Совместный проект для детей, родителей и воспитателей Симфонический оркестр


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №43 «Белочка»
Образовательный проект
«В гостях у симфонического оркестра»
Подготовила музыкальный руководитель
Казакова Людмила Андреевна
Г. Альметьевск 2016 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», « речевое развитие».
Тип проекта: продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь, май).
Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, учащиеся музыкальной школы по классу скрипки, духовых и ударных инструментов.
Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с записью инструментов симфонического оркестра, фотографии и иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов, карточки с изображением музыкальных инструментов для викторины, видеофильмы с записью игры на инструментах, музыкальные инструменты ( ксилофон, треугольник, металлофон, флейта, бубен, скрипка, маракас).
Актуальность проекта
Восприятие музыки -сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому педагогу необходимо искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых технологий. Важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в свободное время, рассматривание изображений музыкальных инструментов, игра на музыкальных инструментах и т. д. Каждый музыкальный инструмент отличается не только внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и. т. д. Разобраться в большом их разнообразии ребенку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Чтобы сформировать у детей интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать музыку и наслаждаться ею, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов симфонического оркестра!
Цель-расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.
Задачи
Активизировать интерес детей к классической музыке и к музыкальной культуре.
Воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя классической музыки.
Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов.
Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.
Повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности.
Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Методы и приемы
Наглядный метод: показ изображений отдельных инструментов и всего симфонического оркестра, презентаций, видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на музыкальных инструментах, мультфильм «Петя и волк», портретов композиторов, посещение концерта камерного оркестра.
Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ педагога о происхождении музыкальных инструментов и об их характерных особенностях; рассказ о симфоническом оркестре, полилог, диалог.
Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.
Практический метод: эксперимент, исследование, решение проблемных ситуаций.
Формы реализации проекта:
интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
работа с познавательной литературой;
поисковая деятельность совместно с родителями;
продуктивная деятельность (изодеятельность);
музыкальные викторины;
просмотр видеофильмов и презентаций;
посещение концерта городского камерного оркестра;
выполнение творческих заданий по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»;
самостоятельное музицирование детей в группе;
прослушивание на занятии живого звучания скрипки, флейты, ксилофона;
угадывание кроссворда и викторины в интернете совместно с родителями;
родительское собрание.
Этапы реализации проекта
1 этап- формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь);
2 этап- технологический, основной этап реализации проекта (октябрь- март);
3 этап- итоговый этап реализации проекта (апрель-май);
4 этап- презентационный этап реализации проекта.
Формирующий этап реализации проекта
С педагогами С детьми С родителями
Сентябрь
Составление перспективного плана мероприятий.
Подбор репертуара для детей старшего дошкольного возраста.
Отображение целей и задач проекта.
Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
Подготовка видео- и аудиозаписей, музыкально- дидактических игр. Мониторинг (определение степени знаний детей о разновидности музыкальных инструментов) Анкетирование, беседы.
Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.
Изучение литературы, подготовка книжек- передвижек.
Технологический этап реализации проекта
С педагогами С детьми С родителями
Октябрь
Консультация по составу симфонического оркестра и по духовым инструментам.
Подбор иллюстраций и музыкального репертуара для слушания в группе. Интегрированные занятия о происхождении музыки, группах музыкальных инструментов, симфоническом оркестре.
Интегрированное занятие о группе духовых инструментов.
Слушание духовых инструментов в режиме дня.
Просмотр презентации о симфоническом оркестре. Консультация по поиску материала ( Иллюстраций, видео, музыки, совместно с детьми, в интернете).
Ноябрь
Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением деревянных духовых инструментов.
Закрепление с детьми знаний о деревянных духовых инструментах.
Подготовка к музыкальной викторине.
Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе Знакомство с деревянными духовыми инструментами.
Музыкальная викторина по деревянным духовым инструментам.
Просмотр фильмов с игрой на деревянных духовых инструментах. Работа с познавательной литературой.
Поисковая деятельность детей совместно с родителями.
Выступление на родительском собрании на тему «Музыка в жизни ребенка».
Декабрь
Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением медных духовых инструментов.
Подготовка к музыкальной викторине.
Пополнение творческого портфолио по инструментам симфонического оркестра для музыкального уголка в группе. Знакомство с медными духовыми инструментами.
Музыкальная викторина по медным духовым инструментам.
Просмотр фильмов с игрой на медных духовых инструментах. Работа с познавательной литературой.
Поиск с детьми стихов и загадок о духовых инструментах.
Поиск иллюстраций с изображениями духовых инструментов.
Поиск аудиозаписей со звучанием духовых инструментов.
Январь
Закрепление с детьми знаний о духовых инструментах.
Слушание духовых инструментов в режиме дня.
