Доклад Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций школьников


Тема выступления на педсовете: «Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций через участие школьников в различных мероприятиях».
1.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2.Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Общекультурные компетенции  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.
   Компетентность включает следующие аспекты:
смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
        Человек имеет общекультурную компетенцию, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
      Целью школьного образования в области формирования общекультурных компетенций является: достижение уровня, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
    социально-экономической;
    политико-правовой;
    в сфере науки, религии;
    экологической;
    эстетической;
    коммуникативной;
    бытовой;
    досуговой и др.
    Существует множество способов формирования общекультурных компетенций.   Приоритет отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
Формирование общекультурной компетенции школьников актуально как никогда. В XXI веке общество переходит к такому состоянию, в котором культура становится эпицентром всех социальных, бытийных, семейных, человеческих общений, конфликтов и возможностей. Это подчеркивает важность общекультурной компетенции человека, входящего в жизнь. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность – качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от того, насколько точно конкретный школьник представляет себе специфику современной ему действительности.
3.Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Исходя из культурно-исторической теории Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Соответственно коммуникативная компетенция - это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентцию входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе школы. Внеучебная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Основной педагогической единицей внеучебной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Каково же значение  коммуникативной компетентности для школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во–вторых, от степени сформированности коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни
Формирование коммуникативной компетенции тесно связано и с духовно-нравственным воспитанием.
Сейчас все чаще наблюдается проблема бездуховности школьников:
• наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям;
• проявляется спад интереса к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
• и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
• достаточно высока степень эгоизма у отдельных учащихся и их родителей
Решением проблемы безнравственности может служить не только урочная деятельность. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Они являются одним из средств воспитания и формирования личности. Посещение музеев, концертов, приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, народному и профессиональному творчеству, направлено на воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает культурное развитие растущего человека.

Музыка, с незапамятных времен, является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания и формирования личности. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Таким образом, музыка способна выступать в качестве субъекта и объекта коммуникации и в связи с ее специфическим воздействием на психику человека является действенным средством в улучшении сферы общения личности.
Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Обычно, каждый год, в нашей школе организуются определённые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Сюда относится битва хоров, конкурс чтецов, конкурс стенгазет, музыкально-литературные композиции, военно-спортивные игры, соревнования, конкурс «А ну-ка, парни» и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию навыков общения не только с одноклассниками, но и другими учащимися школы. Конкурсы дают возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста, чтеца. Одним из грандиозных событий нашей школы является проведение исторического бала. Где дети как раз получают возможность проявить себя с разных сторон. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Подобные мероприятия и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников. Так же в школе проводится инсценирование военной песни. Несмотря на то, что большинство песен уже было исполнено, ежегодно у разных классов они звучат по-новому. Такие мероприятия важны не только для детей, но и для нас, учителей.
Например. В прошлом году мы с учителем русского языка и литературы проводили литературно-музыкальную композицию «Дети войны». На своём опыте мы убедились в том, что такие мероприятия действительно значимы, они оставляют после себя эмоциональную отзывчивость, заставляют задуматься о патриотизме.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
4. Формы реализации развития общекультурных и коммуникативных компетенций в школе.
участие в смотре строя и песни
шефство над ветеранами ВОВ
встречи с ветеранами войны
Посещение Музея боевой славы
спортивные праздники «День защитника Отечества»
уроки мужества
просмотр видеофильмов
операция «Забота»
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная деятельность, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности, сформировать общекультурные и коммуникативные компетенции.
Список литературы:
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Б-ка учителя музыки).
Электронные ресурсы:
http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2369http://festival.1september.ru/articles/414116/http://libed.ru/knigi-nauka/62926-1-muzikalnoy-kulturi-shkolnikov-urokah-muziki-obscheobrazovatelnoy-shkole.phphttp://infourok.ru/statya__formirovanie_obschekulturnyh_kompetenciy__v_vospitatelnoy_rabote-328782.htmhttp://infourok.ru/statya__formirovanie_obschekulturnyh_kompetenciy__v_vospitatelnoy_rabote-328782.htmhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/03/27/razvitie-obshchekulturnoy-kompetentsii-mladshego-shkolnika-nahttp://festival.1september.ru/articles/510859/http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/01/08/klassicheskaya-muzyka-i-eyo-znachenie-v-formirovanii-muzykalnoyhttp://pedsovet.su/publ/164-1-0-1308http://www.uchportfolio.ru/articles/read/53Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=38601