Инновационный образовательный проект РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Министерство образования и науки Республики Дагестан
Управление образованием города Избербаш
Конкурс:
«ЛУЧШИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Название работы:
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Номинация:
«ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Газимагомедова Марина Будуновна
учитель химии и биологии
МКОУ «СОШ №2» города Избербаш
г. Избербаш 2016 г.
Аннотация
В XXI веке безграмотным считается уже не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет
учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, творчески.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.
Исходя из этого, я выбрала тему моего образовательного проекта «Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности».
Проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся через активное использование в образовательном процессе инновационных технологий, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования и способствует образовательной работе образовательного учреждении.
В проекте представлена работа по созданию условий развития творческих способностей каждого обучающегося на уроках химии и во внеурочной деятельности, методическое обеспечение образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.
Содержание
Актуальность проекта
Обоснование необходимости проекта
Цели и задачи проекта
Основное содержание проекта
Ресурсы проекта
План реализации проекта
Результаты реализации проекта
Риски проекта
Перспективы дальнейшего развития проекта
Использованные источники
Приложения
Актуальность проекта
В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится: «…Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
«Необходимо будет создать, как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». (Дмитрий Медведев «Послание Федеральному Собранию»)
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Из различных форм, методов и технологий необходимо выбрать наиболее эффективные, которые позволят создать условия для развития творческих способностей учащихся, помогут использовать более полно возможности детского мышления, а, следовательно, и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Обоснование необходимости проекта
Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, учебные курсы), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии.
Из всего многообразия педагогических технологий следует ориентироваться на те, которые могут приносить результат повышения качества образовательного процесса в условиях конкретно взятой школы. Реальный результат современного образования определяется не только и не столько оценочным баллом ученика, а сколько гуманизацией процесса с целью развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
Основная идея проекта – развитие способностей учащихся к их самостоятельному добыванию знаний и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного  развития этих качеств, ни о каком развитии способностей,  а, следовательно, и     об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение  к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы  каждого учащегося. Когда ребенок занимается, увлеченно, с интересом, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит и творческие способности.
Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности. Учитель, используя личностно-ориентированные технологии, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Новизна проекта
Новизна педагогического опыта заключается:
- в системном подходе к проблеме развития творческих способностей школьников;
- в оптимальном сочетании инновационных и традиционных педагогических технологий;
- в создании условий для согласованного взаимодействия «ученик – учитель».
Ожидаемые результаты реализации проекта
Развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усиление конструктивности поведения, развитие продуктивности и возможность осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной социально адаптированной личностью.
Цели и задачи проекта
Цель проекта
Создание инструментария учителя химии, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни.
Задачи проекта
Формирование нового стиля мышления.
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности.
Создание банка разработок уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Основное содержание проекта.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок - по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определённой возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице (Приложение №1)
Работа с родителями по психолого-педагогическому просвещению в вопросе развития творческих способностей детей.
Работа с родителями в проекте направлена на формирование потребности вырастить творческую личность, адаптированную к жизни в современном мире. В ходе реализации проекта я стремлюсь создать атмосферу общности интересов, принятия, поддержки детей, помочь родителям в понимании необходимости создания эмоционально благополучного микроклимата в домашней обстановке.
Используются следующие формы работы с родителями:
-беседы;
-анкетирование;
-предоставление психолого-педагогических рекомендаций в виде памяток.
В рамках проекта были подготовлены рекомендации и памятки для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы, взаимодействию с детьми. Родители видят заинтересованность в творческом развитии детей, совместно решаем проблемы. Родители становятся более открытыми, приобретают определенный багаж знаний в вопросах педагогики и психологии, в вопросах воспитания и развитии детей.
Работа с учащимися
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми:
максимально разнообразить предоставляемые возможности для развития личности;
возрастание роли внеурочной деятельности;
индивидуализация и дифференциация обучения;
создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с педагогами по повышению мотивации
Работа с педагогами направлена на формирование мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Являясь руководителем городского методического объединения учителей химии города Избербаш, я оказываю помощь педагогам других школ в создании разного вида заданий, тестов как традиционных, так и инновационных, с использованием ИКТ и ТСО. Мной разработаны и проведены несколько интеллектуальных марафонов по химии среди учащихся школ города, которые вызвали огромный интерес учащихся, вызывая наряду с соперничеством и сплочение, сотрудничество. (Приложение №2)
В работе с педагогами использую:
-беседы;
-семинары-практикумы;
- компьютерные презентации;
-предоставление психолого-педагогических рекомендаций.
