Конспект внеклассного мероприятия по дисциплинам математика, физика и информатика



государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»











ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«Турнир знатоков точных наук»

Методическая разработка внеклассного мероприятия с применением
информационных технологий по дисциплинам
«Математика», «Физика» и «Информатика».




















Магнитогорск
2016

Интеллектуальная игра «Турнир знатоков точных наук»

Методическая разработка внеклассного мероприятия с применением
информационных технологий по дисциплинам «Математика», «Физика» и «Информатика».





Автор-составитель:
О.М. Распопова - преподаватель ГБОУ ПОО МТК
И.В. Стратулат - преподаватель ГБОУ ПОО МТК


Рецензент:
О.А. Башкирова – методист ГБОУ ПОО МТК









Данная методическая разработка содержит описание целей, методических характеристик и структуру внеклассного мероприятия по дисциплинам «Математика», «Физика» и «Информатика» для студентов специальностей 100116 «Парикмахерское искусство» и 260807 «Технология продукции общественного питания».




Магнитогорск 2016
( ГБОУ ПОО МТК
Методическая разработка урока
Тема урока: Интеллектуальная игра «Турнир знатоков точных наук»
Форма урока: Игра





Цели урока:

Воспитательная: Воспитание положительной мотивации к изучению математики, физики, информатики, убеждённости в их значимости в профессиональной деятельности, коммуникативных навыков, корпоративной культуры, инициативы, целеустремлённости, способности к самовыражению.

Развивающая: Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, систематизация; словесно – логической и образной памяти, интеллектуальных чувств любознательности, стремления к новому, прогрессивному, удовлетворения от хорошо выполненного задания. Развитие креативных способностей, реализация межпредметных связей и профессиональной направленности.

Методическая характеристика урока
Метод
Методический приём
Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению







Создание ситуации познавательной новизны, поощрение в учении.
Проблемная беседа о роли математики, физики и информатики в жизни и профессиональной деятельности человека.

Словесный








Беседа, инструктаж.
Инструкции

Наглядно – демонстративный






Применение средств ИТК.
Слайд – фото, слайд – текст с заданиями.

Практический.









Выполнение практических заданий конкурса

АРМ преподавателя
Рабочий лист № 1, 2


Методы контроля.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.

Вопросник



№ и название этапа
Дидактические задачи
Деятельность преподавателя
Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов
Деятельность обучающихся

I.Организационный этап.






Подготовка обучающихся к работе уроке.





Предъявление единых педагогических требований:
приветствие;
проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.


Психологическая установка на восприятие материала внеклассного мероприятия.



Организация внимания и готовности обучающихся к восприятию информации (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию информации.




II.Мотивация.


Обеспечение возникновения у обучающихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей специальности.
Ребята, как вы думаете, насколько важны точные науки в нашей жизни. Назовите примеры использования их знаний в своей будущей профессиональной деятельности.
Однажды знаменитый ученый Блез Паскаль сказал «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Согласны ли вы с его мнением?
Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие откроет вам увлекательный мир математики, физики и информатики.

Воспринимают информацию и отвечают на вопрос преподавателя.

Сообщение темы

Мероприятие, в котором вы сегодня принимаете участие, называется «Турнир знатоков точных наук»
Но этот урок-игра покажет нам не только как вы «подкованы» в знании дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика», но и какое представление вы имеете о своей будущей специальности.

Слушают название игры.

Постановка цели.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели
На экране цели, которые вы должны достичь по завершении внеклассного мероприятия.


Обучающиеся осмысливают цель в терминах «знать», «уметь».

II.Основной этап.
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности и поведения.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, обязанностей, методов).


В игре участвуют две команды.
Первая команда – «Прогресс» - студентки группы ПИ -15.





Вторая команда – «Знатоки» - студенты группы ТП-15.





Слушают.















Оценивать выполнение заданий будет компетентное жюри в составе: . . .





Правила игры.
Игра состоит из восьми заданий - этапов. На выполнение каждого задания отводится определенное количество времени. За верный ответ команда получает один балл.
Те задания, которые останутся не выполненными, разбираются коллективно.
У болельщиков тоже будет возможность помочь своим одногруппникам. В течение игры вам будет предоставлена возможность ответить на каверзные вопросы из области математики, физики или информатики и ваши правильные ответы принесут дополнительные очки командам.
Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Итак, приступим!

Воспринимают и осмысливают информацию.




I тур: «Разминка: вопрос - ответ».
В этом этапе каждой команде по очереди будет задан вопрос. Правильные ответы принесут вам первые баллы.



Участники слушают вопрос, анализируют, осмысливают, отвечают.