Беседа о героях музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк» Знакомство с творчеством С. Прокофьева.
Слушание героев симфонической сказки «Петя и волк».
Просмотр сказки «Петя и волк».
Задание на творчество – инсценировка героев сказки. Решение кроссворда с детьми на тему «Духовые инструменты» (http:// LearningApps.org/display?v=pi494aeuj01).Прослушивание музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк» дома.
Февраль
1.Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображениями ударных инструментов.
2.Закрепление с детьми знаний об ударных инструментах.
3.Подготовка с детьми к музыкальной викторине.
4.Прослушивание музыки в режиме дня. 1.Знакомство с группой ударных инструментов.
2.Музыкальная викторина по ударным инструментам.
3.Просмотр фильмов с игрой на ударных инструментах.
4.Игра на ударных инструментах. Викторина в сети интернет для родителей и детей на тему «Ударные инструменты» (http://LeaningApps.org/display?v=ppapcc0gt01).
Поисковая деятельность детей совместно с родителями для творческого портфолио.
Март
1.«Музыкальная минутка» - слушание кассеты О. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах» (струнные).
2.Выставление в музыкальный уголок изображений струнных инструментов.
3.Пополнение фонотеки записями со звучанием струнных инструментов.
4.Выставка детских рисунков «Скрипка глазами детей». 1.Знакомство с группой струнно – смычковых инструментов.
2.Музыкальная викторина по прослушиванию струнных инструментов.
3.Прослушивание на занятии живого звучания скрипки.
4.Интегрированное занятие по знакомству со скрипкой и рисованием скрипки. 1.Поиск с детьми стихов и загадок о струнных инструментах.
2.Поиск иллюстраций с изображениями струнных инструментов и истории происхождения инструментов.
3.Поиск аудиозаписей со звучанием струнных инструментов.
Итоговый этап реализации проекта
С педагогами С детьми С родителями
Апрель, Май
Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.
Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала.
Посещение концерта городского камерного оркестра.
Публикация проекта на сайте музыкального руководителя. Закрепление знаний о симфоническом оркестре, обобщение пройденного материала.
Посещение концерта городского камерного оркестра.
Выставка творческого портфолио на тему «В гостях у симфонического оркестра», выставка лепбуков на тему «Инструменты симфонического оркестра», а также загадок и стихов об инструментах симфонического оркестра, дисков с видеозаписями музыкальных инструментов; выставка аудиозаписей с игрой на инструментах. Выставка рисунков детей «Мой любимый музыкальный инструмент» Распечатка всех накопленных материалов для ДОО.
Запись всех накопленных аудио и видеоматериалов для ДОО.
Совместное посещение концерта городского концерта камерного оркестра с детьми и педагогами.
Показ презентации о работе над проектом на родительском собрании
Продукты деятельности
Знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах, звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т. д.
Творческое портфолио с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов, загадками и стихами о музыкальных инструментах.
Лепбуки изготовленные родителями совместно с детьми.
Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.
СD с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов.
Видеотека с записями игры на музыкальных инструментах.
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
Проявляют интерес к прослушиванию классической музыки и к музыкальной культуре;
Знают историю происхождении музыкальных инструментов; знают к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы звукоизвлечения;
Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, самостоятельно классифицируют их;
Различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказывать;
Могут самостоятельно сделать оркестровку с помощью детских музыкальных инструментов;
Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым, стремятся к такой деятельности.
Родители:
Становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
Повышают общую и музыкальную культуру;
Проявляют интерес к поиску аудиозаписей и видеозаписей со звучанием музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
Посещают концерты городских музыкальных коллективов, отчетные концерты музыкальной школы.
Педагоги:
Осуществляют оснащение музыкального уголка( накопительные папки с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов; загадки и стихи о музыкальных инструмента; СD с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов; видеотека с записями игры на музыкальных инструментах), а также детскими музыкальными инструментами.

Литература
Костина Э. П. учебно-методическое пособие к программе «Камертон» . Часть 2. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. Н. Новгород, 2005.
Петрова И. А. Музыкальные игры для дошкольников. СПб., 2011.
Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки (звукозапись): конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет. Москва 2000.
Щербакова Н, А. сборник музыкальных игр для дошкольников «Музыкальный сундучок». Москва 2012.
hppt://p-i-f.livejournal.com
hppt://festival.1 september.ru
hppt://mg44.det.caduk.ru
hppt://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/proekt-instrumenty-simfonicheskogo-orkestra
hppt://learningapps.ort/display?v=pi494aeuj01- кроссворд на тему «Духовые музыкальные инструменты», созданный Э. А. Вологдиной.
hppt://learningapps.org/display?v=ppapcc0gt01-викторина на тему «Ударные инструменты», созданная Э. А. Вологдиной.