Рабочая программа по воспитательной работе, направленная на формирование личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с позиции учета особенностей его развития


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИЛАИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического объединения «__» _____20__г.
протокол №____
Руководитель МО
__________ «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по воспитательной работе
_____________
«___» ___________20____г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
___________
«___» ______________20____г.
Приказ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ильиной И. А.
воспитателей
для 4 класса

2016 год
Содержание
Рабочая программа по воспитательной работе, направленная на формирование личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с позиции учета особенностей его развития (Пояснительная записка)….……………………………..……………………..3
План воспитательной работы по направлениям.........................…………………………….5
Содержание тем по направлениям…………………………………………………………....6
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса…………………………. 10
Литература………………………………………………………………………………………11
Формирование личности воспитанника с позиции учета индивидуальных особенностей развития 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Формированию личности воспитанника с позиции учета индивидуальных особенностей развития» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 –п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
2.Воспитательного плана образовательного учреждения.
3.Пособия для воспитателей и учителей. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, Титовой.-М.: «Аркти», 2008.-309с.
4. Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида:
Худенко, Е.Д., Кремнёва, С.Н. Развитие речи: Учебник для спец. (коррекц.) образ. учрежд. VIII вида / Е.Д Худенко, С.Н. Кремнёва. М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
Программа разделена по направлениям воспитательной работы:
-основы правового и патриотического воспитания;
-нравственное и эстетическое воспитание;
-физическое развитие и охрана здоровья;
-личностное развитие;
-экологическое воспитание;
-трудовое воспитание;
-творческое развитие.
Рассчитана на 40 неделю, по 1 часу в день. Программой предусмотрено проведение экскурсий, практических работ, динамических часов, практикумов.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- создать условия для адаптации детей в школе;
- заинтересовать детей процессом учебы и занятиями во внеурочное время;
- продолжать работу по сплочение детского коллектива с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать санитарно-гигиенических навыков;
- развивать моторики, речь и познавательную деятельность;
- выявить и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей;
- мотивация здорового образа жизни;
- прививать любовь к труду;
- воспитание основ национального самосознания, приобщение к истокам народных традиций;
- воспитывать навыки учебного поведения, самообслуживания, труду в обществе у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Целью воспитательной работы:
подготовка к жизни детей, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.
Основным методом воспитания являются беседа, рассказ, поисковые вопросы, Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Педагогу необходимо использовать на занятиях естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
План воспитательной работы по направлениям
№п/пНаименование направления. Темы.
Количество часов
1 Основы правового и патриотического воспитания.
Правила школьника. История, традиции, праздников. Родина. Республика. Россия. Права. Закон.
38
2 Нравственное и эстетическое воспитание.
Отношение школьника к учебному труду. Аккуратность. Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками. Личностные общение и отношения школьника. Вежливые слова. Культура поведение в обществе. Милосердие. Красота Родины.
34
3 Физическое развитие. Охрана здоровья.
Культурно-гигиенические навыки. ЗОЖ. Питание. Охрана здоровья. Терроризм. Безопасность дорожного движения. Пожарная безопасность. Подвижные игры.
36
4 Личностное развитие.
Общение. Конфликты. Самооценка. Эмоций. Характер. Семья. Внешний вид. Профессия. Деловая игра.
34
5 Экологическое воспитание.
Природа. Вода. Приметы. Растения. Животные. Птицы. Насекомые. Экология. Игры. Экскурсии, прогулки. Практическое занятие.
36
6 Трудовое воспитание.
Уборка в помещение. Уход за цветами. Стирка белья. Уход за вещами. Контроль сохранности вещей. Уход за Формой. ОПТ
33
7 Творческое развитие.
Рукоделие. Поделки. Лепка. Аппликация. Оригами. Пальцеграфия. Рисование. Сказкотерапия. Праздник. Викторина Просмотр фильмов. Игры. Экскурсии. Чтение книг.
59+1
Всего:
271
Содержание тем по направления:
Основы правового и патриотического воспитания
Правила школьника -8 часов.
Правила и нормы поведения. Азбука нравственности. Твой стиль поведения. Правила и нормы поведения. Обязанности учащихся нашей школы. Обман. Правила и нормы поведения. Норма поведения.
История, традиции, праздников – 16 часов.
Ураза – байрам. День народного единства. Курбан – байрам. День приветствий. День суверенитета РБ. О матерях можно говорить бесконечно. Полет на луну. Герои России. Кто они? Рассказы о песнях военных лет. С песней по жизни. Воспеть мужество народа – победителя. Что такое демонстрация. История праздника 23 февраля. Новогодние традиции. Курбан байрам. День Р.Б.
Родина – 1 час.
Нет Дерева сердцу милей.
Республика – 3 часа.
Мое село, органы власти и управления. Республика Башкортостан сегодня. Государственная символика. Герб.
Россия – 2 часа.
Россия – Родина моя. Государственные символы России.
Права – 5 часов.
