения Пресвятой Богородицы действует Воскресная школа «Горлица». Основной программой Воскресной школы является программа «Вертоград».
В воскресной школе обучение разделено на 3 класса по годам обучения : 1-й год обучения (младшая подгруппа— от 5 до 9 лет; средняя подгруппа — от 10 до 14 лет; старшая подгруппа — от 14 до 17 лет), 2-й год обучения, 3 год обучения. Всего в воскресной школе обучается 55 учеников (детей).
Воспитанники 1-го  года обучения изучают предметы : «Храмоведение», «Душеполезное чтение», «Основы православного вероучения», а также посещают уроки пения и рисования.
Воспитанники 2-го года обучения изучают предметы: «Ветхий Завет», «Православный иконостас», также посещают уроки пения и рисования.
Воспитанникам 3-го года обучения преподаются предметы «Новый Завет», «Церковно-славянский язык», дети также занимаются пением и рисованием.

2.2. Современная жизнь воспитанников Воскресной школы
Основная программа обучения в современных Воскресных школах включает церковно-славянский язык, Новый Завет, Ветхий Завет, душеполезное чтение, пение, рисование, Православный иконостас, Основы православного вероучения, Храмоведение. В некоторых школах действует долгосрочная программа обучения. Занятия могут проводиться не только по воскресеньям, но и в другие дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки.

Паломническая поездка по святым местам
Воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители "проживают" день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья.
Итак, воскресный день начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам.

Список преподавателей:
Священник Михаил Савочкин — вечерняя воскресная школа для взрослых
Кривошеев Евгений Рудольфович — классный руководитель 3-го года обучения. Преподает  церковно-славянский язык, Новый Завет
Соловьева Светлана Геннадиевна — классный руководитель 2-го года обучения. Преподает Ветхий Завет
Фатахутдинова Галина Рамильевна — классный руководитель младшей группы 1-го года обучения. Преподает душеполезное чтение.
Харченко Любовь Дмитриевна — учитель пения
Иванникова Светлана Сергеевна — учитель рисования
Хачатрян Ирина Авагимовна — преподает предмет «Православный иконостас»
Попова Анастасия Алексеевна — директор воскресной школы, классный руководитель средней и старшей групп 1-го года обучения. Преподает предметы : Основы православного вероучения, Храмоведение.
Основной педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок, проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен быть естественно включен в "семейную жизнь" школы.
Основная задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу".
Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении.

Занятия в школе завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д. После трапезы молитва: у кого-то на прошедшей неделе были именины – мы духовно "сорадуемся" с ними; кто-то из учащихся или их близких заболел – надо не забыть и о них (возможно удастся даже навестить болящего); кто-то скорбит о потери ближнего – не оставляем без духовного сопереживания, поддержки и его…
Дальше каждый посвящает себя тому деланию, которое ему больше по душе: дети младшего и среднего школьного возраста посещают кружки рисования, рукоделия; студию теневого театра; ребята старшего возраста предпочитают заниматься подготовкой к выпуску сезонной печатной газеты для прихожан храма или помогают в церковной библиотеке; родители учащихся стремятся к совместному общению (беседы, просмотр и обсуждение духовных видеофильмов) – это то, что за время учебы детей в воскресной школе вырастает в настоящее дружеское чувство.

Кроме того, при воскресной школе существует и, так называемая, молодежная группа – это наши выпускники, которые не хотят прерывать, ставшего для них важным, общения. Как правило, их встречи проникнуты своего рода салонной атмосферой: собираясь у камина, участники обсуждают новости церковной жизни, читают стихи, рассказы; прослушивают, а иногда и совместно исполняют, песнопения под гитару или под аккомпанемент фортепиано; время от времени на такие встречи приглашаются гости с интересными выступлениями…

Важным событием становятся иногородние автобусные поездки-паломничества, которые могут быть и многодневными. Здесь предоставляется возможность для духовного укрепления, для расширения кругозора, для теплых человеческих отношений в особых "походных" условиях. Значимым утешением является возможность помощи возрождающимся храмам, обителям, при которых сейчас, кроме прочего, действует множество детских приютов и богаделен. Здесь учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек…

