Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира


Выступление на фестивале педагогических идей.
Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель: познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников фестиваля к активному использованию технологии развития критического мышления.
Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.
Эта технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России она известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ).
В основу технологии критического мышления положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Ведь именно в 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. 
Исходя из этого критическое мышление, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить?
Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. 
Каждая стадия имеет свои цели и задачи.
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Существуют разные приемы работы на уроках они перед вами. Я остановлюсь подробно на некоторых, которые использовала на уроке «Окружающий мир» по теме «Круговорот воды в природе. 3 класс УМК «Гармония»
Стадия «ВЫЗОВ»
На стадии «вызов» применила свой прием « Мыслим с великими…»
Он включает подбор крылатых выражений, высказываний великих людей о главных словах, которые связанны с темой урока. На данном уроке использовала высказывание Леонардо да Винчи о воде.
Детям была поставлена задача отгадать, пропущенное слово и объяснить свое мнение.
Это слово стало ключевым для следующего приема.
Кластер
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня" и т.д.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». 

Ключевое слово данного кластера «ВОДА».
Чтобы найти слова «второго уровня» - надо было расшифровать анаграммы:
Получились слова: значение, свойства, превращения.
Слова «третьего уровня» ребята искали в группах, получив задание ответить на поставленные вопросы.(1 группа - рассказать о значении воды, 2 группа – о свойствах воды, 3 группа – превращениях воды.
Представители групп, защищали свои ответы, была проведена работа по их коррекции и дополнению. В кластере был оставлен вопрос, который помог детям перейти к следующему этапу урока. Постановки целей и задач урока.
Детям была предложена к рассмотрению картинка «Круговорот воды в природе», без названия самого процесса.
Следующий прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. 
На данном уроке дети выписывали все слова, которые обозначали предметы, изображенные на рисунке, и сделали вывод о теме урока.
Круг
Капля
Солнце
Туча
Море
Земля
Дождь и др.
Тема урока прозвучала так: «Вращение воды». Потом было дано научное название «Круговорот воды в природе». Дети разобрали слово «круговорот» по составу и пояснили его значение.
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЯ»
На стадии «ОСМЫСЛЕНИЯ» использовала прием работы с информацией «Инсерт». Детям предлагалось самостоятельно прочитать статью в учебнике и заполнить таблицу.
«V» – уже знал;
«+» – новое;
« – » – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
«V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы
     
После проделанной работы, ребята обменялись мнениями.
На этом же этапе использовала свой прием «Немое кино»
Суть этого приема заключается в следующем: детям предлагается к просмотру видео ролик без звука. После первого просмотра, дети должны пояснить увиденное. При повторном просмотре ученики озвучивают процесс, который видят на экране.
Этап «РАЗМЫШЛЕНИЕ» или «РЕФЛЕКСИЯ»
Приём  «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? ?
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
На данном уроке я использовала тонкие вопросы: Что? Когда? Согласны ли вы? Толстые вопросы: Дайте объяснение почему…. Предположите, что будет, если….
Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – одно существительное2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
На уроке дети составляли синквейн в парах. Вот один из них, наиболее удачный.
Вода
Соленая, пресная
Поднимается, опускается, превращается
Совершает круговорот в природе.
путешественница
На уроках я использую и другие приемы, иногда придумываю свои.
Изучив теорию технологии «Развития критического мышления» и применяя ТРКМ, я пришла к выводу, что она помогает формированию у обучающихся ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, образовательной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и общекультурной. У детей развивается аналитическое и критическое мышление, ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривают новые идеи, ориентируются в источниках информации, критически оценивают свои знания, делают выводы и обобщения, формируется культура их чтения.
Учитель ГБОУ СОШ № 37: Ногина Н.И.