Мастер — класс на тему Организация школьного соуправления в начальных классах


Организация школьного соуправления в начальных классах МКОУ «Средней образовательной школы с. Кривая Лука». Опыт работы убедил нас в том, что воспитание надо начинать с семьи. Мы использовали в своей работе самые разнообразные формы работы с родителями. Одна из наиболее успешных – семейный клуб «РУР» (Ребёнок, учитель, родитель). Только совместная работа родителя, учителя и ребёнка даёт хорошие результаты в обучении и воспитании детей. В основу совместной деятельности заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.
Клуб «РУР» включает в себя четыре направления: ОБРАЗОВАНИЕ, ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, КУЛЬТУРА, ТРУД, ОХРАНА ПРИРОДЫ, ЗДОРОВЬЕ. Забота о здоровье детей постоянно находится в центре внимания родителей и учителей, поэтому цель работы по направлениям «Здоровье», «Физкультура и спорт» - использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Стало традицией вместе с семьёй ходить в походы, принимать участие в спортивных мероприятиям, что помогает лучше узнать друг друга, способствуют сплочению родительского и детского коллектива.
В рамках данного направления проводим вместе с родителями и детьми
диспуты на тему «Нет вредным привычкам», «Прочь от наркотиков», «Курить – здоровью вредить», «Я – за правильное питание».
проекты: «В здоровом теле – здоровый дух».
спортивные праздники: посезонно.
праздники: «Азбука здоровья», «Наши мужчины», «Тропою Огня…».
игры: «Поле чудес», «В стране Олимпийске».
Здоровье сберегающие мероприятия активизируют мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора. Исходя из этого, третье направление в работе носит название «Образование». Его цель – оказание помощи ученикам в развитии способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения. Для этого проводятся такие мероприятия как «Умницы и умники», зачёты и конкурсы по темам, занимательные конкурсы для смекалистых, путешествия по Океану знаний, тематические и предметные декады.
Желание вызвать у детей благородные чувства, стремление становиться лучше, делать людям добро – всё это лежит в основе четвёртого и пятого направлений работы нашего клуба – «Культура», «Труд».
Сначала мы изучаем уровень воспитанности семьи, место ребёнка в семье, его отношение к родителям и отношение родителей к ребёнку. Цель – научить родителей видеть в своём ребёнке лучшие черты, чтобы правильно развивать его как личность. Совместно были созданы проекты: «Милосердие», «Чтобы красота не пропала»; праздники: «Мой дом – моя крепость», «Если мама рядом», «С любовью к маме», «Нам не страшны преграды, если мама рядом». Проводятся акция: «Подарок пожилому человеку», «Подарок ветерану войны, тыла», « Накормите птиц» (дарили кормушки жителям села, сделанные в семье), «Подарок самому маленькому», каждый год ребята ходят в детский сад с подарками, сделанные вместе с родителями. Проходят совместные родительские собрания: «Педагогика понимания», «Дети глазами родителей, родители глазами детей», «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и т.д.
Совместная с родителями работа положительно сказывается на уровне развития нравственных качеств детей. Дети стали внимательнее относится друг к другу, всегда приходить на помощь товарищам.
Работа клуба «РУР» создаёт условия для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных жизненных ситуациях, развивает интерес к внеклассной деятельности. Сюда относятся календарные праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта), «В гости к самовару», Выпускной вечер, «Звёздный час» и т.д.
Одной из тенденций в развитии личности в малочисленной школе является умение, которым должны овладеть обучающиеся и родители, - умение взаимодействовать, находиться в режиме диалога. Именно взаимодействие субъектов образовательного пространства рождает сотрудничество, формирует культуру совместного творческого труда.
Перед учителями стоит множество вопросов.
Как построить работу, чтобы сформировать коллектив, в котором каждому интересно и комфортно жить?
Как учить детей и родителей сотрудничать друг с другом и коллективом учителей, предоставляя при этом возможность каждому раскрыть свой творческий потенциал?
Воспитательную работу мы построили следующим образом: смоделировали и построили воспитательную систему «Соуправление», обеспечивающую развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в школьном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимопомощи, сотрудничества. Работа строится в несколько этапов.
На начальном этапе формирования школьного коллектива не обошлось без руководящей роли учителей, которые ставили перед собой следующие задачи:
познакомить всех участников воспитательного образовательного пространства друг с другом в рамках совместной деятельности ;Изучить личностные особенности каждого ученика и родителя;
Выявить среди учеников лидеров, которые в дальнейшем станут помощниками учителей и родителей;
Объединить обучающихся в микрогруппы, которыми управляют родители, распределить между членами обязанности;
Обучить в процессе подготовки внеурочных мероприятий умению взаимодействовать: слушать и слышать друг друга, договариваться друг с другом, помогать друг другу, разрешать конфликты.
