Организация работы ансамбля народной песни в условиях учреждения интернатного типа (УИТ)


Организация работы ансамбля народной песни в условиях учреждения интернатного типа (УИТ)
Науменко Ю.А.
Сложность и масштабность социально-экономических и политических преобразований, происходящих в настоящее время в нашей стране, обусловили трудность выполнения основных задач воспитания подрастающего поколения, заключающихся в формировании творческой, духовно богатой, социально активной, самостоятельной, нравственно надежной личности, от которой зависит будущее общества. Воспитание призвано обеспечить усвоение общечеловеческих ценностей, раскрыть творческий потенциал личности, сформировать прочные нравственные убеждения и активную гражданскую позицию. Решение названных задач способствует социокультурной адаптации личности, что особенно значимо сегодня для категории воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ). Досуга для воспитанников УИТ – это сфера, в которой они, выступая в новых социальных ролях, особенно остро и полнокровно раскрывают свои потребности в свободе и независимости, в активной творческой деятельности и самовыражении.
В условиях центра помощи детям была проведена работа, включающая цикл занятий по «Народному творчеству» и создание ансамбля народной песни. Ее цель творчеству идейно – художественное воспитание и музыкально-эстетическое развитие средствами народно-песенного искусства. Содержание занятий ансамбля народной песни преследует решение следующих задач: формирование навыков художественного исполнения народных песен; развитие музыкальных способностей и формирование вокально-хоровых навыков; ознакомление коллектива с образцами национально песенного творчества; формирование у детей бережного отношения к народной песне.
Занятия содержат различные виды учебно-воспитательных работ: вокально-хоровую, слушание музыки, беседы о русском народном творчестве и другие. Формы занятий ансамбля: коллективная, групповая и индивидуальная, возраст детей – от 7 до 16 лет. Содержание и сочетание различных форм работ на занятиях обусловлено общими принципами этномузыкознания и музыкальной педагогики (принцип художественности, народности, педагогической емкости музыкального материала).
Формирование вокально-хоровых навыков у детей осуществляется в процессе освоения ими разножанрового репертуара. В репертуар ансамбля включены подлинные фольклорные песни Донского края и других регионов страны. Прослушивание хоров донских, кубанских казаков, песен линейных казаков, черноморских казаков помогает детям различать разнообразные региональные исполнительские манеры.
Воспитанники детского дома часто общаются со студентами народного хора музыкально-педагогического факультета таганрогского государственного педагогического института. Так, студенты вместе с детьми проводят праздники Рождества, Масленицы, концертные выступления.
Наибольший интерес дети проявляют к концертной деятельности. Из практики стало заметно, как они на репетициях концертов становятся собранными, внимательными, дисциплинированными.