Внимание на экран.
Вопрос для 1 команды: чему равен угол равностороннего треугольника.
Вопрос для 2 команды: как называется сумма длин сторон прямоугольника.
Вопрос для 1 команды: Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам.
Вопрос для 2 команды: одна сотая часть числа.



Правильный ответ: 600.
Правильный ответ: Периметр.
Правильный ответ: Биссектриса.
Правильный ответ: 1 процент.



Вопрос для 1 команды: корень уравнения 13 EMBED Equation.3 1415.
Вопрос для 2 команды: вычислите 13 EMBED Equation.3 1415.
Вопрос для 1 команды: формула площади круга.
Вопрос для 2 команды: формула площади прямоугольника.


Вопрос для 1 команды: элемент персонального компьютера, под который подкладывают коврик.
Вопрос для 2 команды: единица измерения информации.
Вопрос для 1 команды: единица измерения силы.
Вопрос для 2 команды: частица с наименьшим отрицательным зарядом.






Правильный ответ: 8.

Правильный ответ: 1.
Правильный ответ: 13 EMBED Equation.3 1415, r – радиус окружности.
Правильный ответ: 13 EMBED Equation.3 1415, а , b– стороны прямоугольника.
Правильный ответ: Мышь.
Правильный ответ: Бит, Байт.
Правильный ответ: Ньютон.
Правильный ответ: Электрон.



Вопрос для 1 команды: название стрижки.


Правильный ответ: каре на ножке.



Вопрос для 2 команды: устройство с помощью которого готовят самый распространённый пищевой продукт.

Правильный ответ: хлебопечка.

Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Преподаватель разбирает задания, с которыми команды не справились.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.





Молодцы! Первый этап пройден. Подведем итоги. Предоставляется слово жюри.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Продолжаем игру и второй этап «Шуточные задачи».
Каждой команде предлагается ответить на вопрос шуточной задачи.
За правильный ответ команда получает один балл.


Воспринимают и осмысливают информацию.




Задача для команды «Прогресс»: «В автобусе ехало 50 человек. На остановке 7 человек вошли, а 3 вышли; на следующей вошел 1, а вышли 4; на следующей 5 вошли, 4 – вышли; на следующей вышли 15, вошли – 2. Сколько остановок сделал автобус?».


Анализируют, осмысливают, отвечают.
Правильный ответ: четыре.



Задача для команды «Знатоки»: «У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см?».


Анализируют, осмысливают, отвечают:
Правильный ответ: никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблём.



Задача для команды «Прогресс»: «Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет будет сестре, когда брату исполнится 18?».


Анализируют, осмысливают, отвечают:
Правильный ответ: одиннадцать.




Задача для команды «Знатоки»: «Назовите знак, который надо поставить между 2 и 3 чтобы получить число больше 2, но меньше 3».


Анализируют, осмысливают, отвечают:
Правильный ответ: запятую.


Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Преподаватель разбирает задания, с которыми команды не справились.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.





Задачи закончились, этап пройден. Предоставляем слово жюри для подведения итогов этого тура.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Молодцы, второй этап вы прошли хорошо. Продолжаем игру, на очереди – «Эстафета».
Для выполнения задания этого этапа вам будет отведено 10 минут. Прослушайте правила эстафеты.

Воспринимают и осмысливают информацию.




1. Решаете первое задание.
2. Ответ первого задания - есть номер следующего задания.
3. Ответ предыдущего задания есть номер следующего задания и так далее. в итоге вы должны пройти все предложенные вопросы и получить число.





Игроки, задание всем понятно? Вы можете приступать.

Выполняют задание на отдельных листах.



А пока команды выполняют задание, я предлагаю болельщикам помочь своим одногруппникам. Внимательно слушайте вопрос и если будете готовы ответить, поднимайте руку. Болельщики, которые дадут быстрее всех правильный ответ, заработают дополнительные баллы для своих команд. Итак, игра со зрителями.


Воспринимают и осмысливают информацию.




Ведущий зачитывает вопросы, поочередно появляющиеся на экране, и выбирает для ответа болельщика, наиболее быстро поднявшего руку.












Анализируют, осмысливают, отвечают.



Вопросы закончились. Предоставляем слово жюри для подведения итогов игры со зрителями.


Воспринимают и осмысливают информацию.




Команды завершили работу над заданием и могут отдать жюри свои листы с решением для проверки.





Пока жюри подсчитывает баллы, посмотрим на экран и проверим правильность ваших ответов в этом туре.
Правильные ответы появляются на слайде рядом с вопросом.


Команды сверяют свои ответы с эталоном.









Коррекция ориентировочной основы знаний.
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Давайте разберем вопросы, которые вызвали у вас затруднения.

