Методические рекомендации к интегрированному уроку по теме Идеология и культура СССР в 1945 -1953 гг


Идеология и культура СССР в 1945-1953 годах
Цель урока: представить образ послевоенного десятилетия сталинской эпохи.
Задачи урока:
- Выяснить степень идеологического воздействия на литературу, науку, образование, искусство, жизнь советских людей в целом на основе документальных и иных источников.
- Выявить позитивное и негативное в этой исторической эпохе.
Цель для педагогов:
Обеспечить условия для
Формирования представлений о роли идеологии и культуры в тоталитарном обществе;
Закрепление навыков работы с источниками;
Создание целостного образа исторической эпохи;
Использование приемов соединения формы и содержания, эмоционально-художественного и интеллектуально-аналитического, документального и художественного материалов;
Понимание таких терминов, как «апогей социализма», «космополитизм».
Этапы урока
1 Вводное слово учителя. Актуализация темы.
2 Особенности литературного процесса в период сталинского апогея.
3 Научная жизнь страны в 1945-1953 годах на примере общественных наук.
4 Воплощение сталинской идеологии в художественной культуре.
5 Взгляд на последнее десятилетие современников и очевидцев ( анализ результатов социологического опроса).
6 Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
Деятельность учителя и ученика по достижению цели урока ( формы, методы, приемы).
Этапы урока Учитель Ученик
I Целеполагание. Определяет актуальность темы урока Определяют актуальность темы урока. Формулируют цель урока.II Формулирует вопросы для анализа и сопоставления источников Качественное прочтение и прослушивание текстов. Анализируют и сопоставляют, исходя из поставленных вопросов.
III Определяет задачи реконструкции политической ситуации Реконструируют историческую ситуацию – заседание ученого совета вуза
IV Характеризует основные тенденции в развитии художественной культуры.
Формулирует вопросы для анализа конкретных памятников Конспектируют. Смотрят примеры. Анализируют и сравнивают отдельные произведения искусства.
V Определяет круг вопросов для социологического исследования. Подводит итоги работы. Обобщают результаты проведенного в рамках подготовки к уроку социологического опроса. Представляют результат. Соотносят его с источниками.
VI Подводит общий итог урока. Конспектируют.
Группы источников, используемые на уроке
Письменные источники
Райком партии Зонального района Алтайского края. 1947 год.
План политико-пропагандистской и агитационно-воспитательной работы отдела пропаганды и агитации по коммунистическому воспитанию трудящихся.
Изучение курса истории ВКП (б)
Изучение истории Великой отечественной войны, написанной вождем партии И.В. Сталиным.
Изучение постановлений Пленума ЦК ВКП (б) « Об опере Мурадели «Великая дружба», о журналах « Звезда» и « Ленинград», о кинофильме « Большая жизнь» в целях повышения идейного уровня литературы и искусства и ликвидации имеющихся недостатков.
Организация во всех первичных партийных организациях изучения биографий Ленина и Сталина, изучение новых сочинений вождя пролетариата И.В. Сталина в 2 томах.
Организация агитационно-пропагандистских мероприятий к 100-летию Манифеста Компартии.
Организация военно-патриотических мероприятий к 30-летию Рабоче- Крестьянской Красной Армии ( РККА).
Организация агитационно-воспитательной работы к 800-летию Москвы.
Организация систематической агитационной работы среди трудящихся через лектории с тематикой: 1) Сталинская конституция - самая демократичная в мире. 2) Атомная дипломатия и международное положение.
Выдвинуть в политико-пропагандистской работе лозунги: «За скорейший переход от социализма к коммунизму», « Русский народ- выдающаяся нация в мире».
Направить усилия пропагандистов на раскрытие преимущества социализма над капитализмом ( во всех отношениях).
Утверждать в коммунистическом сознании учащихся необходимость глубокого изучения диалектического материализма как мировоззрения коммунистической партии и советского народа.
Организовать лекции для партийных и беспартийных трудящихся по изучению черт русской классической философии.