Твои права ребенок. Правовой статус ребенка. В справедливом государстве добра и равноправия. Есть ли гражданство у ребенка? Что ты знаешь о паспорте? Мои права и обязанности.
Закон – 3 часа.
Закон один для всех. Я – и закон. Виды административных наказаний.
Нравственное и эстетическое воспитание.
Отношение школьника к учебному труду – 5 часов.
Школьный этикет. Этикет поведения обучающегося в свободное время. Правила делового этикета и труда учащегося на уроке. Умение мыслить. Соревнование на лучший деловой внешний вид среди девочек и мальчиков.
Аккуратность – 2 часа.
Внешний вид обучающегося. Правила содержания учебных вещей.
Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками – 3 часа.
Этикет движений при общении. Этикет общения на школьном празднике. Деловое сотрудничество с одноклассниками.
Личностные общение и отношения школьника – 11 часов.
Доброжелательное отношение к одноклассниками. Общение с одноклассниками в форме игры. Общение с одноклассниками в форме беседы. Похвала и комплименты. Взаимопонимание в классе. Честность по отношению к одноклассникам. Взаимоуважение между одноклассниками. Этика и этикет общения и взаимоотношений девочек и мальчиков. Отношение детей к родителям. Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде. Этикет поведение во дворе.
Вежливые слова – 2 часа.
В мире вежливых слов. Вежливое общение.
Культура поведение в обществе – 6 часов.
Мама - хранительница тепла. Как вести себя за столом. Правила за столом. Что такое сквернословия. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Хорошие манеры – это важно!
Милосердие - 1 час.
Беседа на тему: «милосердие»
Красота Родины – 4 часа.
Художники Башкирии. Музыкальная трель. Российской армии. Откуда пришел «Новый год»
Физическое развитие. Охрана здоровья.
Культурно-гигиенические навыки -5 часов.
Уход за полостью рта. Уход за волосами. Уход за собой. Уход за кожей. Уход за руками.
ЗОЖ - 3 часа.
Мое здоровье. Как сохранить зрение. Спорт и мы.
Питание – 2 часа.
Про витамины. Правила питания – залог здоровья.
Охрана здоровья – 3 часа.
Провести инструктаж по Т.Б. Для чего инструктажа по Т.Б. О поведение вовремя каникул. Остров безопасности.
Терроризм - 4 часа.
Мы помним... (посвященный трагедии в Беслане). Терроризм – это зло против человечества. Терроризме и формах его проявления. О терроризме.
Безопасность дорожного движения – 4 часа.
Безопасность дорожного движения. Правила поведения в транспорте. Правела для пешеходов. Правила езды на велосипеде.
Пожарная безопасность – 5 часов.
Правила пожарной безопасности. Причины пожара. Пожар - стихийное бедствие. Пожар. А у нас дома газ.
Подвижные игры – 10 часов.
Охотники и утки. Паровозик. Липкий пеньки. Жмурки. Снайперы. Моря волнуется. Поезд. Найди свой домик. Архитектор. Снайперы.
Личностное развитие.
Общение – 11 часов.
Уважение и любовь. Вежливость. Сплочения класса. Доверие и честность. Отчего зависит настроение? Я – мы. Улыбка в чем ее секрет. Что значит быть человеком. Учусь понимать других. О культуре поведения в школе. Жизнь дана на добрые дела.
Конфликты – 6 часов.
Что такое конфликт. Разрешение конфликта (компромисс). Борьба двух волков. Ссора. Можно ли справиться со злом. Неконфликтность.
Самооценка – 4часа.
Мой портрет. Поступки твои и других (их оценка) как аукнется, так и откликнется. Портрет. Знаю ли я себя?
Эмоций – 2 часа.
Я в прошедшем лете: труд, отдых, развлечения. Мои новые друзья. Мир чувств и эмоций.
Характер – 4 часа.
Доброта. Честность - прежде всего. Наш внутренний мир. Капелька жизни.
Семья - 1 час.
Любовь и единение.
Внешний вид – 1 час.
Стильно! Модно! Школьно!
Профессия – 1 час.
Моя будущая профессия «Строитель».
Деловая игра – 4 часа.
Коллективное решение задач. Сплочения класса. Доверие. Изучения друг друга.
Экологическое воспитание.
Природа – 10 часов.
Зеленый мир вокруг нас. Природные тела и явления. Мы в гостях у природы. Неживая и живая природа. Календарь природы. В гостях у природы. Лес живой – береги его! В защиту родной природы. Живое – неживое. Природа великий учитель.
Вода – 3 часа.
Вода – необыкновенное вещество. Водный мир нашего дома. Путешествие капельки.
Приметы – 3 часа.
Приметы поздней осени. Приметы поздней весны. Народные приметы.
Растения – 2 часа.
Лекарственные растения. Чай из лекарственных растений.
Животные – 4 часа.
Кто такие звери и птицы. Чем полезны улитки? Знаете ли вы этих животных. Эти забавные животные.
Птицы – 2 часа.
Наши друзья птицы. Птицы.
Насекомые – 1 час.
Земля - планета насекомых.