Семинар «Синдром эмоционального выгорания», с использованием материалов, полученных при прохождении курсов ФИРО в Москве, был проведен на одном из заседаний ГМО учителей химии с целью профилактики у педагогов эмоционального выгорания, которое может сказаться не только на здоровье педагогов, но и на качестве работы с детьми.
Ресурсы проекта
Концептуальные положения
Концептуальной основой  проекта являются общепедагогические технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.
Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (8-11 классы)
Организационные ресурсы: создание творческой группы по реализации проекта, разработке и коррекции содержания, методов, подходов и приемов
работы.
Информационные ресурсы: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, городе,
инструктирование кадров по реализации проекта.
Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта.
Наличие педагогических компетенций: владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей воспитанников, владение технологиями работы в сенсорной комнате, релаксационными, техникой песочных игр.
Нормативно-правовые ресурсы: подготовка документов регламентирующего характера.
Научно-методические ресурсы: создание научно-методического обеспечения реализации проекта, разработка и распространение различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров для педагогов.
Материально-техническое обеспечение.
1. Отдельный кабинет с оборудованной полифункциональной интерактивной средой.
2. Наглядное обеспечение, пособия, материалы для творческой деятельности, раздаточный материал для занятий.
Финансовые ресурсы.
Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.
План реализации проекта.
Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.
Для того, чтобы помочь ребятам определить свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей. Все задания были направлены на исследования уровня развития творческих навыков детей, творческих инициатив, оригинальность, выразительность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели.
На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных умений ребенка, его склонности к творческой  деятельности в целом. Таким образом, было проведено исследование способностей учащихся трёх 8-х классов (общей численностью 75 человек). В ходе диагностики  было установлено, что высокий уровень творческих способностей имеют 28 человек (37%) , а средний 47 (63%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что  у учащихся на среднем и высоком уровне  развиты творческие навыки, пространственное восприятие. Это в свою очередь дает возможность (право) осуществлять планомерную работу по развитию их творческих способностей.
Основной (деятельностный) этап - развитие творческих способностей. На основном этапе работа по реализации проекта направлена   на развитие творческих способностей учащихся.
1. Использование нетрадиционных форм уроков и занятий внеурочной деятельности (урок-игра, викторины, лабораторно-практический урок, защита мини-проектов).
2. При подготовке урока, учебного занятия обязательным считаю использование принципа успешности каждого ученика (ребенок может сам выбирать не только уровень сложности задания, но например и его форму).  Для того чтобы повысить познавательный интерес,  учащимся на уроках предлагаются  карточки для индивидуальной работы, выполненные на бумаге разных цветов, или интерактивные задания в ноутбуках. (Приложение №3)  Эти элементарные предпочтения помогают ученику положительно настроиться на предлагаемую работу.
3. Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к химии, возможны следующие направления:
Творческие работы;
Проектно-исследовательская деятельность;
Ролевые и интеллектуальные игры;
Решение творческих химических задач;
Дидактические игры.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Творческие работы учеников состоят в создании:
- компьютерных презентаций к урокам;
- кроссвордов, ребусов, шарад;
- карточек с заданиями, тестов;
- викторин.
Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
При использовании на уроках химии различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах занятия: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления можно использовать презентации, мультимедийные электронные учебники и CD-диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Ученики используют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники и учебники, Интернет.
Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися.
Уникальна «Виртуальная лаборатория». В рамках этой программы можно проделать любые опыты. Для этого есть помощник, который подсказывает шаг за шагом действия ученика и указывает на его ошибки. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории.
В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. (Приложение №4)
Самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников. (Приложение №5)
Для успешного решения задач можно использовать элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих “отсекать” неэффективные решения и прийти к верному ответу. (Приложение №6-9)
  Можно  использовать такие приемы, как:
Прием “Наоборот”.
Вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные.
Например, при закреплении правил техники безопасности в 8 классе использовать текст, выделяя в нем ошибочные действия главного героя. (Приложение №10-11)
 Прием “Обрати вред в пользу”.
Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например, член-корреспондент Академии наук СССР П. Вологдин в статье "Путь ученого" писал, что еще в двадцатых годах он задался целью применить токи высокой частоты для нагрева металла. Опыты показали, что металл нагревается лишь с поверхности. Ток высокой частоты никак не удавалось "загнать" вглубь заготовки, и опыты прекратили. Впоследствии Вологдин не раз сожалел, что не использовал этот "отрицательный эффект": промышленность могла бы получить метод высокочастотной закалки стальных деталей на много лет раньше, чем он был предложен в действительности.
Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.
“Третий лишний”.
На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо веществ. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним. Исключить «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует. (Приложение №12)
 “Узнай явление”.
Приведены отрывки известных литературных произведений, надо определить о каком явлении, физическом или химическом, идёт речь. (Приложение №13)
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенный для изучения темы. Мной были разработаны программы внеурочной деятельности «Алхимики» для 8-9 классов и «Знатоки химии» для 10-11 классов на 2016-2017 учебный год.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу,  выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий. И главным подведением итогов является пополнение портфолио каждым учеником. Портфолио – это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Заключительный этап – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков учащихся, создание банка наиболее эффективных приемов и методов, оценивание результатов творчества. Обобщение и внедрение результатов проекта в педагогическую практику, формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта. Распространение опыта работы по проекту.
Результаты реализации проекта.
Проект нацеливает на то, чтобы найти индивидуальный подход к детям, способствует развитию их интересов и наклонностей.        Предложенные этапы реализации проекта помогают  раскрыть потенциал каждого ребёнка, признать его как личность, формируют умение добиваться поставленной цели.
- разработанная в ходе реализации проекта технология системного использования в образовательном процессе современные образовательные технологии по актуальным направлениям современного образования;
- нормативная и методическая базы по сопровождению развития инновационной деятельности в образовательном учреждении в муниципальной системе образования, программы повышения квалификации по вопросам организации инновационной деятельности педагогов.
- разработанную модель внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, возможно использовать при подготовке педагогических кадров для решения актуальных задач образования
- разработанную модель могут использовать не только образовательные учреждения, но и специализированные подготовительные центры.
Внедрение результатов экспериментальной работы предполагается осуществлять посредством:
- тиражирования полученных результатов через издательскую деятельность;
- проведение проблемных семинаров по направлениям проекта;
- проведения событийных мероприятий по направлениям деятельности;
- создание информационно-образовательной среды (электронных портфолио, блогов участников эксперимента, станицы на сайте школы и др.);
- создание творческих групп в образовательных учреждениях участников инновационной деятельности в сфере образовательных комплексов;
- создания банка современных образовательных технологий, активизирующих у обучающихся потребность личностного роста.Мониторинг реализации проекта.
Мониторинг результативности и эффективности работы по развитию творческих способностей учащихся является важным этапом в работе системы развития способностей обучающихся.
Опыт работы регулярно представляется в виде докладов, презентаций, мастер-классов на заседаниях городского методического объединения учителей химии города Избербаш.
В рамках реализации проекта разработаны программы внеурочной деятельности «Алхимики» для 8-9 классов и «Знатоки химии» для 10-11 классов на 2016-2017 учебный год.
Методические разработки, подбор диагностического материала, формы взаимодействия с педагогами и родителями по решению городского информационно-методического центра рекомендованы к использованию педагогами образовательных учреждений города Избербаш.
В рамках проекта я принимала участие в республиканских конкурсах.
- На IV Республиканский конкурс учебно-методических разработок «Применение интерактивных средств обучения в образовательном процессе» в номинации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» была представлена разработка учебного занятия «Кислородсодержащие органические вещества», 2015 г. (10 класс)
- На V Республиканский конкурс учебно-методических разработок «Интерактивные технологии в современном образовании» в номинации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» была представлена разработка учебного занятия «Соли, их классификация и свойства», 2016 г. (8 класс)
В рамках проекта подготовила и приняла участие с детьми в нескольких муниципальных и республиканских конкурсах.
- В ХIХ Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с научно-исследовательской работой на тему: «Полиэтиленовый пакет. Задумайтесь, польза или вред», 2013 г. (Дуюнова Мария, 9 класс).
