Урок «Симфонический оркестр» 4 класс.












РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МУЗЫКЕ.



ТЕМА « СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»








Учитель музыки

Ситдикова Наталья Михайловна













2014год






ТЕМА УРОКА: « СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
Способствовать развитию музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков, творческому мышлению, умению слушать и анализировать музыку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам.

.
ТИП УРОКА :
Углубление и расширение знаний.


ВИД УРОКА :
Урок-путешествие.


ПРОБЛЕМА УРОКА :
«Какие инструменты в симфоническом оркестре самые главные»


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
«Симфонический оркестр», «дирижер», «струнные», «духовые», «ударные», «антракт», «симфония».


ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Мультимедийная доска.
2.Презентация (21 слайд)
3.Карточки для работы.
4.Тестовые задания.
5.Текст песни «Музыка и дети» Пляцковский – Орлова.
6. Фортепиано













Слайд №1 Заставка.

ХОД УРОКА:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:
(учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)

Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!

Слайд №2. Бизе «Кармен». Играет симфонический оркестр.

- Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.
- Как вы думаете, куда мы попали?
( в театр, наверное на концерт)
- Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.
(симфонический оркестр)
- Почему?.
( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)
- Правильно! И тема нашего урока:

Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Слайд №4. «ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».

- Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра.
( четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные,
духовые медные, ударные)
-Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.
( оркестр – это коллектив, котором должно быть не менее 20 человек.
В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов)

- Путешествуя по симфоническому оркестру и знакомясь с инструмен-
тами, нам нужно решить проблему:

Слайд № 5 «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»

2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.

- И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представ-
лять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
№1. Струнно-смычковых инструментов
№2. Деревянно-духовых инструментов
№3 Медно-духовых инструментов
№4 Ударных инструментов.

( расставляю карточки на столы)

Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех,
кто самый главный.

- Я попрошу представителей от каждой группы подойти к столу и выбрать
карточки с названием тех инструментов, которые относятся к вашей группе.
( выходят, разбирают)

- Я попрошу назвать ваши инструменты.
(называют)

- Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных
инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.
На подготовку я вам даю несколько минут

Слайд №6. Группы симфонического оркестра

-Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.
( ответы детей)

Слайд № 7 ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

- Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ
ДУХОВЫХ.
(ответы детей)

Слайд № 8 ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

-А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.
(ответы детей)
Слайд № 9 ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

- Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить.
(ответы детей)
Слайд № 10 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

-Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная.

А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее , я предлагаю вам
не просто послушать музыку, а увидеть , как работает настоящий большой
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Слайд № 11 ВИДЕОРОЛИК.(alt+Tab)
ИГРАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».

- Вам понравилось. А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:

Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.
Какое настроение создает эта музыка.
Если бы вы были художником, какие цвета вы бы подобрали для этой музыки?
Как называют человека, который в оркестре не играет на инструменте.
Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе )
Так какая же группа самая главная.
( ответы детей)
- Вот мы и решили нашу проблему.
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.
ОНИ ДОПОЛНЯЮТ И УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.

Слайд № 12 (прочтите, пожалуйста, стихотворение )

Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются
И тогда услышим, как шумят леса,
И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,
И как ветер злится,
И как мечтает о весне продрогшая синица!


- Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфо-
нического оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время
объявить перерыв.
- Как такой перерыв называется? (Антракт).
Слайд № 13 АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА

-Я объявляю АНТРАКТ! Предлагаю вам сесть поудобнее. Во время антракта мы с вами исполним песню «Музыка и дети»

Слайд № 14

( исполнение песни хором, а затем по группам)


3.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

- Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.

-Мы работали в группах, познакомились со всеми инструментами , чтобы
решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и
пришли к выводу, что ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ,КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.

-У вас на столах лежат листочки. Подпишите их, пожалуйста.

Тестирование учащихся.
Слайд № 15.
Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
А) Деревянная духовая
Б) Ударная
В) Струнная

Слайд №16.
Какой инструмент называют «царицей музыки»
А) Гитара
Б)Арфа
В) Труба
Г) Скрипка


Слайд №17
Какой инструмент имеет длину до 3х метров
А) Контрабас
Б) Валторна
В) Рояль
Г) Тромбон

Слайд №18
Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц
А) труба
Б) флейта
В) треугольник

Слайд №19
Как называют человека, который руководит оркестром.
А) директор
Б) администратор
В) дирижер
Г) музыкант

Слайд №20. (Правильные ответы.)
- А теперь поменяйтесь листочками, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3, три ошибки – 2.

-Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Тема следующего урока – «Симфония». А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому
-Симфонический оркестр.
Домашнее задание: Составить кроссворд, где ключевым словом является «оркестр».
Музыкальное прощание.
Слайд №21.










13PAGE 15


13PAGE 14615




15