Классный час «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны»


Классный час «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны»
Учитель Видинова Ольга Викторовна
4 класс
Цель: связь поколений, воспитание уважения к историческому прошлому родного края.
Задачи:
Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни.
Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны.
Воспитание верности боевым традициям старшего поколения, готовности к защите свободы и независимости России.
Ожидаемые результаты:
-формирование гражданско-патриотического сознания;
-формирование нравственной позиции;
-развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
-воспитание уважения к историческому наследию края.
Наглядность:
Рисунки на тему «Суд над войной».
Мультимедийная презентация.
Выставка поделок «Памятник незабытый войны»
Музыкальное оформление (подбор песен о Великой Отечественной войне», диск с документальными фильмами “От Москвы до Рейхстага”Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Ход мероприятия.
Учитель: Проходят годы, отлетают в вечность. Прошло уже достаточно времени с того момента, когда, замолкли последние выстрелы оружий, наступила тишина, пришёл долгожданный мир, выстраданный, оплаченный самой высокой ценой, ценой крови и слез. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики. Все дальше уходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но не гаснет память о тех, кто не пожалел своей крови, своей жизни для будущих поколений.
Сегодня на этом занятии мы постараемся воссоздать картины военных лет нашего края.
Слайд1.
Эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова:
Мой юный друг, попробуй быть серьёзным
И по ступенькам Памяти ты поднимайся не спеша.
Старайся осознать, осмыслить, погрузиться
В те страшные военные года.
В воскресенье 22 июня 1941 года тысячи саратовцев с раннего утра направились на дачи и пляжи. В городской Парк культуры собралось множество людей. Слышались музыка, песни и счастливый смех.
Но ближе к полудню музыка, доносившаяся из репродукторов, внезапно смолкла. В наступившей тишине раздался голос диктора…
Слайд 2.Звучит речь Левитана
Учитель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите короткое слово: «война»?
Слайд 3.
(Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, подвиг…)
Учитель: Весть о войне прозвучала в это время по радио и на саратовских заводах, фабриках, во всех учреждениях и в домах горожан. Весть о войне быстро распространялась среди всех жителей Саратова и области. У дачных остановок трамвая, на берегах Волги, в городском парке стихийно возникали митинги.
На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые.
При подготовке к классному часу мы с вами распределились на группы.
Слово предоставляем ученикам 1 группы.
- Мы искали информацию по теме «Вклад жителей Саратовской области в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны»
С 23 июня по 12 июля 1941 года в Саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев. Тысячи женщин проводили на эту войну своих сыновей, мужей, отцов, братьев. Наши односельчане не смогли остаться в стороне от всеобщей беды. 30 человек, простившись с родными, ушли на фронт.
Учитель: Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Слайд 4.Видеоматериал «От Кремля до Рейхстага» под песню «Священная война» (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова). CD-диск
Слайд 5.
Ученик 2. 1418 дней и ночей шёл наш солдат в годы Великой Отечественной войны к Победе.
Наши земляки сражались на разных фронтах Великой Отечественной войны.
Многие из них награждены высокими наградами. Восемь воинов-земляков удостоены звания Героя Советского Союза. Это: Кондаков Виктор Александрович, Коваленко Петр Михайлович, Дранко Петр Александрович, Землянский Владимир Васильевич, Пономаренко Виктор Иванович, Суханов Виталий Федорович, Трункин Павел Ефимович, Шостацкий Григорий Николаевич.
Слайд 6
Ученик 3. Под городом Энгельсом в конце1941– начале 1942 гг. под руководством известной летчицы Марины. Михайловны Расковой были созданы три женских авиационных полка. Эти женщины и девушки наводили такой страх и ужас на врага, что фашисты прозвали их «ночными ведьмами».
Учитель: Лётчицы сбросили сотни тонн смертоносного груза на головы фашистов, прикрывали военные объекты от ударов противника с воздуха, провели 125 воздушных боёв, уничтожили 38 вражеских самолётов.
Им отважным, бесстрашным, смелым, но милым, женственным, хрупким посвящена песня…
Слайд 7. Песня «Когда вы песни на земле поете…»
Учитель: Саратовцы внесли огромный вклад в дело победы, отправив на фронт целую воздушную армию именных самолетов.
Слайд 8.
Сценка
Поздно вечером 15 декабря 1942 года директор авиационного завода увидел в приемной кабинета мужчину. Вы ко мне ?-Из колхоза «Стахановец» я. Хочу купить для фронта ваш самолет. Ста тысяч хватит ?- Сказать откровенно, директор завода немного растерялся. Разные делегации побывали на заводе… Но такого, чтобы кто-то пожелал купить единоличный самолет, не было еще…
- Советская власть сделала меня зажиточным колхозником. Сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь всем, чем могу…
Утром вышел приказ: выделить один из боевых самолетов. Так в воздушную армию прибыл боевой самолет с фамилией Ферапонта Головатого на фюзеляже. Через несколько дней легкокрылый самолет взял курс на Сталинград. В небе Сталинграда летчик Борис Еремин сбил три самолета противника.
