Информационный час Русская православная церковь, священники и монахи в годы ВОВ

«Русская православная церковь, священники и монахи в годы ВОВ»
Цель: показать степень участия РПЦ в деле разгрома фашистских захватчиков
Задачи:
- формировать умение выделять существенные моменты событий, участвовать в обсуждении;
- воспитывать у старшеклассников чувство справедливости, гуманности;
- способствовать развитию духовного фактора участия в жизни общества и отдельного человека.
Оформление: мультимедийный проектор, плакаты: «Силён враг, но велик Бог земли русской», «Родина-Мать, сумей за неё постоять!».
Ход урока.                                 
  1.Организационный момент.
2. Вводная часть:    
(Слайд 1 : «Силён враг, но велик Бог земли русской»)
  2015г.- год 70-летия победы Советского союза над фашистской Германией. Сегодня мы говорим о Русской православной церкви в годы ВОВ, о вкладе в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков.
С созданием Советского государства в России провозгласили запрет на религию, а на служителей её культа обрушились репрессии. Большинство храмов, церквей были разрушены или превращены в склады, клубы, мастерские. В1938 г. В России было только 4 действующих епископа.
     И вот в 1939г. отношение к церкви начинает меняться - выходит документ за подписью И. Сталина о пересмотре дел священнослужителей и возможном их освобождении. Уже в 1941г. был закрыт журнал «Безбожник», свёрнута антирелигиозная пропаганда.
3. Основная часть:
1. Почему советская власть, ранее выступавшая против религии, пошла по пути её признания, в чем причина?     (высказывания обучающихся)
 2. Насколько велик вклад РПЦ в дело разгрома немецких оккупантов? (высказывания обучающихся)
«Помощь фронту РПЦ»
Русская Православная церковь с первого дня войны заняла патриотическую позицию. Патриарший Местоблюститель Сергий уже 23 июня написал Послание к Церкви по случаю нападения фашистской Германии на СССР. Познакомлю вас с отрывком этого послания.
"Жалкие потомки врагов православного христианства, - гласило Послание, - хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может". Это историческое Послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды».
Как же это происходило? Послушаем материал, подготовленный вами к занятию.
Обучающийся 1
С первых же дней войны, все без исключения приходы начали широкий сбор денежных пожертвований и ценных предметов на нужды обороны.
Так, в течение нескольких месяцев верующие одного только Троицкого храма в г. Горьком внесли в Фонд обороны более миллиона рублей.
Всего же за годы войны церковные пожертвования на нужды обороны составили несколько сот миллионов рублей. Помимо сбора средств в Фонд обороны, Церковь в патриотическом желании помочь Родине благословила и организовала сбор денежных средств в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии.
 Обучающийся 2
Одним из самых ярких свидетельств участия Церкви во всенародном подвиге в годы войны явился сбор церковных пожертвований на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. В начале 1944 г. танковая колонна от имени Русской Православной Церкви была передана Красной Армии. (Слайд 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Обучающийся 3
Другим примером патриотического служения Русской Церкви в годы войны явилось сооружение на средства, собранные православными верующими, авиационной эскадрильи имени Александра Невского. (Слайд 3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Священники и монахи – ветераны Великой Отечественной войны – Приложение 1)
(Слайд 4)  Псковский священник Фёдор Пузанов со своими прихожанами у церкви, 1943год
(Слайд 5) Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) (1914- 1975)
(Слайд 6)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) (1918-2004)
(Слайд 7) Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий 
(Слайд 8)  Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) (1921-2005)
(Слайд 9)  Архиепископ Лука
(Слайд 10)  Профессор, протоиерей Глеб Каледа
(Слайд 11)  Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)
(Слайд 12)  Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)
(Слайд 13)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Протоиерей Роман Косовский

Поговорим об отношение Зарубежной Православной Церкви к освободительной борьбе советского народа против фашистской Германии. 
Обучающийся 4
За Россию молились и в других православных странах. Известен молитвенный подвиг за нашу страну митрополита гор Ливанских Илии: Спустившись в каменное подземелье, куда ни доносился с земли, ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери (Слайд 14 ИКОНА - ЗАСТУПНИЦА - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Владыко Илия затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Её открыть, чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божье для этой страны.
                Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией матери и обошли крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана  Всем известен факт, что во время битвы за Москву, Москву облетел самолёт с иконой на борту - враг бежал . После Москвы икону привезли в Сталинград, где перед ней служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона.
               Не все, конечно же, зарубежные православные церкви подержали борьбу советского народа за свою свободу. Были такие, которые поддержали Власовцев, Бандеровцев.
В Париже представители православной церкви были активными участниками движения Сопротивления против фашистов, в Константинополе - оказывали помощь раненым, прятали евреев, но не более того. 
В самом Советском Союзе в годы войны произошло важное событие. В 1943г. в Москве избрали патриарха (Слайд 15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
В России после мученической смерти патриарха  Тихона нового не избирали. И вот теперь им стал Сергий (Страгородский), который с 1925г. был фактическим местоблюстителем патриаршего престола.  
Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви.  Вместе с тем, задача, стоявшая перед ним, была  сложна. Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех верующих, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого.  Во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. 8 сентября 1943 г. Митрополит Сергий Собором Русских Архиереев избран Патриархом Московским и всея Руси. Этот пост он занимал недолго. 15 мая 1944 г. в 6 ч. 50 м. утра Святейший Патриарх Сергий умер от кровоизлияния в мозг.
Церковь и её служители как могли, помогали делу освобождения страны. Хотелось бы сказать, что служение Богу нашего предыдущего патриарха Алексия 2 началось в годы войны (Слайд 16 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Будучи подростком, Алексей вместе со своим отцом священником Михаилом Ридигером, помогал советским военнопленным, находящимся в таллиннском лагере для военнопленных,   а также оказывал духовную поддержку тем, кто был отправлен на работы в Германию.
4. Итог:
Итак, предлагаю вам обсудить вопросы, поставленные в начале занятия.                                         
 1.Почему советская власть, ранее выступавшая против религии, пошла по пути её признания?    Наступила  полная или частичная реабилитация церкви?
2. Какой вклад РПЦ внесла в дело разгрома немецких оккупантов?    
Вывод: В стремлении объединить людей в едином противостоянии советская власть, признала право церкви на существование. Значительная часть народа оставалась православной, а церковь в православной стране, пожалуй, самый действенный механизм воспитания.
Главное, что во время войны церковь оказалась вместе со всем народом в одном лагере - ведь на войне, как известно, атеистов не бывает.
(Слайд 17) (Приложение 2)
Завершая занятие, предлагаю посмотреть видеоролик « Храмы Москвы» 
Литература:
1. Лбов А. Советская власть и РПЦ в годы Великой Отечественной войны – было ли коренное изменение политики? // Коммунистический журнал. – 2007. - №3. – С. 13-17.
2. Русская Православная Церковь в советское время (1917- 1991). М., 1995.
3.   Карташев А.В. Русская Православная Церковь, 988-1988. – М.: Изд- во Московской Патриархии. - 1988. – 250 с.
 4.      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. .      Иеромонах Филадельф. Заступница Усердная. М., 1992.
7.   Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви 1917- 1990. М., 1994.








15