Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащихся на уроках изобразительного искусства








Заявка
На участие в конференции



Тема «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках изобразительного искусства в современной школе»












Выполнила:
Балахонова Мария Дмитриевна
«Почетный работник общего образования РФ»
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Гимназия №29»
430028,г.Саранск, ул. Есенина, 14а





ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ



«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.   Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры – это опасные реальности сегодняшнего дня.
Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.
Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь очень часто в семье – единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.
Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование. Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом.
В России под толерантностью одни понимают безразличие по отношению к другим, другие - снисхождение к остальным малочисленным группам, третьи - расширение собственного опыта и критерий диалога.
Этнотолерантность подразумевает диалог культур, преемственность и взаимодействие с другими, какие они есть. При этом необходимо, чтобы срабатывало "золотое" правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как хочешь чтобы относились к тебе.
Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию. Одной из важных воспитательных задач на уроках изобразительного искусства является изучение и понимание культур различных народов, их обрядов, обычаи. Решение этих задач особенно актуально при изучении тем «Материнство» - эта тема от века к веку волновала художников вех народов. Эта тема близка каждому человеку. «Мудрость старости» - все народы с уважением и с любовью воспевают мудрость старости, мудрость души. «Сопереживание» - Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по - настоящему Человеком. «Юность и надежды» - люди всех народов стремятся и верят, что в будущем жизнь будет лучше. Человек не может жить без мечты. В искусстве всех народов есть светлая тема радости жизни, красоты молодости, тема счастья. «Народное декоративно – прикладное искусство» - все народы через творчество стремятся к добру и красоте.
Поликультурный состав учащихся в современной школе вызывает необходимость особого типа взаимоотношений как между учащимися и учителями, так и между самими педагогами и учениками, являющимися представителями разных этнических групп. Этот тип взаимоотношений требует проявления терпимости, тактичности и уважения к иным нациям и культурам. Для его осуществления необходимо обладать таким качеством личности, как толерантность.
Толерантность – терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям; уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.
Толерантность в отношении людей, отличающихся от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды (А.Г.Асмолов).
«Терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию других; важный признак общей культуры гражданского общества, не допускающий социальные конфликты до их развертывания». (С.В.Соколов).
Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.
Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. ЮНЕСКО. Декларация принципов толерантности.
Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины. Необходимо избавляться от стереотипов, они могут стать причинами непонимания, неприятия, дискриминации. Все люди разные. Необходимо терпимое отношение к различиям. Важно противостоять проявлениям нетерпимости. Толерантность – это дорога к миру и согласию.

Мы должны культивировать науку
человеческих взаимоотношений,
способность жить вместе в мире
на одной земле.
Ф. Рузвельт












Литература:

Декларация принципов терпимости (принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-й сессии в Париже 25 октября - 15 ноября 1995 г./http// www. UNESCO.org/.
Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.
Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов/Н.Л.Иванова//Вопросы психологии. 2004. №6. С.54-63.
Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1998.
Советский энциклопедический словарь/Гл.ред.А.М.Прохоров.-4-е изд.-М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
Социологический энциклопедический словарь.-М.: Изд-во НОРМА, 2000.
Учебники изобразительного искусства под редакцией Б.М.Неменского; 4 класс «Каждый народ – художник , Л.А.Неменская. Москва «Просвещение», 2004г.


15