Учитель: Но победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу.
Слайд 9.Видеоматериал «От Кремля до Рейхстага»
Учитель: За годы войны Саратовский край превратился в крупный промышленный узел. В короткий срок предприятия приступили к производству военной продукции. Заводы и фабрики, осваивали производство мин, гранат, минометов, ежей, саперного инвентаря и арматурного железа для железобетонных сооружений, железобетонных брусьев для траншей и блиндажей, деталей для самолетов и аэросаней, красноармейских кухонь, котелков, бензобаков, медицинского гипса и военного снаряжения и обмундирования.
В годы Великой Отечественной войны в Саратов и Саратовскую область были эвакуированы многие промышленные предприятия, научные организации и учреждения. В Энгельсе было размещено 40 эвакуированных учреждений, в том числе 9 крупных промышленных предприятий.
В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев у станков. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и школьники.
Слайд 10-11
Учитель: Во время Сталинградской битвы с 9 сентября 1942 года по конец 1943 года Саратовская область находилась на военном положении. Область внесла свой вклад в достижение победы над врагом в Сталинградской битве. Отсюда направлялись подкрепления, боевая техника, предприятия участвовали в срочном исполнении фронтовых заказов.
Неоднократно фашисты подвергали бомбардировкам Саратов и некоторые другие города области, железные дороги. Самыми серьезными стали бомбардировки в конце июня и последней декаде сентября 1942 года, в июне 1943 года. Постоянно минировалась Волга. Только на Саратов враг сбросил около 7 тысяч авиабомб
Всего же в небе над Саратовом было сбито 16 самолетов. Авианалеты продолжались до начала осени 1943 года.
Слайд 12.
Ученик : В годы войны в Саратовской под госпитали были переданы многие здания. Во время Сталинградской битвы на территории области насчитывалось 183 госпиталя, из них 12 располагалось в Энгельсе, 32 – в Саратове.
За годы войны госпитали Саратова и области вернули здоровье и силы примерно 300 тысячам солдат и офицеров.
Школьники посещали госпитали.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что они могли там делать?
Учащиеся: Они читали раненым книги. Писали по их просьбам письма, стараясь заменить раненым родных. Школьники собрали 900 тыс. книг для фронта, много полезных и лекарственных трав, вышивали кисеты солдатам.
Слайд 13.
Учитель: Тяжелые испытания выпали на долю деревни. В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, 5 тысяч тракторов.
В годы Отечественной войны основная тяжесть сельскохозяйственного труда легла на плечи женщин, детей.
Учитель: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталось ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Около 11 тысяч человек Энгельса и района не вернулись с полей сражений. Их имена увековечены в мемориалах и памятниках города.
Слайд 14. Звучит песня “День Победы”.
Ученик:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Учитель: 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
Слово предоставляется ученикам 2 группы.
Ученик 1
Деревню нашу обошла война,
Не тронута фашистами она.
У нас остались целы хаты все,
Что редкость в среднерусской полосе.
Домой с победой из своих полков,
Вернулось вскоре 20 мужиков.
А10 пали за тебя, страна,
Деревню нашу обошла война…
Наша группа работала над темой «Памятник незабытой войны»
Слайд 15-16
Ученик: Мы ознакомились с биографией человека, которому был, воздвигнут памятник в нашем посёлке, узнали, когда это произошло.
1943 год. Шла война
Однажды жители нашего села услышали страшный взрыв. А многие видели, как в воздухе загорелся самолет и врезался в землю. Так при исполнении служебных обязанностей погиб летчик испытатель Егубов Николай Иванович.
Он родился в 1917 году в г. Царицыне. С юношеских лет Николай мечтал стать летчиком. Он стал заниматься в аэроклубе. В 1936 году Николай ушел в армию. А когда начались события на востоке, он мужественно сражался на Халхин-Голе. Там он получил свою первую награду – медаль «За отвагу». В 1939 году Николай Иванович поступил в Одесскую военную школу летчиков. Отсюда он ушел сражаться с фашистами. И теперь за нашим селом стоит памятник мужественному человеку.
Ученик:
Он был в войну, где трудно было
Спасал наш край родной. И потому
Земляки о лётчике не позабыли
И памятник поставили ему.
А дома мать его ждала,
Не веря похоронным спискам
И память на краю села
Взметнулась острым обелиском.
Ученик: Наша группа создала макет памятника жителям посёлка, отдавшим жизнь за Родину. Очень хотелось бы, чтобы наша идея в будущем была реализована.
Так как во время войны из нашего посёлка не вернулось10 человек, то мы решили установить гранитную плиту, на которой высечены фамилии людей, отдавших жизнь ради Победы. Вокруг мы сделали дорожки, посыпали их мелким камнем, обнесли бортиком. Возле памятника посадили голубые ели, как у Кремлёвской стены на Красной площади. Мы добавили лавочки, потому что ветеранам и труженикам тыла очень тяжело выдержать торжественные митинги в силу возраста.