Экология – 3 часа.
Экологическая семья. Экологический субботник. Защитники экологии.
Игры – 3 часа.
Угадай, что это. Растения и животные. Зима
Экскурсии, прогулки – 4 часа.
Деревья зимой. Весна – художница. Учимся наблюдать. Весенний лес.
Практическое занятие – 1 час.
Поделка из природного материала. Лесовичок.
Трудовое воспитание.
Уборка в помещение – 10 часов.
Генеральная уборка в классе. Уборка помещения. Уборка в классе. Уют в нашем доме. С чего начинаем уборку в классе. Кто я: хозяин или квартирант? Уборка игрушек. Уборка квартиры – удовольствие или тяжкий труд? Что значит быть ответственным в работе? Беспорядок. Волнует ли он меня.
Уход за цветами – 2 часа.
Операция зелёные друзья.Уход за комнатными растениями.
Стирка белья – 3 часа.
Стирка носок. Стирка белья из х/б ткани. Стирка платочка.
Уход за вещами - 6 часов
Мои вещи (маркировка вещей). Наведем в шкафу порядок. Ремонт одежды. Уход за обувью. Уход за верхней одеждой. Страна чистюль.
Контроль сохранности вещей - 3 часа.
Мои вещи. Я - аккуратный. Мы – умелые хозяева.
Уход за Формой – 6 часов.
Подготовкой школьной формы. Чистка школьных брюк.
Операция «Золушка». Подготовить школьную форму к занятиям. Аккуратность это важно. Чистая форма.
ОПТ -3 часа.
Операция «Борьба с мусором». Чистый двор. Уборка территории.
Творческое развитие.
Рукоделие – 3 часа.
Волшебный крючок (вязание крючком). Найдём дело для рук умелых (вязание крючком)
Занятие практикум « Бусы ».
.Поделки – 7 часов.
Делаем сами своими руками (изготовления поделок из природного материала). Из странного - новое .(работа с бросового материалом). Изготовление карнавальных костюмов. Мастерская деда мороза. Кормушка для пернатых. Найдём дело для рук умелых (цветы из бумаги). Моя сказка.
Лепка – 3 часа.
Моя комната. Лепка из пластилина. Новогодняя игрушка.
Аппликация – 7 часов.
Золотая осень (Аппликация из листьев). Подарок маме. Подарок папе, своими руками. Подарок маме, своими руками. День космонавтике. Радость. Аппликация к 8 марту.
Оригами – 2 часа.
Лебедь. Поросёнок.
Пальцеграфия – 1 час.
Дельфин.
Рисование – 7 часов.
Пожарная безопасность. Моя сказка в рисунке. Осеннее настроение. Я рисую тебя. Волшебница зима. День победы. Мы рисуем зиму.
Сказкотерапия – 4 часа.
Корова бурёнка. Кот Васька. Добрая темнота. Играем в сказку.
Праздник - 7 часов.
Давайте помечтаем! Прослушай и найди свою музыку. Разучивание песен
Рождественские игры. Музыкальный час. Провести дискотеку. Конкурс стихов
Викторина – 1 час
Волшебная сказка.
Просмотр фильмов – 8 часа.
«Карлик нос», «Город мастеров». «Цветик- семицветик». «Тайна Снежной королевы». «Снежная королева». «12 месецев». «Новогодние приключение Маши и Вити». «Незнайка и его друзья»
Игры – 6 часова.
Паззлы. Конструктор. Паззлы. Конструктор. Мозаика. Шашечный турнир
Экскурсии – 1 час.
Экскурсия в лес «Сбор природного материала».
Чтение книг – 3 часа
Башкирские народные сказки, Русские народные сказки. Чтение книг о войне.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса
      Учащиеся должны уметь:
- владеют навыками речевого обращения;
- уметь использовать жесты, интонацию, мимику;
- уметь вести диалог, беседу;
- выражать свою просьбу;
- владеть навыками личной гигиены;
- владеть навыками самообслуживающего труда;
- ухаживать за одеждой, обувью;
- подбирать туалет в соответствии с погодой;
- владеть навыками уборки в классе, спальне, участка
- играть, работать с книгой;
- ухаживать за комнатными растениями;
- планировать деятельность.      
Учащиеся должны знать:
- свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;
- иметь представление о чертах характера;
- убежденность в ответственности за своё здоровья;
- называть имя, фамилия, отчества своё и родителей, домашний адрес.
- названия изучаемых предметов, части предметов;
- элементы экосистемы.
Список литературы
Планирование составлено на основе:
Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме». - М,2006;
Дополнительная литература:
1. Р. П. Карлина , Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающий программы, методическое обеспечение - Волгоград: Учитель,2012, 311с.
2. Н.А. Смирнов «Этика и Этикет младших школьников».- Москва, Школьная Пресса , 2002.-112 с.
3. Т.А. Шорыгина «основы безопасности», Творческий Центр сфера Москва 2006 ,80 с.
4. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий». -2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 160 с5. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Творческий Центр сфера Москва 2007, 208 с.