Здесь главной сутью является то, что все люди тут - одна православная семья, которая стремиться, в меру собственных сил, быть объединенной одной верой и любовью к Богу и ближним.
Описывая жизнь "семьи", здесь вовсе не пытаются подчеркнуть ее изолированность от окружающего мира: ребята могут прийти сюда в школу в течение всего учебного года, при чем с разным уровнем подготовки в вопросах веры; кроме того, здесь общаются с другими воскресными школами.
Конечно, в жизни школы возникают разные текущие проблемы и сложности. Однако их преодоление, опять же, видится в духе христианской любви, сопереживания, доверия к Промыслу Божию в мире. Одна из самых актуальных проблем (которая во многом повлияла на формирование подхода к деятельности воскресной школы) состоит в следующем: многие ученики приведены сюда теми родителями, имеющие весьма смутное представление о православной вере и не желающие его расширять, все же хотели бы, чтобы их ребенок получил некое духовное образование, т.е., чтобы у него был сформирован тот духовный стержень, который поможет ему в жизненных испытаниях. Но здесь возникает явное противоречие: ребенок получает новые теоретические знания, формирующие его мировоззрение, однако практически, дома, он продолжает жизнь в атмосфере, далекой от православия уклада.
Понятно, что занятия в воскресной школе не проходят совершенно бесследно – ребенок меняется, однако выдержать такие несоответствия и своего рода раздвоения бывает сложно. Так и появилась идея создания некой "семейной атмосферы" в стенах воскресной школы, которая призвана не заменить ребенку его семью, а лишь помочь ему опытно ощутить, что такое жизнь православных людей, объединенных вместе. Кроме того, это помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам (особенно на территории мегаполисов). В целом показателен тот факт, что постепенно даже совершенно нецерковные родители, втягиваются в жизнь "школьной семьи", чему особенно способствуют паломнические поездки с их духовным наполнением и душевным общением в "неформальной" обстановке.
В своей работе здесь стараются помнить о том, что возрождение воскресных школ оправдано в той мере, в которой оно способствует возрождению истинной веры.
Прежде всего, очевидно, что количественный рост воскресных школ должен смениться этапом их качественного роста. Посещение храма и участие в церковном богослужении само по себе не делает человека лучше. Чаще всего подростки не чувствуют подлинного духовного смысла молитвы, Божественной литургии и церковных таинств. Потребность в духовном общении со Христом, стремление уподобиться Ему как высочайшему нравственному идеалу нередко остается за пределами духовного разумения молодежи.
Теплая семейная обстановка, милые преподаватели, интересные уроки, веселые праздники и подготовка к ним, паломничества, участие в богослужениях – все это для большинства детей не является достаточной причиной для регулярного посещения занятий. Всегда находится что-то, ради чего можно прогулять воскресную школу или вообще перестать в нее ходить.
Руководители воскресных школ должны понимать, что они лишь соработники Бога на своем поприще, истинным же совершителем тайны перерождения человеческой души является Господь.
Осознавая особую ответственность, преподаватели воскресных школ, призваны быть особенно внимательны и требовательны к собственной внутренней жизни. Приведем слова протоиерея А. Владимирова - настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе, духовника православной гимназии "Пересвет", члена Союза писателей России: "…приступая к воспитанию и образованию детей, мы должны исповедовать истину Христа: "…без Меня не можете делать ничего. А значит, только со Христом в сердце и в устах мы преуспеем в нашем святом деле".
Постепенно школа приобрела необходимое оборудование и учебные материалы. На протяжении многих лет учебный процесс в школе при храме Успения пресвятой Богородицы, как и в других Воскресных школах возрождающейся православной России, представлял собой только уроки по Закону Божию, на которых учениками были и дети, и их родители, жадно внимавшие живому слову Божию.
С самого начала были определены главные задачи школы: «помочь ребенку воцерковиться, обрести нравственные ориентиры, опираясь на духовный, исторический и культурный опыт Православия»; помочь стать хорошим человеком, семьянином, гражданином.
Христианское образование и воспитание детей, имеющее своей целью гармоничное развитие личности, стало главным предназначением Воскресной школы.
С каждым годом количество желающих обучаться в Воскресной школе росло. Увеличивалось и число юных певцов Хоровой студии. Но самое главное - дети стали регулярно участвовать в Божественной Литургии – каждое воскресенье ребята поют, тем самым, являясь посредником между молитвами священника и прихожан, облачая их в благолепное пение.
2.3. Традиции коллектива Воскресной школы
Воскресная школа кроме религиозного и музыкального образования  предоставила своим воспитанникам возможность приобретать полезные навыки и умения развивать свои творческие способности. Традиционными стали занятия в кружках дополнительного образования. Учащиеся изучают секреты художественного мастерства на занятиях по изобразительному искусству, рукоделию и гончарному делу.