- В ХХ Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с научно-исследовательской работой на тему: «Среда обитания. Школа», 2014 г. (Багомедов Магомедсаид, 7 класс). Результат - 3 место. (Приложение №14)
- В Республиканском конкурсе «Юный краевед» по теме: «Вода – источник жизни и энергии» с исследовательской работой «Комплекс Чирюртских Гидроэлектростанций», 2016 г. (Магомедова Шуанат, 10 класс).
Риски проекта.
1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов образовательного учреждения. Участие в инновационном образовательном проекте предполагает теоретическое и практическое умение применять инновационные технологии в рамках практикума.
2. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий, в частности от пополнения химических кабинетов необходимым для дальнейшего развития проекта оборудованием.
Перспективы развития проекта.
Зачатки творческой силы существуют почти у всех…
надо лишь создать для проявления её подходящие условия. (Шацкий С.Т.)
Считаю необходимым систематизировать работу по данному направлению с учащимися 8-11 классов, а также расширить рамки работы с родителями за счет консультаций, тренингов по эмоционально-личностным особенностям детей. Важным направлением считаю организацию взаимодействия и преемственности между средней общеобразовательной школой и колледжами, ВУЗами города. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов формирования личностно-ориентированных технологий.
Использованные источники
Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании. Электронный журнал «Роно», выпуск 16 (сентябрь 2012)
Булакова Н.А., Квашнин Е.Г. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. (Методическое пособие с электронным приложением)/ М.: Просвещение-регион, 2011.
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. (Методическое пособие с электронным приложением)/ М.: Планета, 2012.
Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
Матвеева Н.А. Естествознание с VERNIER. ПГТ «Развитие образовательных систем». Москва, 2012.
Меркулова Е.В., Шульпина О.Ю., Наумова Г.В. Кто хочет стать Менделеевым/ Химический интеллектуальный марафон.
Тарасова Н.В. (под общ. ред.) Организация внеурочной деятельности образовательного учреждения общего образования: методические рекомендации – М.: ФИРО, 2012. – 32 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Связь урочной и внеурочной деятельности
Урочная деятельность Внеурочная деятельность
Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств.
Освоение возрастного нормативного пространства. Построение пространства для саморазвития.
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности. Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.
Опора на общечеловеческий опыт познания. Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка.
Адаптирующее и корректирующее образование. Развивающее и реабилитирующее образование. 
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Интеллектуальный марафон «Лучший знаток химии»


ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Работа на уроках химии


Учащиеся в парах работают с ноутбуками (электронное приложение к учебнику 8 класса издательства «Дрофа»)
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Работа с датчиками VernierLabPro

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Работа на уроках химии


ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Распределите следующие вещества по соответствующим классам, выпишите полученные буквы и ответьте на вопрос:
№ Формулы Оксиды Кислоты Основания Соли
1. K2O Б М Л К
2. H2CO3 А Е О Р3. P2O5 РН М В
4. CuSO4 У О Д Ц5. Ca(OH)2 Н ЗЕ А
6. Fe(NO3)3 Н Ь О Л
7. SO2 И С Е Ш8. H3PO4 О У Е Ц9. Na3PO4 К О В С
Выпишите полученные буквы:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Его вклад в науку:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Соотнесите формулы веществ с их названиями,
выпишите полученные буквы и ответьте на вопрос:
№ Формулы Оксид Силицид Сульфид Карбид Фосфид Гидрид
1. Mg2Si Б Л А К М Э
2. Al4C3 В Й Е А Р Я
3. P2O5 В О Б Д Н Р
4. CuSЛ Е У Ш Т Г
5. CaH2 Х Т Н О У А
6. SiO2 З Е И К Д Л
7. Mg3P2 Р Л И Й Ь У
8. Na2S Ш В Е С О Н
Выпишите полученные буквы:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
Его вклад в науку:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
«Письмо-загадка»
В названиях элементов нужно выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе.
