Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в страну Математику»


Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в страну математику»
Цели занятия:
Образовательные:
Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.
Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу. 
•Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
•Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
•Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Ход занятия
Организационный момент
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг – другу улыбнемся, подмигнем
И занятия начнем
Вступительная беседа
Восп.: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо, прислал его Гном давайте посмотрим его.
(видеописьмо от Гнома)
Гном: «Друзья я приготовил вам подарок, но случайно отправил его по другому адресу, попал он на волшебный остров Математики и вы теперь должны отправиться на него и забрать, но так как этот остров «умников» то вам сначала нужно выполнить несколько математических заданий получить за каждое выполненное задание монету и когда вы соберете все 7 монет, то сможете открыть сундучок в котором для вас я приготовил подарки. Желаю вам удачи!!!»
Вос-ль.: «Ну что ребята вы согласны отправиться на остров Математики? А для этого нам всем нужно сесть на ковер самолет.»
Звучит сказочная музыка
Вос-ль. Вот мы и очутились на острове.
Воспитатель: А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. А чем она украшена?
(Дети рассматривают)
Дети: Шишками.
Воспитатель: А где же задание для преодоления первого препятствия? Наверное вот здесь, в этой необычной шишке (читает задание).
1.первое задание:
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции. 
Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя: 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). 
С этим заданием мы справились!
Продолжаем наше путешествие.
Конверт лежит на пенечке
2.Игровое задание со счетными палочками. Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры. Материалы: счетные палочки. Ход: воспитатель дает детям задание: 1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб). 5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник). 6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). 7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). 8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция). 9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник). 10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников). 11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник). 12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).
Восп: Мы справляемся и с этим заданием и получаем еще одну фигурку.
Восп: Наше путешествие продолжается
Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру.
Игра “Раз, два, три”
Мы считали и устали,Дружно все мы тихо встали.Ручками похлопали: раз – два – три,Ножками потопали: раз – два – три.Выше руки! Шире плечи!Раз – два – три! Дыши ровней!Побежали веселей.
(Дети бегут к следующему заданию, берут конверт с заданием)
Воспитатель: Послушайте следующее задание.
3.Задание «Построй город из геометрических фигур» Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д. Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши. Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе. 
Молодцы, мы снова справились, за что получаем свою награду.
Воспитатель: А сейчас встанем друг за другом и спокойным шагом пойдем дальше.
4.Задание
(Звучит музыка, дети идут к следующему препятствию. У них на пути – “река”сделанная из двух веревок, на подносе – мешочек с камушками, задание)
Воспитатель: Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее нельзя перейти. Смотрите, среди камней лежит какой-то очень интересный камушек.
(Читает задание)
“Эту реку можно перейти только по камушкам. Положите в реку столько камней, сколько косточек в мешочке”. А вот и мешочек с косточками.
(Дети считают и выполняют задание)
5. Дидактическая игра: «Ручеек» Цель: закреплять знания детей о составе числа 10. Материал: числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах. Ход: двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9; 
Воспитатель: Все идут дальше, звучит музыка, и на пути – стол. На столе стоят два сосуда с подкрашенной водой, два пустых мерных стаканчика. Под разносом лежит синий ключ, конверт с заданием)
Воспитатель: А вот и следующее препятствие.
(Находят конверт, читают задание)
Воспитатель: А вот и следующее препятствие.
(Находят конверт, читают задание)
6.Задание
Воспитатель: Нужно определить равное или неравное количество жидкости находится в сосудах. Объяснить свои действия. Что вы будете делать, для выполнения этого задания?
Дети: Наливаем воду из сосудов в мерные стаканчики. В одном сосуде вода осталась, значит, количество воды в сосудах не равные.
Вос-ль: Отправляемся дальше.
Посмотрите, перед нами тропинка, а на ней повалено много деревьев и встречаются ямы. Вы должны перешагнуть через деревья и перепрыгнуть через ямы. Будьте осторожны.
(Звучит музыка, дети идут, высоко поднимая колени, перепрыгивают через “ямы”. На пути возникает “гора”)
Воспитатель: Что же это такое? Горы. Как же нам пройти? Смотрите, здесь есть камень. Давайте его отодвинем.
(Отодвигают камень, в “горе” появляется вход в пещеру.)
Воспитатель: Давайте войдем внутрь и посмотрим, что там.
(Дети заходят)
Воспитатель: Вот мы и оказались внутри “горы”. Ребята, а как вы думаете, в пещере темно или светло? (Темно) Значит, нам ничего не видно, и задание нам придется определять на ощупь.
(Ищет задание на ощупь, находит магнитофон, нажимает на кнопку, звучит условие задания)
7.задание “Определи на ощупь”
(На картоне наклеены цифры, выложенные из гороха, нужно определить число, которое соответствует номеру замка)
Дети с закрытыми глазами, на ощупь определяют цифру.
Вос-ль: А вот и наш подарок от гнома (сундучок с конфетами и золотые медали с надписью «Юному математику». )
Вос-ль: «Ребята вы молодцы со всеми заданиями справились подарок получили, но нам нужно возвращаться назад в детский сад, садимся на ковер самолет …»
Итог занятия:
Ребята давайте вспомним, где мы с вами побывали, что мы с вами сегодня делали? В чем вы сегодня затруднялись? А что наоборот было легким? Какие задания вам понравились?
Ответы детей.