Учитель: Мы с гордостью и волнением смотрим на ветеранов, на их ордена и медали.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как мы можем отблагодарить тех, кто отстоял нашу Родину, подарил нам мирное небо?
Дети: Я думаю, что самая лучшая благодарность, это память, память потомков, бережное отношение ко всему, что донесла до наших дней история, уважение и благодарность ветеранов войны.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, выдержку из сочинения на тему «Памятник незабытой войны»
Нам надо знать всю правду о войне.
Она не в грязных баснях на экране.
Она в крови. В слезах. Она на волжском дне,
В граните на Саратовской земле.
Слайд 17
Учитель: В память о погибших на самой высокой точке Саратова располагается очень красивый памятник. Народное название его «Журавли»
Он представляет собой огромную стелу, высотой в сорок метров, практически на самой вершине, которой закреплена стая, состоящая из двенадцати металлических птиц, напоминающих журавлей.
Брусчатая дорога и многочисленные ступени лестницы символизируют долгий путь к долгожданной победе, а металлические птицы, изображенные в полете, устремились на запад, туда, откуда не вернулись наши храбрые воины.
Автор памятника Ю.И. Менякин, не случайно изобразил на памятнике именно журавлей, поскольку это не простая птица. Хотя журавль обитает не только в России, но для русского человека эта птица давно уже стала символом счастья, здоровья, плодородия, долголетия и даже вестником скорого прибавления в семействе.
Журавли - герои многих русских детских сказок, народных песен пословиц и поговорок. Журавль – это птица, а птица - символ свободы, так долгожданной всеми людьми пережившими войну.
Исполнение песни «ЖУРАВЛИ» И. Л. Землянухина
Над Саратовом в воздухе клин журавлей.
Их полет вознесен над веками.
Они замерли в небе по воле людей
И парят наравне с облаками.
На заре, когда солнце зажжет горизонт,
Как алмазы, их крылья сияют.
Улетают в историю жертвы и фронт,
Но при взгляде на клин оживают.
«Журавли, журавли, журавли
Об одном вас молю – помогите! -
Это боль матерей всей Земли. –
Сыновей наших вы берегите!»
Оживает в сердцах многих тысяч людей
Облик сына, отца или брата.
И несет в наши дни строгий клин журавлей
Весть о тех, кто погиб за Саратов.
Здесь у стелы припомни, седой ветеран,
Расскажи нашим славным ребятам,
Как, пройдя по дорогам пылающих стран,
Мы к победе пришли в сорок пятом.
«Журавли, журавли, журавли
Об одном вас молю – помогите! -
Это боль матерей всей Земли. –
Сыновей наших вы берегите!»
Расскажи, как свободу российской земли
Отстояли в боях батальоны,
Что не просто в строю боевом журавли,
То в бессмертье летят миллионы.
Учитель: Великая Отечественная война. Кажется мы знаем о ней много из книг, фильмов, но всё это как-то далеко от нас и представить всё то, что происходило в те страшные годы на фронте очень трудно. И только знакомясь с историей жизни близких тебе людей, эти события становятся ближе, понятнее, их начинаешь принимать сердцем и переживать.
Слово предоставляем ученикам 3 группы.
Ученик: Наша группа вела поисковую работу на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Нам хотелось выяснить, как отразились важнейшие исторические события в судьбах наших близких, какой вклад они внесли в историю страны
В ходе работы над этой темой выяснились очень интересные факты. Вот выдержки из некоторых сочинений.
(Зачитываются сочинения)
Ученик: Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что судьба всего народа и каждого отдельного человека в отдельности неотделима от судьбы страны, в которой он живёт.
Наши близкие встали на защиту Родины в 1941, поднимали страну в послевоенные годы, воевали в Чеченскую и Афганскую войны. Мы гордимся ими за их терпение и стойкость, мужество и отвагу, мудрость и бескорыстие, ум и талант и надеемся продолжить традиции наших предков.
Учитель: Мы изучили большое количество литературы по данной теме. Наверняка каждого заставят задуматься ужасные факты
17 век – убито 3млн. 300 тыс. человек
18 век – убито 5 млн. 200 тыс. человек
19 век – убито5млн. 500 тыс. человек
20 век – убито более 40 млн. человек
-Как много горя и страданий, ужаса и смертей приносит война.
Давайте почтим память тех, кто отдал свою жизнь в боях за Родину минутой молчания.
Слайд 18.Минута молчания
(Звучит «Реквием» Моцарта)
Учитель:
Иди вперёд, мой юный друг, смелее,
Прими историю такой, какая есть
И не забудь при встрече поклониться
Фронтовикам, каких по пальцам счесть.
- Ребята, мы с вами открыли ещё одну страничку истории нашего края. Теперь вам необходимо дополнить предложение.
- Я считаю, что мне надо …
Литература:
1.http://elsso.ru/cont/his/246.html Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
2.http://www.lien.ru/children/war/vov.htm Саратовский край в годы Великой Отечественной войны
3.http://www.museum.ru/N22034 Саратовский край в годы Великой Отечественной войны