Эссе «Советская культура города Борисоглебска в годы Великой Отечественной войны»


«Советская культура города Борисоглебска
в годы Великой Отечественной войны»
В героической летописи нашего государства одним из самых ярких и незабываемых событий навсегда останется всемирно-историческая победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
1418 дней и ночей через невиданные жертвы, трудности и лишения шли к ней советские люди: исход смертельной схватки с немецко-фашистскими захватчиками решался не только на полях сражений, но и в цехах заводов и на колхозных полях. Крылатая фраза «Победа на фронте ковалась в тылу» точно отражает соотношение ратного и трудового вклада советских людей в создание слаженной военной экономики, монолитного тыла и обеспечение его нерушимого единства с фронтом.
С первых же дней Великой Отечественной войны Воронежская область в целом, и Борисоглебск, в частности, всеми силами и средствами участвовали в отражении вражеского нашествия. На территории области формировались многие части и соединения Красной Армии, по железнодорожным магистралям продвигались войска, перевозили военную технику и боеприпасы. Область щедро снабжала действующую армию продовольствием и снаряжением.
Не менее заметной была и культурная жизнь советского народа периода Великой Отечественной войны. Трудности военного времени не привели к закрытию учебных заведений, театров, кинотеатров, библиотек и пр. Напротив, несмотря на все трудности, они продолжали свою основную работу. Так, например, Борисоглебский учительский институт даже в наиболее сложный для региона 1942 г., когда фашисты захватили правобережный Воронеж, ни на один день не прервал занятия.
В газете «Борисоглебская правда» в 1942 г. можно было прочесть такие объявления: «1 февраля 1942 года днем в 12 часов – комедия в 3-х действиях К. Крашева «Кто смеется последним». Вечером – А.Н. Островский «Лес». В фойе играет духовой концерт». [Лебедева Т.И. Все для фронта, все для победы // Во имя победы. Под ред. А.К. Юрченко. – Борисоглебск, 2005.] Действовал кинотеатр «Модерн». С 1943 г. организовано систематическое посещение его школьниками. К 1 мая 1943 г. намечалось оборудовать городской стадион, детский пионерский сад, в школах – спортплощадки, восстановить помещения для музея и Дома пионеров, возобновить работу железнодорожного клуба. [Лебедева Т.И. Все для фронта, все для победы // Во имя победы. Под ред. А.К. Юрченко. – Борисоглебск, 2005.]
Особое значение имели концерты для раненых или уходивших на фронт. С 28 июня 1941 года горожан обязали «сдать органам НКСвязи на временное хранение в период войны радиоприемники всех без исключения типов назначения, в том числе автомобильные и радиопередатчики как индивидуального, так и коллективного пользования» - соответствующее постановление Совнаркома СССР было принято тремя днями ранее. Поэтому концерты и коллективное прослушивание радиопередач приобретало особое значение. Использование радиоприемных установок для коллективного слушания радиопередач организовывалось в учреждениях, клубах, ленинских уголках и помещениях общественных организаций.
Обычно они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого «Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие. Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными артистами.
Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции.
В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения К. Симонова, А.Твардовского, читались отрывки из статей И. Эренбурга, фронтовые зарисовки военных корреспондентов.
Советские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах в обеденные перерывы. А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам, самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали комсомольцы школьного возраста.
Особой заботой политпросветчики стремились окружить раненых. Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим», «Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи, вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.
Кроме самодеятельных, активно выступали с концертами профессиональные артисты.
В сложных условиях в годы войны оказался Борисоглебский драматический театр. Штат театра начал редеть с 24 июня: первыми в армию ушли шофер, старший электроосветитель, рабочий сцены – мебельщик. В июле коллектив распоряжением Воронежского обл. отдела по делам искусств был переведен «на временный простой». В здании разместилась воинская часть, к 21 октября работа здесь остановилась полностью. 
Вот цитата из протокола состоявшегося 19 декабря 1941 г. заседания Исполкома горсовета: «Внутренняя поверхность театра заплесневела, стены и потолки имеют отпучивание и отвал штукатурки, порча масляной окраски, панелей, окон и дверей. Канализация, как внутренняя, так и наружняя, не используется из-за неисправности (приведена в негодность воинскими частями), и взамен последней сделаны наружные полевые уборные, что совершенно недопустимо с точки зрения санитарии. Вертикальный котел отопительной системы неисправен, имеет течь во флянце». [Черников В. Беды и радости Борисоглебского театра имени Н.Г.Чернышевского в годы Великой Отечественной войны // Коммуна. – 2012. – 7 июля.]
Общими усилиями администрации театра и горсовета военные были выселены из здания театра, проведен небольшой ремонт. Работу «единственный в городе очаг культуры» возобновил 1 января 1942 г., но и в феврале его состояние оценивалось как антисанитарное.
В Борисоглебске в годы войны, особенно в 1942 г., когда в городе было особенно много эвакуированных, действовали и другие театральные коллективы. Так, 1 июля 1942 г. в Летнем театре артисты колхозно-совхозного театра показывали комедию Николая Задонского «День рождения». Все средства, собранные от спектакля, пошли в фонд строительства эскадрильи «Советский актер». Рецензии на спектакль отмечали плодотворную работу постановщика пьесы Заслуженного артиста РСФСР А.С. Ходырева, который добился «хорошей слаженности ансамбля», а также игру актеров М.И. Искрина и Н.С. Рулева. В эти же дни завершалась работа над постановкой пьесы «Звезда первой величины» (постановщик - художественный руководитель театра Павел Трапезников). А на сцене Летнего театра продолжала с успехом идти «Женитьба Белугина» (премьера которой состоялась еще до начала войны), «Лес», «День рождения», «Машенька».
Из подшивок «Борисоглебской правды» военных лет видно, что в годы войны в Борисоглебске продолжал действовать кинотеатр «Модерн». Летом 1942 г. в нем с большим успехом демонстрировалась кинокартина «Выборгская сторона».
Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное искусство. Велась широкая выставочная деятельность Кукрыниксов Выставки устраивались на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках.
Искусство, созданное в период Великой Отечественной войны, не только наше героическое прошлое. Оно — живая часть нашего сегодняшнего бытия. И подвиг советского народа в Великой Отечественной войне навсегда останется источником вдохновения для композиторов, поэтов, художников, актеров и режиссеров.