Ti2/S/Hg2/O2/Na/Ne/As2/K5 _____________________________
Cr/Li2/Cu/In/K _______________________________________
Cu3/H2/Cl2/Fe/Ne2/Na _________________________________
Br/As2/F2/Cu4 ________________________________________
N4/Be2/Sn/Ag3/Fe2/Tc/Zn2/Cd/I2/Mg _____________________
O2 _________________________________________________
Pt/Rb/Ar/K/Ti3/K4/Si/Os/Mo ____________________________
___________________________________________________
(М.В. Ломоносов)
ПРИЛОЖЕНИЕ №9Используя этикетку от минеральной воды, исследуйте её солевой состав:
Сделайте заголовок – название воды;
Найдите химический состав, запишите отдельно катионы (ионы+) и анионы (ионы-);
Составьте из ионов формулы солей,
например: 2Na + SO42- ↔ Na2SO4
Подчеркните формулы кислых солей, назовите их;
Подсчитайте общее число получившихся формул солей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»
Необходимо определить название практической работы, которую выполнял Мурад, а также нарушения правил безопасности допущенные им.
Налив воду в колбу с загрязнённой солью, Мурад очень интенсивно перемешал содержимое стеклянной палочкой. Затем, он поставил колбу на край стола, приготовил фильтр и вставил его в воронку так, что фильтр оказался на 1 см выше края воронки. Отфильтровал жидкость и весь образовавшийся прозрачный раствор вылил в чашку для выпаривания. Затем он зажёг спиртовку от соседней спиртовки и долго нагревал жидкость в нижней части пламени. Как только появились первые кристаллики соли, он отставил зажжённую спиртовку на край стола и взял чашку для выпаривания руками.
Название практической работы:____________________________________
_________________________________________________________________
Допущенные ошибки:
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
«Лови ошибку»
БАРОН МЮНХГАУЗЕН. Какая клевета! Я никогда не допускаю ошибок! Во всех моих рассказах нет ни слова лжи! Ложь мне отвратительна, и я счастлив, что все мои близкие считают меня самым правдивым человеком. Кроме того, я, несомненно, самый великий и выдающийся химик. Для того, что бы хорошенько изучить строение веществ (а все вещества состоят из молекул, не так ли?), я решил провести свои собственные исследования. Для этого я наполнил колбы самым легким газом кислородом, ароматным газом азотом, ярко-рыжим газом водородом. Однако по рассеянности я забыл закрыть колбы пробками, и все газы улетучились. Поэтому, чтобы получить водород, я принялся прилежно нагревать оксид ртути, а для получения кислорода поместил кусочек цинка в раствор соляной кислоты. Затем я перемешал оба полученных мною газа в одной колбе, пропустил эту смесь через раствор известковой воды, которая тут же помутнела, а затем поджег смесь, а полученный твердый оксид оставил для моих секретных опытов, ибо я научился получать даже философский камень.
Каждое слово в моем рассказе есть чистейшая истина, а если вы не верите мне и смеетесь, то отправляетесь сами в химическую лабораторию и повторите мои опыты. Там вы увидите, что я не выдумываю и рассказываю вам одну только правду.
Допущенные ошибки:
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
Игра «Третий лишний»
Простые вещества Сложные вещества
1 Кислород, серебро, оксид серы Йодид калия, медь, оксид серебра
2 Алюминий, кислород, оксид железа Сероводород, хлороводород, азот
3 Сульфид железа, водород, хлор Сера, хлорид натрия, вода
4 Оксид кремния, углерод, цинк Оксид серы, фтор, сульфид алюминия
5 Хром, кальций, хлорид алюминия Сероуглерод, сульфид железа, кремний
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
«Узнай явление»
№ п/п Литературное произведение Ответ:
физическое/
химическое
1. Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Е. Благинина) 2. На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело смотреть. (А. Ахматова) 3. Когда металл в крутые формы льём,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля. (А. Кравцов) 4. Световых частиц потокПадает на зеленый листок,Листок кислород выделяет,Углекислый газ поглощает.
(Учащийся школы № 50 г. Калининграда) 5.  А если медь в печи нагреть,То станет тяжелее медьС окалиною вместе.Не верите - так взвесьте… (Е. Ефимовский) 6. …Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса! (А.С. Пушкин) 7. И трещат сухие сучья,Разгораясь жарко,Освещая тьму ночнуюДалеко и ярко! (И. Суриков) 8. В декабре, в декабреВсе деревья в серебре,Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз… (С.Я. Маршак) ПРИЛОЖЕНИЕ №14
«Шаг в будущее», награждение