Программа для молодых педагогов Школа молодых



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11

Утверждаю
Директор МБОУ»СШ№11»
________И.В.Домбровская
Приказ №557 от 31.08 2015







Целевая программа «Школа молодых»














Нижневартовск
2015



Оглавление
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Цель и задачи программы.
4. Основные мероприятия
5 .Ожидаемые результаты
6. Стимулы профессионального развития учителей
7. Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником.


1. Паспорт программы

Наименование Программы
«Школа молодых»

Заказчики программы

Управляющий Совет МБОУ «СШ №11», родительская общественность, обучающиеся, социальные партнёры школы.

Руководители Программы
Педагогический совет школы

Координаторы программы

И.В.Домбровская - директор школы
Е.В.Медведева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Т.А.Кошелева - методист

Исполнители Программы

Руководители ШМО, педагогический коллектив школы.

Научно-методические основы Программы

При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в программе развития школы, реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании».

Нормативная база

Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 11»
Локальные акты

Цель программы развития
обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Основные задачи программы развития

привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы рассчитана на период с сентября 2015 г. по август 2019г.г.

Объём и источники финансирования Программы
Бюджетное финансирование


Организационные механизмы управления программой

Корректировка программы осуществляется администрацией школы.
Внутренний мониторинг проводит администрация.
Результаты обсуждаются один раз в год. Программа реализуется путем проведения мероприятий .

2. Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психическое становление личности ученика. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту. На сегодняшний день многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

Этапы становления молодого учителя включают:
адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство,
профессиональное самоопределение,
творческая самореализация,
проектирование профессиональной карьеры,
вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Направления
Содержание направления

профессионализация
Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация
Появление новых качеств личности


Программа «Школа молодых» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.


3. Цель и задачи программы.

Цель программы: обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование компетенций учителя, педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи программы:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
4. Основные мероприятия

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.
Цель наставничества на первом году работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.


Срок
Мероприятия
Ответственный
Результат

Сентябрь
Изучение мотивации педагогической деятельности.
Ознакомление с основными требованиями к школьной документации. Мониторинг профессиональных затруднений молодых педагогов.
Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса. Назначение наставника.
зам дир по УВР

методист

Характеристика на основе наблюдений, бесед


Протокол №1

Октябрь
Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий


зам дир по УВР, руководители МО
Протокол №2

Ноябрь
Беседы с молодыми учителями по результатам первой четверти
зам дир по УВР, руководители МО
Протокол №3

Декабрь
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

директор школы,
зам дир по УВР, руководители МО
Анализы уроков, внеурочных мероприятий

Январь
Изучение отзывов детей и их родителей
Заседание МО
зам дир по УВР, руководители МО
собеседование

Февраль
Беседы с молодыми учителями по результатам второгой четверти. Изучение качества знаний, умений и навыков учащихся молодого специалиста в процессе ВШК
руководители МО, наставники
Собеседование
Протокол №4

Март
Взаимопосещение уроков.
Участие молодого учителя в анализе уроков.
зам дир по УВР, учитель-наставник
Анализ уроков

Май
Мониторинг удовлетворенности молодых педагогов качеством оказываемой услуги ( результатами своей деятельности).
зам дир по УВР, председатели МО, учитель-наставник
Итоги мониторинга
Протокол №5


Занятия с молодыми специалистами:

Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
Методические требования к современному уроку.
Соответствие методов обучения формам организации урока.
Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
Школьная документация.
Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
Организация индивидуальных занятий с низкомотивированными на учёбу обучающимися.
Школьное образовательное пространство. Вхождение в него и участие в его расширении.


5. Ожидаемые результаты:
- повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
- положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
- закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;
- создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-исследователя и экспериментатора.

6. Стимулы профессионального развития учителей
Ниже приводится перечень стимулов, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное.
Мотивы к труду
Вознаграждения

Мотив личного развития, приобретения новой информации
Направление на стажировку, курсы.
Предоставление времени на методическую работу.


Мотив самоутверждения, достижения социального успеха
Направление на проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе.

Потребность в причастности к делам коллектива
Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы

Мотив стабильности, защищенности
Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе

Мотив состязательности
Содействие в выдвижении на престижные конкурсы.




Критерии
оценивания педагогической деятельности
молодого учителя учителем-наставником

№№
Показатели
Владеют в достаточной степени
Скорее владеют
Затруд-
няются ответить
Не владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1
Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине





2
Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки





3
Свободное владение материалом урока





2. Методическая готовность к практике преподавания

1
Умение самостоятельно составлять конспект урока





2
Умение вызвать интерес у обучающихся к теме урока, к изучаемой проблеме





3
Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала обучающимися (опрос)





4
Умение объективно оценивать ответ обучающегося





5
Умение применять разнообразные методы изложения нового материала





6
Умение использовать технологии активного обучения





7
Умение поддерживать обратную связь с коллективом обучающихся в течение всего урока





8
Умение организовать самостоятельную творческую работу обучающихся на уроке





9
Умение стимулировать обучающихся к выполнению домашнего задания





3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1
Умение анализировать собственную профессиональную деятельность





2
Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке





3
Владение вербальными и невербальными средствами общения





4
Наличие чувства уверенности в себе







Программа «Школа молодых» должна помочь формированию компетенций учителя, непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности.

Герб для 11 школыРисунок 1C:\Documents and Settings\priemnaya\Рабочий стол\документы учебный год 2012-2013\Герб для 11 школы.tif Заголовок 1 Заголовок 215