Задают вопросы по заданиям, вызвавшим затруднения в решении.



Мы разобрали все вопросы этого этапа и теперь предоставляем слово жюри для подведения итогов.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Молодцы, пока вы успешно справляетесь с предложенными заданиями.
Следующий этап называется «Змейка».







Послушайте задание этого этапа: в таблицах буду приведены слова, связанные с дисциплинами «Математика», «Физика», «Информатика» и вашей специальностью. Чтобы узнать, что это за слова, соедините буквы “змейкой”, то есть в любом направлении по горизонтали и по вертикали, но не по диагонали.


Воспринимают и осмысливают информацию.




Задание для команды «Прогресс».


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: вектор.



Задание для команды «Знатоки».


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: радиус.



Задание для команды «Прогресс».








Задание для команды «Знатоки».



Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: курсор.







Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: пароль.



Задание для команды «Прогресс».


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: утюжок.



Задание для команды «Знатоки».


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: венчик.



Задание для команды «Прогресс».








Задание для команды «Знатоки».







Задание для команды «Прогресс».







Задание для команды «Знатоки».







Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: краситель.






Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: сковорода.





Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: вольтметр.





Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: ускорение.

Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Преподаватель разбирает задания, с которыми команды не справились.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.





Этап пройден. Предоставляем слово жюри для подведения итогов.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Продолжаем игру.
Пятый этап - «Историческая задача».

Воспринимают и осмысливают информацию.




Вам необходимо решить задачу, составленную Бхаскара Ачарья еще в XII н.э. На ее решение вам отводится 10 минут. Время пошло.

Анализируют, осмысливают, решают.



А мы пока вернемся к болельщикам, у которых появляется шанс помочь игрокам.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Внимательно слушайте вопрос и если будете готовы ответить, поднимайте руку.
Ведущий зачитывает вопросы, поочередно появляющиеся на экране, и выбирает для ответа болельщика, наиболее быстро поднявшего руку.


Анализируют, осмысливают, отвечают











Вопросы закончились, попросим жюри огласить результаты игры со зрителями.



Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Команды сдают листы с решениями исторической задачи и пока жюри проверяет их правильность, обратим внимание на экран.
Сколько же обезьян было в роще?

Команды рассказывают о ходе решения этой задачи, сравнивая свои решения с эталоном.









Молодцы те участники, которые справились с задание, а те, кто не справился - не огорчайтесь, потому что у вас еще будет шанс отыграться.





Предоставляем слово жюри для подведения итогов этого этапа.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Следующий этап называется «Угадай слово».


Готовятся к прохождению шестого этапа.



На этом этапе вам необходимо догадаться о каком слове идет речь. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.







Задание для первой команды.


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: семь - семья.



Задание для второй команды.


Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: пар + та - парта.



Задание для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: куб - клуб.



Задание для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: плюс – полюс.

Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Преподаватель разбирает задания, с которыми команды не справились.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.





Этап завершен. Предоставляем слово жюри для подведения итогов этого этапа.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Молодцы, вы успешно проходите все этапы игры. Седьмой этап - ребусы.





Вам необходимо разгадать ребус, в котором зашифровано слово, связанное с дисциплинами «Математика», «Физика» или «Информатика».






Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: алгебра.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: геометрия.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: уравнение.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: линейка.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: показатель.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: наклонная.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: стереометрия.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: подобие.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: вес.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: время.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: дисплей.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: память.



Ребус для первой команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: сервер.



Ребус для второй команды.

Анализируют и отвечают.
Правильный ответ: модем.

Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Если команда не справляется с заданием, право ответить передается соперникам.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.





Этап завершен. Предоставляем слово жюри для подведения итогов этого этапа.

Воспринимают и осмысливают информацию.




Вам осталось пройти последний этап. Не упустите свой шанс вырваться в лидеры.





Вам необходимо найдите лишнее слово в представленном ряду и обосновать свой выбор.





Воспринимают и осмысливают информацию.

Коррекция опорных знаний.


Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях обучающихся.

Если команда не справляется с заданием, право ответить передается соперникам.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.



IV.Заключительный этап урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Молодцы, вы прошли последний этап игры и мы предоставляем слово жюри для подведения итогов этапа и всех игры.
1.Подвести итоги мероприятия.
2. Анализ участия каждого обучающегося в мероприятии.

Жюри объявляет итоги. (Выставление оценок каждой команде).


Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция.


Мотивация.
Формирование у обучающихся ориентации на успех.



Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация
Саморегуляция через достижения цели.