Наблюдая за обучающимися во время внеурочных занятий, мы отмечали, кто из них с удовольствием читает стихи, кто поёт, кто рисует, кто более артистичен, кто спортивен, кто обладает организаторскими способностями. Это помогло нам
Учителя остаются главным источником информации и экспертом, но обучающиеся и родители уже не являются пассивными слушателями и исполнителями, они начинают задавать вопросы, предлагать собственные решения.
В подготовке мероприятий все принимают более активное участие. Старшие ребята часто обращаются к дополнительным источникам информации, социальному опыту. При этом они вступают в коммуникацию друг с другом, совместно реализуют поставленные задачи, разрешают конфликты, сообща решают возникающие проблемы.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий надо следить за тем, чтобы в работе групп «Соуправления» принимали участие все его члены, чтобы не было подавления инициативы отдельных учеников или возложения ответственности на одного или нескольких лидеров группы.
Систематическая работа по обучению младших школьников умению эффективно взаимодействовать, сотрудничать друг с другом приводит к тому, что на передний план выходит творческая инициатива обучающихся и их родителей, а задачей учителей становится создание условий для её проявления.
Охарактеризуем положительные стороны «Соуправления»:
ученики разного возраста могут общаться друг с другом на равных;
родители, учителя, ребята являются равноправными партнёрами;
разрушается барьер между членами коллектива;
родители и дети не являются покорными исполнителями указаний педагога;
школьники самостоятельны и инициативны;
общение школьников происходит внутри группы и между группами;
ученики помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
активные ребята учатся принимать мнение товарищей, а робкие и неуверенные - преодолевать свои комплексы и нерешительность.
Осуществляя педагогическое содействие формированию умения сотрудничать, мы придерживаемся в своей практике нескольких правил:
Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Искать в ребёнке лучшие качества личности и развивать их.
Богаты школы, в которых есть учитель,
Который любит, ценит, доверяет,
Который знает, что нельзя иначе…
Семинар-практикум по теме: «ФГОС начального общего образования. Работа с родителями»
Тема: «Клубная деятельность как форма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Притча:
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:
А что ответил хозяин покупателю, мы попытаемся ответить в конце моего выступления.
1 слайд:
Ребенок, Учитель, Родители – это содружество на благо ребёнка. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность клубной работы я определила так:
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
В.А.Сухомлинский.
2 слайд ТЕМА (2 щелчка)
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Опыт работы убедил, что воспитание надо начинать с сотрудничества с семьёй.
3 слайд ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Основная идея создания клуба «РУР»:1. привлечь родителей к организации и проведению классных и внеклассных мероприятий2. вовлечь, как можно больше семей в школьные дела, конкурсы, интеллектуальные игры, состязания, соревнования.
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение. 13лет назад был создан клуб «РУР». На первом заседании мы разработали положение о клубе, составили перспективный план.
4, 5 слайды ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
Цель:создать особую среду общения подлинного содружества, сотворчества,детей и взрослых.
Задачи:
Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества.
Формирование у родителей позитивного отношения к активной деятельности детей в школе.
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Поставили перед собой цель и задачи, чтобы научить родителей и детей сотрудничать друг с другом и коллективом учителей, предоставляя при этом возможность каждому раскрыть свой творческий потенциал, ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве, для этого поставили перед собой цель и задачи, которые необходимо решить.6 слайд ПРИНЦИПЫ
Принципы сотрудничества:
1. Родители и педагоги – партнёры.
2. Единое понимание всеми целей и задач.
3. Уважение и доверие к ребёнку друг к другу.
4. Максимальное использование воспитательного потенциала.
5. Анализ взаимодействия семьи и школы.
В основу совместной деятельности заложены следующие принципы:
7 слайд ФОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ (3 щелчка)
Формы проведения:
Круглый стол, семинары – практикумы, деловые игры,
дискуссии, мастер – классы, семейные театры, собрания – конкурсы,
семейные спортивные праздники, проекты.
Важно так организовать работу в клубе, чтобы всем было интересно приходить в школу. Необходимо выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Дети и родители у нас творческие, яркие, энергичные, постоянно что-то выдумывают, делают праздники незабываемыми. Ни один ребенок в школе не остается не замеченным, не привлеченным в какое – то дело.