Рассмотреть на заседании РК ВКП(б) решение партии « О репертуаре драмтеатров», вскрыть безыдейность некоторых произведений, их малохудожественность, аполитичность, пропаганду буржуазного образа жизни. Рассмотреть решения Крайлит по изучению репертуаров театров края.
Рассмотреть на занятиях школ пропагандистов вопросы стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом как окончательное завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунистическому обществу.
Устные источники
Сообщение газеты «Московский большевик» - об открытии музыкального лектория на заводе.
Московская государственная филармония открыла на заводе имени Владимира Ильича музыкальный лекторий.
Первые три лекции, посвященные темам: «Русская народная песня», «Предшественники и современники М. Глинки» и « М. Глинка» прошли с большим успехом.
В дальнейшем состоятся вечера на темы:
«Мировое значение русской музыкальной культуры», « А. Бородин», « М. Мусоргский, « Н. Римский-Корсаков», « П. Чайковский».
Вечера в лектории проводятся два раза в месяц в заводском клубе.
Московский большевик.1948, 18 марта.
Из резолюции по докладу академика Т.Д. Лысенко о положении в биологической науке. 1948 г. 7 августа.
Заслушав и обсудив доклад президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке», сессия академии (ВАСХНИЛ) полностью одобряет доклад, в котором дан правильный анализ современного положения в биологической науке.
В биологической науке определились два диаметрально противоположных направления: одно направление прогрессивное, материалистическое, мичуринское, названное по имени его основателя, выдающегося советского естествоиспытателя, великого преобразователя природы И.В Мичурина; другое направление – реакционно-идеалистическое, вейсманистское (менделеевско -моргановское), основателями которого являются реакционные биологи – Вейсман, Мендель, Морган.
Мичуринское направление исходит из того, что новые свойства растений и животных, приобретенные ими под влиянием условий жизни могут передаваться по наследству. Мичуринское учение вооружает практиков научно-обоснованными методами планомерного изменения природы растений и животных, улучшения существующих и выведение новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных.
Правда. 1948. 12 августа
Воспоминания о последнем сталинском десятилетии современников и очевидцев ( собраны обучающимися).
Вопросы интервью современникам последнего сталинского десятилетия
Как одевались, обувались?
Как проводили свободное время?
Каким образом праздновали праздники?
Чем питались?
Как был обустроен быт?
Какое у людей было настроение?
Вопросы, возникающие у старшеклассников после интервью и анализа данных.
Как возможно было в тех условиях выжить, не имея элементарных благ и удобств?
Как можно было считать себя счастливыми в таких условиях?
Откуда брали силы работать и активно отдыхать?
Может не так плохо было?
IV Видео-аудио-интерактивные средства
Аудиофрагменты- Стихи в исполнении автора Анны Ахматовой «Реквием». Диск, 1989 г., Ленинская студия грамзаписи.
Видеофрагменты
- Индустриализация. ГУЛАГ. Беломорско- балтийский канал. Денежная реформа 1947 г Снижение цен. Похороны Сталина. Видеофрагменты // Видеофрагменты российской истории.- БЭКМ – 10 СД.
- Канал имени Сталина – Учебный видеофильм.
- Монстр 4.1 Сталин и власть. Тайная полиция Сталина. Сталин. Контроль за умами. Сталин против крестьянства. – Учебный видеофильм.
- Монстр. 4.2 Сталин и война. Сталин. Последняя империя. – Учебный фильм.
Комплекты цветных диапозитивов с методическими комментариями
- Война и послевоенный период. – Центр Планетариум.- Москва.
- Сталинский период.- Центр Планетариум.- Москва.
Итоговые выводы
В результате сравнения письменных и устных источников, видео и аудио-сюжетов выявилась разница в восприятии эпохи официальной политической элитой, интеллигенцией и рядовыми гражданами.
Удалось доказать, что в условиях тоталитарного общества свободное творчество невозможно, а подобные попытки ведут к конфликтам с системой.
Удалось подойти к выводу о том, что сталинская эпоха надолго осталась в памяти наших соотечественников.