Лепка из слоеного теста

План-конспект занятия

«Лепка из соленого теста. Сказочный олень»

Тема занятия: Сказки добрых сердец. Сказочный олень.

Цель занятия: совершенствование представлений о композиции в скульптуре; дальнейшее развитие пространственного воображения.

Задачи занятия: развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия развитие умений и навыков.

Оборудование:
* для предварительной работы – картинки с изображением оленя, книга со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце», выдержки из видеофильма «Художники России» о народной игрушке, скульптурки животных;
* для основной работы – соленое тесто, стеки, фольга, краски, кисти, вода.

Предварительная работа.

Занятие начинается с беседы «История народной игрушки». Затем прочитать выдержки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце», что поможет созданию художественного образа. Для того, чтобы ребята свободно строили композицию, желательно разработать с ними в общих чертах строение оленя. Это можно сделать, используя в качестве наглядного материала картинку, видеофильм, маленькую скульптуру оленя или другого животного в произведениях народных мастеров России.
Люди всегда заботились о красоте. У каждого народа сохранились свои традиции изготовления игрушек для детей, свои образы и художественные средства выразительности. Это дымковские игрушки. Наши тульские филимоновские куклы, лошадки олени. Животные Гжели.
Далее педагог рассказывает и показывает, чем они отличаются друг от друга. Дети принимают активное участие в разборе формы, росписи, материала. Знакомство с народной глиняной игрушкой дает им более ясное представление о связи формы предмета с материалом, орнамента – с общим замыслом изделия.
Анализ объекта (оленя) проводят по рекомендованной схеме организации восприятия предметов:
эмоциональное восприятие;
определение наиболее общих свойств анализируемого изделия;
анализ закономерностей формы и конструкции предмета;
обсуждение приемов художественного решения;
повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на первом этапе.
При этом в общей характеристике отмечают изящество, стройность, грациозность оленя. Анализируя его строение, следует выделить туловище, более широкое и массивное спереди и более легкое сзади, шею в форме цилиндра, слегка сужающего кверху, голову (ее форму можно условно сравнить с грушей и с ведром), ноги (при этом обращается внимание на разницу в форме задних и передних ног, а также на их посадку, т.е. расположение по отношению к туловищу) и массивные, роскошные рога, которые так и просятся стать причудливой короной.
После беседы полезно дать детям задание нарисовать сказочного оленя, сделать несколько набросков основной формы с соблюдением строения и основных пропорций фигурки. Это будет хорошей подготовительной работой к лепке, но данные рисунки нельзя рассматривать как эскизы к ней. В них, прежде всего, закрепляются полученные знания о строении фигуры животного и намечаются первые шаги к переработке этих впечатлений в художественный образ. Кроме того, предварительное рисование позволяет отойти от того схематического представления, которое остается у детей после рассматривания картинки или скульптурки.


2. Работа по выполнению основного задания.
А) Разъяснение задания.
Учитель коротко напоминает об особенностях скульптурной композиции. Он ставит перед детьми задачу не просто вылепить оленя, показав знание строения его фигуры, а создать на этой основе художественный образ. Необходимо придать соответствующее положение частям тела, утрировать, если нужно, их особенности: можно сделать шею и ноги более длинными, интересно изогнуть туловище, изменить форму рогов (как это делается, например, в глиняных игрушках) и т. д.
Б) Практическая работа.
Дети по указанию учителя на фольге раскладывают тесто. По ходу дела обсуждают последовательность основных операций. Вся работа проводится пальцами. Вначале получается заготовка не очень ровная. Далее после уточнения общего строения, размеров головы и туловища, толщину, высоту и т.п. дети продолжают каждый свое изделие. В процессе занятия дети обсуждают и сравнивают работы друг друга, их оригинальность. В обсуждении активно участвуют все ученики. Педагог помогает им индивидуальными замечаниями, напоминает правила безопасности при работе со стекой. Красивый вид изделия зависит от его аккуратного выполнения. Закончив работу учащиеся заглаживают поверхность изделия пальцами, смоченными водой, поправляют стекой. При необходимости можно после высыхания зачистить шкуркой для последующей раскраски поделки.

Во время занятия должны вводиться динамические паузы для снятия зрительного и мышечного напряжения.
В) Подведение итогов.
Прежде чем давать оценку выполненной работы, учитель предлагает детям вспомнить и назвать этапы, по которым они выполняли изделие. Он обращает внимание, что оценка самих изделий началась еще в процессе их выполнения, когда учитель показывала отдельные работы классу, делая замечания. В оценке следует учитывать правильную передачу пропорций модели, аккуратность, красоту и индивидуальность работы.
В конце занятия рекомендуется организовать небольшую выставку-просмотр выполненных изделий. Для этого можно расставить поделки на столе.
К просмотру и оценке задания рекомендуется привлечь всех ребят, дать им возможность высказать свое мнение, показать навыки, которые они приобрели. Педагог отмечает особо интересные работы, останавливается на недостатках.
Лучшие работы отбираются для выставки.