Слайд ПОРТРЕТ
Портрет ребёнка:
Свободная,
успешная,
конкурентоспособная
индивидуальность
Всю работу выстраиваем таким образом, чтобы всё работало на развитие и формирование модели выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного – способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.
Слайд УЧАСТНИКИ
Участники:
1. Администрация;
2. Ребята;
3. Родители;
4. Классные руководители;
5. Учителя-предметники;
6. Педагоги дополнительного образования;
7. Библиотекарь;
8. Медицинский работник.
9. Ребята из детского садика.
«Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте», так сказано в Законе РФ об образовании. Мы, для более успешной плодотворной работы, привлекаем следующих участников:
Всю свою воспитательную работу проводим совместно с другими специалистами. Приглашаем на заседания интересных людей.
Слайд ПРАВИЛА
Правила сотрудничества:
Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Искать в ребёнке лучшие качества личности и развивать их.
Осуществляя педагогическое содействие формированию умения сотрудничать, мы придерживаемся в своей практике нескольких правил:
А теперь вашему вниманию предлагаю перечень некоторых работ при проведении заседаний, праздников, собраний клуба «РУР».
Слайд «Лень – мать всех пороков». (7 щелчков)
Эта проблема есть в каждой школе. Провели совместный классный час, родительское собрание: выявили причины. Читали книги, рисовали, собирали пословицы, сочиняли сказки о лени. Прошло совместное заседание «РУР», объявили лени борьбу. ФИЛЬМ
Слайд «Картошка – хлебу присошка». (5 щелчков)
Приглашали ветеранов тыла, которые рассказывали, как картошка спасала людей от голода. Библиотекарь расширила кругозор о происхождении картофеля в России. Елена Алексеевна, медицинский работник, рассказала нам о полезных свойствах данного овоща. А родители столько приготовили разнообразных блюд, просто удивление.
13 слайд «Осенние посиделки» (2 щелчка)
Родители помогли детям собрать материал и узнать о старинных осенних праздниках, нашли загадки, приметы. Прошёл конкурс стихов, осенних поделок. А в конце все вместе собрались на вечеринку. Частушки, песни, танцы, игры совместно с родителями. Вечеринка не обошлась без инсценировки. Вот они богатыри нашей земли русской.
14 слайд Акция «Накормите зимующих птиц» (8 щелчков)
Ни одна семья не осталась равнодушной. Сделали такие замечательные кормушки, приготовили на зиму корм. Теперь птицам мороз не страшен. Акция проходит каждый год.
15 слайд День здоровья. (5 щелчков)
Собрались семьями, даже самых маленьких берём с собой, потому что интересно.
16 слайд «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (8 щелчков)
Собрание, на котором учили родители детей, дети родителей. А в конце были откровенные признания друг другу в любви.
17 слайд «Приключения в Новогодье» (3 щелчка)
Это любимый совместный праздник детей и взрослых. Кем только не были родители и дети.
18 слайд « Чтение – лучшее учение». (7 щелчков)
Как привлечь детей к чтению? Тоже решали совместно. Даже родители решили проверить технику чтения. Приняли решение, что это не первое заседание, будет обязательно продолжение, т.к. это многодневный труд.
- как вы думаете, что ответил хозяин покупателю.
19 слайд ОТВЕТ
«Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Просмотрев наши плоды, вы с собой возьмёте частичку моего опыта, т.е. те самые «семена», которые продемонстрировала для вас.
20 слайд ВЫВОД
В заключении, хотелось бы отметить, что…
- Общение идёт в клубе на равных.
- Школьники становятся самостоятельными и инициативными в общении.
- Все помогают друг другу, сопереживают. Робкие и неуверенные преодолевают свои комплексы.
- Родители с удовольствием приходят в школу, принимают активное участие в жизни школы.
В рамках ФГОС новые формы работы с семьей каждому родителю обеспечивает возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Единые подходы к развитию ребенка в семье и в школьном учреждении позволили создавать активную развивающую среду, активные формы общения детей и взрослых.
Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием и методикой учебного воспитания, организуемого в школьном учреждении. Могут принимать активное участие в деятельности детей. Родителям предоставляется помощь в воспитании детей. Появилась возможность для сотрудничества ребят, учителей и родителей через работу клуба «РУР».
21 слайд РЕФЛЕКСИЯ
А теперь я предлагаю в качестве рефлексии на приёме «Неиспорченный телефон» вам разбиться на 4 группы и сказать несколько слов о моём выступлении.
Приём: «Неиспорченный телефон»
Сегодня я узнал (а)…
Это я возьму на вооружение…
Могу предложить…
Хочу пожелать…