Некоторые формы и методы работы с детьми ОВЗ

Наталия Геннадьевна Сарапула
Некоторые  формы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в школе

Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Индивидуальное воспитание – это один из компонентов индивидуальностно – ориентированного воспитания школьника. В последнее десятилетие акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Современные исследователи – психологи Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.И.Слободчиков, Л.И.Собчик доказали, что индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности. Достоинство процесса воспитания индивидуальности ребенка заключается в развитии в индивиде неповторимых, единичных качеств.
      В организации учебного процесса для детей с недостатками развития обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной деятельности школьника, признана не только устранять недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Уровень развития учебной деятельности школьников во многом зависит от мотивационных установок. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Поэтому, одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Необходимо, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
             Русский язык очень сложен по своей структуре для детей. Безграмотное письмо тоже вызывает негативное отношение к процессу овладения и применения правил русского языка. Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Не все дети рождаются творческими личностями, однако при создании определенных условий последует движение вперед по пути познания или творчества.
             Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются. Прочное усвоение написания таких слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Опыт показывает, что основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность задании и упражнении, многократное (5-8 раз), обращение к изученным словарным словам на ежедневной орфографической пятиминутке.
     В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся Условия, способствующие успешному запоминанию: Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; - Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно; - Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; - Образность   запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
             При изучении словарных слов необходимо использовать различные приемы и методы: приемы зрительного запоминания : зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов ; метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь , собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы); метод противопоставление: ученик- учитель; и т .д.; метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания; составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д; составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы; занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, юморесок, загадок, проведение конкурсов, викторин .
              Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль. Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными. Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.  Например, проводится картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. А затем выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что кто, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили числа.
Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует от учителя постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Задания и упражнения, систематизированные по учебным темам, ставят целью помочь учащимся запомнить написание слов с непроверяемыми написаниями или так называемыми словарными словами, которые направлены на развитие устной и письменной речи учащихся.
Работа с детьми в курсе «Ознакомление с окружающим миром» ведётся по темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди этих тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей: «Климатические пояса и природные зоны», «Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми? На помощь педагогу приходят информационные технологии. Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями. На уроках трудового обучения удобно использовать проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ЗПР(здоровьесбережения, гражданственности, информационно-познавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся. Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.
Таким образом, многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый способен получить общее среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей и наша задача как педагогов помочь найти этот путь.



Сарапула Наталия Геннадьевна
МБОУ «Цнинская СОШ№2»
Тамбовского района
Учитель начальных классов
89202341380

Соколова Лариса Александровна
МБОУ «Цнинская СОШ№2»
Тамбовского района
Завуч по учебной работе



дђ Заголовок 115