Технологическая карта К.М. Симонов Майор привез мальчишку на лафете, Дети и война


Урок литературы в 5 Г классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война"
Калиткина Екатерина Николаевна учитель русского языка и литературы
Разделы: ЛитератураЦель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне;показать значение поэзии в годы войны.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Метапредметные:
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Используемое оборудование: 
 компьютер, проектор, экран, иллюстрации о В.О.В, выставка книг К.М. Симонова, электронная презентация, аудиозапись, видеоролик «Дети и воина».
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Цель Методы, формы
Организация начала занятия
личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: мобилизация сил и энергии. Психологический настрой детей на урок.
– Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
1.Просмотр видеоролика «Дети и война».
-Ребята, вы посмотрели небольшой ролик. Как бы вы определите его тему?
- О чём мы будим говорить на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.
Отвечают учителю. Настраиваются на работу. Формулируют тему урока: "Дети и война"
Запись темы урока в тетрадь.

- Мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Словесный метод
Видео-
ролик «Дети и война».
Мотивация к учебной деятельности
личностные:
самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли Демонстрирует портрет К.М. Симонова. – Чей портрет вы видите на экране?– Как вы думаете, почему именно его я вам демонстрирую?
– Значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
-Сегодняшний урок посвящен 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.
Сегодняшний урок – это дань уважения ко всем, кто был причастен к великой Победе.
- Портрет К.М. Симонова.
- Сегодняшний урок посвящен 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.
Создать условия для внутренней мотивации.
Слайд 2
Постановка цели (целеполагание)
личностные: моральный выбор;
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - Прочитайте эпиграф.
-Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?
-Какую  цель мы поставим пред собой?
- Как вы думаете, какие основные задачи урока стоят перед нами?
Речь пойдет о войне, которая приносит людям горе и несчастье.
Формулируют цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.Задачи:1. Выразительно прочитать.2. Проанализировать стихотворение. 3. Сделать выводы. Слайд 2
Актуализация знаний
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.
Выступление уч-ся о жизни и творчестве писателя.
Запись новой информации в тетрадь.
Восприятию новой темы Слайд 3
Организация деятельности по восприятию стихотворения.
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Выразительное чтение стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".
-Прослушайте стихотворение и скажите, какие чувства оно у вас вызывает.
-Из каких частей оно состоит?
-Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
-Стихотворение Симонова - это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Анализ произведения Аудио-
запись
Физминутка. Личностные: – готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья.Регулятивные: – волевая саморегуляция. Вместе с детьми выполняет динамичные движения под  музыку. Выполняют динамичные движения под музыку. Открытие обучающимися новых знаний. логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
Чтение по частям с анализом и словарной работой.
Составляет план, записывает на доске.
1.Седой мальчишка.
2.Горе оборвало сердца.
3.Долг солдата - защищать страну.
Первая часть.
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
-Откуда везли мальчика?
 
Запись в тетрадь: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
("Седой мальчишка")
- Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия. -Почему мальчик седой?
Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.
- Сколько лет мальчику?
Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца.
-Почему, по-вашему: "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг
Вторая часть.
- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."
Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других.
- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?
Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.
- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои. Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".)3 часть.
- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?
Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.
- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
-Но если он не вернется, о чем он просит?
Если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном.
-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов
-Сверьте план с товарищем по парте.
Минутка релаксации
-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.
- А теперь перечитайте про себя стихотворение, последите внутренне за сменой интонаций: в середине четвертой строфы - повествовательная, многоточие указывает на долгую паузу; тон горьких размышлений в 5-6-й строфах и строгий пафос трех заключительных строф
Составляют план самостоятельно, затем сверяют его с планом на доске.
1.Седой мальчишка.
2.Горе оборвало сердца.
3.Долг солдата - защищать страну.
Ответы на вопросы.
-Отступление.
-Из Бреста. Брест - это крепость, которая первая приняла на себе удар фашисткой армии.
Запись в тетрадь. Создание учебной мотивации; пробуждение познавательного интереса; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности. Показ слайда 3
Слайд 4
Самостоятельная работа
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;
логические: построение логической цепочки рассуждения;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли 1.Работа в рабочей тетради.
-К цитатам, взятым из стихотворений А.Т. Твардовского и К.М. Симонова, перечисленным в левой колонке, подберите лексическое значение, приведённое в правой колонке.
Дети письменно заполняют таблицу, после чего обмениваются листочками с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника Рассуждение, построение логической цепочки Рефлексия учебной деятельности
личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью. Составление букета с цветами.
-Мне на уроке было неинтересно, я и так все знал. 
-Я слушал внимательно учителя и товарищей, мне было интересно. 
-Я много раз слышал о войне, но сегодня на уроке по-другому осознал это страшное событие. 
-Обратите внимание на получившуюся поляну. Какие цветы преобладают на ней? Какой можно сделать вывод?
Букеты с красным гвоздиками. у всех нас вызывают ассоциацию с Днём победы в Великой отечественной войне. Поэтому, в дни празднования Великой победы в нашей стране, именно гвоздики и стали самыми популярными цветами.Огромное значение имеет красный цвет гвоздик, который символизирует кровь, пролитую на полях жестоких сражений нашими дедами, отцами сыновьями и братьями. Репродуктивный метод Домашнее задание личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляциПодготовить выразительное чтение стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...".