Рабочий лист №1
Команда__________________________________

Третий этап – «Эстафета»
Правила эстафеты:
1. Решаете первое задание.
2. Ответ первого задания - есть номер следующего задания.
3. Ответ предыдущего задания - есть номер следующего задания.

Вычислите 13 EMBED Equation.3 1415
Количество букв в высказывании, которое не требует доказательств?
Корень уравнения 13 EMBED Equation.3 1415
Количество точек, через которое проходит единственная плоскость.
Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 2.
Количество прямых, через которое проходит единственная плоскость.
Длина гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами 6см и 8см.
Наибольший корень уравнения 13 EMBED Equation.3 1415
Численное значение выражения 1!
Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 2см и 4см.

Решение:


Рабочий лист №2
Команда__________________________________

Пятый этап – «Историческая задача»

Задание: Решите задачу, составленную, составленную Бхаскара Ачарья еще в XII н.э.

На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны,
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?

Решение:
Приложения для жюри



Бланк для подсчета баллов


№ этапа
1 команда – Прогресс
II команда - Знатоки
Болельщики

1. Разминка: вопрос – ответ




2. Шуточные задачи




3. Эстафета




4. Змейка




5. Историческая задача




6. Угадай слово




7. Ребусы




8. Лишнее слово




Всего




Итог






Ответы к заданиям для жюри

Разминка: вопрос – ответ

Номер группы
Вопрос
Ответ
Примечание

1
Чему равен угол равностороннего треугольника
600


2
Как называется сумма длин сторон прямоугольника
Периметр


1
Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам
Биссектриса


2
Одна сотая часть числа
1%


1
Корень уравнения 13 EMBED Equation.3 1415
8


2
Вычислите 13 EMBED Equation.3 1415
1


1
Формула площади круга

13 EMBED Equation.3 1415 , где r – радиус


2
Формула площади прямоугольника

S = a·b, где а и b – смежные стороны прямоугольника


1
Элемент персонального компьютера, под который подкладывают коврик
мышь


2
Единица измерения информации
Бит, Байт


1
Единицы измерения силы
Ньютон


2
Частица с наименьшим отрицательным зарядом
Электрон


1
Название стрижки
Каре на ножке


2
Устройство, с помощью которого готовят самый распространенный пищевой продукт
Хлебопечка






















Шуточные задачи

Номер группы
Задача
Ответ
Примечание

1
В автобусе ехало 50 человек. На остановке 7 человек вошли, а 3 вышли; на следующей вошел 1, а вышли 4; на следующей 5 вошли, 4 – вышли; на следующей вышли 15, вошли – 2. Сколько остановок сделал автобус?
4


2
У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см?
никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблем.



1
Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет будет сестре, когда брату исполнится 18?
одиннадцать.



2
Назовите знак, который надо поставить между 2 и 3 чтобы получить число больше 2, но меньше 3.
запятую




Эстафета

Задача
Ответ
Примечание

Вычислите
Количество букв в высказывании, которое не требует доказательств?
Корень уравнения
Количество точек, через которое проходит единственная плоскость.
Найдите периметр квадрата, если его сторона равна 2.
Количество прямых, через которое проходит единственная плоскость
Длина гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами 6см и 8см.
Наибольший корень уравнения
Численное значение выражения 1!
Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 2см и 4см.






4.Змейка

Номер группы
Задача
Ответ
Примечание

1

вектор


2

радиус


1

курсор


2

пароль


1

утюжок


2

венчик


1

краситель


2

сковорода


1

вольтметр


2

ускорение


5. Историческая задача

На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны,
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?

Решение
Пусть х – общая численность стаи
13 EMBED Equation.3 1415


6. Угадай слово

Номер группы
Задача
Ответ
Примечание

1
Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти. Но если букве “Я” Прикажешь рядом встать: Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать!
Семь – семья



2
Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – столик школьный твой.
Пар + та = парта



1
Я – пространственное тело, И не сложен я с натуры, Если ж вставить “Л” умело, Стану домом я культуры.
Куб – клуб



2
Арифметический я знак, В задачнике найдешь меня Во многих строчках, Лишь “О” ты вставишь, Зная как , и я – географическая точка.
Плюс-полюс





7. Ребусы

Номер группы
Задача
Ответ
Примечание

1

алгебра


2

геометрия


1

уравнение


2

линейка


1

показатель


2

наклонная


1

стереометрия


2

подобие


1

вес


2

время


1

дисплей


2

память


1

сервер


2

модем






8. Лишнее слово

Номер группы
Задача
Ответ
Примечание

1

10


2

27


1

куб


2

окружность


1

прическа


2

кастрюля











13PAGE 15


13PAGE 143815











Рисунок 1Рисунок 22Root Entry