Занимаясь в изостудии, дети осваивают живопись, аппликацию, оригинальные технологии нарывной мозаики, лепку, конструирование из бумаги (приложение). Кулинарное искусство они постигают, занимаясь в кружке «Православная кухня». При этом они изучают не только процесс  приготовления блюд, но и постигают искусство общения за трапезой, которое является нормой этикета, искусством ведения беседы. Как считают настоятели Бугурусланского храма, , православный человек должен осваивать все самые последние достижения в науке и технике.

«Школа заботится и о физическом здоровье детей, на протяжении нескольких  лет дети имеют возможность посещать спортивные секции по рукопашному бою, стрельбе. И особой любовью среди младших воспитанников пользуется шахматный кружок.Директор Воскресной школы заботится не только о получении своими воспитанниками теоретических знаний, умений и навыков труда, но и об организации их отдыха.
С момента основания школы в целях укрепления дружбы и взаимопомощи между родителями, преподавателями и детьми в школе появилась добрая традиция. С этой целью устраивались поездки для спортивного отдыха за город. Дети, родители, преподаватели  участвовали в забавных конкурсах, коллективных играх, и конечно, разводили костер, сопровождавший дружные походные трапезы на лесной лужайке.
В Воскресной школе для воспитанников устраиваются также паломнические поездки в соседние области. Воспитанники побывали в  Самаре и различных других городах.
В начале учебного года, как правило, воспитанники подготавливают выступления, связанное с их летним отдыхом. В конце октября в стенах школы проводятся концерты, приуроченные к дате основания хоровой студии. В школе существует также традиция тематических концертов на площадке прямо перед входом в Храм Успения Пресвятой Богородицы Г. Бугуруслана, так называемые отчетные концерты по завершении каждого учебного года. Традиционными стали в школе спектакли, посвященные дню Торжества Православия, в первое воскресенье Великого Поста, Рождественский и Пасхальный концерты.

Участие в фестивалях разного уровня стало доброй традицией школы. В августе 2008 и 2009 гг. хоровой коллектив школы становился дипломантом Международного фестиваля «Поющая Омега» в г. Севастополе.
Итак, благодаря талантливым педагогам Воскресной школы, неутомимой энергии настоятеля данного храма, в Воскресной школе сложились свои традиции, которые бережно хранят учащиеся и преподаватели.
Заключение
Сейчас идет XXI век, но потребность в духовном просвещении по-прежнему существует. Восстанавливаются забытые храмы. После концертов, спектаклей, выступлений учащихся нашей воскресной школы к ним приходят новые желающие заниматься, не только дети, но и взрослые.
В данном исследовании мы не рассматривали историю и традиции Воскресных школ других храмов Бугуруслана, определив предметом исследования лишь Воскресную школу Бугурусланского храма.
Проследив историю возникновения Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана, мы делаем закономерный вывод, что духовная жизнь города – одна из составляющих православной культуры горожан.
Работа позволила выявить, что молодой коллектив Воскресной школы при данном храме, имеет собственные традиции, трепетно бережёт и распространяет ценности Православной культуры.
Анализ фотоальбомов, стенгазет, Интернет - публикаций, музыкальных дисков хоровой студии Воскресной школы позволил представить нам ее современную жизнь.
Впереди Воскресную школу ожидают новые горизонты и свершения. Жизнь продолжается, идет вперед. Желающих обучаться в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы много.
Это значит, что поколение за поколением, сменяясь, будет храниться в сердцах юных россиян вера православная, любовь к которой вложила в их души Воскресная школа при этом храме. Верою крепиться будет наш Бугуруслан, а вместе с нею – и Святая Русь!
Литература
1. Перспективы развития воскресной школы (из опыта работы семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыно) // Воскресная Школа №16 (184), апрель 2001. Мошкова И.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Религия и общество: Хрестоматия. - М., 1996.
Их нужно буквально вымаливать // Воскресная Школа № 44 (116)
ноябрь 1999г. Островский К., (протоирей)
Материал с сайта: http://www.portal-slovo.ru/Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Религия и общество: Хрестоматия. - М., 1996.
Приложение









Результаты социологического опроса студентов
Количество респондентов – все желающие
Категория респондентов - учащиеся 1 – 4 курсы
Метод опроса – анкетирование (анонимное)
Вопрос 1. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком?

Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?

Вопрос 3. Что такое Воскресная школа?

Вопрос 4. Как вы считаете, для чего люди ходят в Воскресную школу?

Вопрос 5. Знаете ли вы историю создания Воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы?