Азбука физкультминуток (методическое пособие к программе детского объединения декоративно-прикладного творчества «Декорум»)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»








Струева И.А.

Азбука
физкультминуток

(методическое пособие к программе детского объединения
декоративно-прикладного творчества «Декорум»)
















Златоуст
2014

Азбука физкультминуток: методическое пособие к программе детского объединения декоративно-прикладного творчества «Декорум» / Составитель: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Струева Ирина Анатольевна. – Златоуст, 2014.

Рецензент: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Хасанова Л.Р.

Данный методический сборник содержит практические разработки физкультминуток, которые могут быть использованы как на занятиях с младшими воспитанниками объединения «Декорум», так и с воспитанниками студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония» на занятиях художественным трудом. Они не только развивают детей физически, помогают снять утомление, но и развивают эмоции, будят творческую фантазию и воображение.
Предлагаемые методические разработки помогут и другим педагогам, работающим в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония» сделать свои занятия более интересными и эмоционально насыщенными. Сборник может быть полезным и для родителей воспитанников.


Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «ЦЭВД».
























«Я робот»
Раз и два –
Разомнёмся, детвора!
Без дела дома я стоял.
Я мастера ждал и даже скучал,
Чтоб маслицем смазал он каждый шарнир,
И вот тогда бы я точно ожил.

«Хомка»
Хомка, Хомка - хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильно спать.
(Дети имитируют все движения хомячка)

Гимнастика для глаз
1. Исходное положение: сидя, опрокинувшись на спинку стула.
Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
Повторить 5 - 6 раз.
2. Исходное положение: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение.
Повторить 5 - 6 раз.
3. Исходное положение: сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, затем сделать ими круговое движение против часовой стрелки.
Повторить 5 – 6 раз.

«Солнце»
Солнце спит, небо спит
(голову кладут на руки),
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало
(встают из-за парт),
Всем лучи свои послало
(руки подымают вверх,
пальцы растопырены).
Вдруг повеял ветерок
(волнообразные движения руками),
Небо тучей заволок
(круговые движения руками)
И деревья раскачал
(движение руками перед собой)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше
(стучат по крышке стола пальцами),
Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик
(исходное положение).

«Теплоход»
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход
(встают из-за парт),
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по речке
(волнообразные движения руками),
Набирая полный ход
(ходьба на месте).


«Часики»
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево - раз! Направо - раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла
Мы тоже можем так.
(Дети выполняют наклоны головы вправо и влево, затем вытягивают руки,
плавно поднимают и опускают их).

Упражнение на соблюдение ритма
Все учащиеся хором повторяют:
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движения, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент (никто знака не подаёт) должны воскликнуть хором последнее «Тра-та».

«Мы растём»
Исходное положение: стоя, руки опущены вниз, на счёт «раз – два» дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, насчёт «три – четыре» постепенно выпрямляются; становятся на носки, на счёт «пять – шесть» тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки, на счёт «семь – восемь» возвращаются в исходное положение.

«Маляры»
Исходное положение: стоя, руки опущены. На счёт «раз – два» дети плавно водят руками сверху вниз («красят дом»), на счёт «три – четыре» выполняют плавное движения рук справа налево («красят скамейки»).

«Зайка»
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Сидя за партой, опустите голову вниз, руки на коленях спину расслабьте.
1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – исходное положение – выдох. Исходное положение: стоя, руки опущены.
1 – плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присед; 4 – исходное положение. После слов: «Солнце утром» маховые движения руками, кружение.
Упражнение для рук
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, градкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок – чок – чок, чик – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Дети сидят за партой, руки на парте, ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременными сгибанием и разгибанием пальцев.


«Зимняя зарядка»
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены
на веселье.
Дом построен из сугроба.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, на потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ – топ!
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!


«Цветки»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Учащиеся поднимают руки, помахивают ими, опускают руки)
«Грибок»
Гриша шёл – шёл – шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок.
Положи их в кузовок.
Во время декламирования стихотворения учащиеся выполняют следующие упражнения: ходьба, наклоны.


«Рябина»
У реки росла рябина,
А река текла – рябила.
Посредине - глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба – рыбий царь
Называется – пескарь.
Учащиеся плавными движениями рук изображают течение реки, а затем выполняют руками плавные движения, поворачивая корпус то вправо, то влево.


«Паровоз»
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны повёз,
Точно настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы и мартышки.
(Дети имитируют движения)


«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.


Зарядка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте),
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз)
Прыгать и скакать (10 прыжков).


«Скворечник»
Мы строгали, мы строгали,
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком
(изобразить руками скворечник),
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу пойдём
(ходьба на месте),
Высоко его прибьём.


«Часики»
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе.
Тик – так, тик – так –
Все часы идут вот так:
Тик – так.
(Наклонить голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так.
(Раскачиваться в такт маятника, перенося центр тяжести тела с одной ноги на другую).
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
(Повороты туловища вправо и влево).
Тик – так, тик – тик.

«Лошадка»
Упражнения выполняются стоя, руки на поясе, считать до четырёх.
На счёт «раз» - подняться на носки. На счёт «два» - опускаясь на правую ступню, согнуть левое колено, «три» - подняться на носки, «четыре» - опускаясь на левую ступню, согнуть правое колено. Повторить 4-6 раз.
«Качалка»
Руки на поясе. Подняться на носки, затем сделать перекат на пятки. Повторить 4-6 раз.

«Аист»
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После - правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
(Дети повторяют за «аистом» все движения)


«Качели»
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да – да – да!
Тот не огорчается
Никогда!
(Учащиеся слегка пружинят в коленях с размахиванием рук вперёд – назад. Когда говорят: «Да – да – да» - хлопают, а на последних строчках прыгают).

«Цапля»
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение читается 2 раза, первый раз – дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой).

Зарядка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ – топ – топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.

«Лягушки»
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями).

«Силачи»
Исходное положение: руки свободно опущены, голова наклонена вперёд. Согнуть руки, локти в сторону, пальцы сжать в кулаки, голову и туловище выпрямить. Расслабить мышцы, вернуться в исходное положение.

«Совушка»
- День наступает, всё оживает!
Дети изображают летающих птиц, бабочек, стрекоз (машут руками – крылышками). Учитель – совушка наблюдает. Через некоторое время она говорит: «Ночь», - и все дети должны замереть.

«Шишки, орехи и желуди»
Дети выстраиваются в ряд. Учитель проходит вдоль ряда детей, говоря каждому из них, кто кем окажется: «шишкой», «орехом» или «жёлудем». Дети при этом выполняют следующие движения:
- «шишки» приставляют руки к ушам, растопырив пальцы;
- «жёлуди» складывают ладони над головой домиком;
- «орехи» опускают руки вперёд – вниз, слегка закругляя их в локтях.
После чего дети по команде учителя произвольно ходят. Когда учитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов» и «желудей» должен найти себе двух товарищей и взяться с ними за руки. Игру можно повторять несколько раз.

«Вертушка»
Солнце, я бегу по парку,
(лёгкий бег на носках)
Мне и весело и жарко,
(машут ладонями на себя)
Ветер закрутил вертушку
(активно дуют сложенными
в трубочку губами)
Самодельную игрушку
(делают круговые движения руками от плеч)

«Подсолнух»
Посадили семечко в землю (приседают на корточки). Семечко пригрелось в тёплой земле и начало расти. Появился у него хвостик – росток (плавно приподнимают руки вверх). Начал подсолнух расти, и вырос из него высокий, красивый подсолнух с жёлтой головой (медленно поднимаются, протягивают вверх руки, сгибают в кистях и соединяют места сгибов). Подсолнух стоял и радовался солнышку, покачивался из стороны в сторону (слегка покачиваются из стороны в сторону всем туловищем). Вдруг подул сильный ветер, и подсолнух начал гнуться под его ударами (делают наклоны вперёд – назад). Но ветер стих, и подсолнух успокоился (выпрямиться и несколько раз глубоко вздохнуть. После чего опустить руки).

«Повторяй движения и слова»
Учитель читает текст и показывает нужные движения, которые дети повторяют согласно смыслу слов.
Руки к пяткам
И к ушам,
На колени
И к плечам,
В стороны
На пояс
Вверх!
А теперь - весёлый смех!
Все мальчишки: «Ха – ха – ха!»
Все девчонки: «Хи-хи-хи!»
А все вмести: «Хо – хо – хо!»
Игра повторяется второй раз намного быстрее.

«Дождик»
Дождик, дождик, что ты льёшь?
(4 хлопка в ладоши)
Погулять нам не даёшь
(4 притопа каждой ногой по очереди)
Дождик, дождик, полно лить,
(4 хлопка в ладоши)
Деток, землю, лес мочить.
(4 прыжка на месте)
После дождика на даче
(Ходьба с высоким подниманием бедра)
Мы по лужицам поскачем.
(Прыжки на месте - «через лужицы»)

«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправо – влево наклоняет
(выполняют наклоны вправо и влево).
Раз-наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клён
(те же наклоны - только руками, поднятыми вверх).

«Лесорубы»
Лесорубами мы стали,
(ходьба на месте, руки свободны)
Топоры мы в руки взяли.
(руки внизу берутся в «замок»)
Раз – два, раз – два,
Будут на зиму дрова
(наклоны вперёд с имитацией
движения «рубка дров»).

Мы лепили
Долго – долго мы лепили,
Наши пальцы утомились.
Пусть немного отдохнут
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведём
И опять лепить начнём.

Мини - зарядка
Попрошу всех ровно встать,
Что скажу – всем выполнять,
(поднимаются из-за парт и выпрямляются)
Руки кверху поднимите,
(поднимают руки вверх)
Все вдохните-выдохните,
(делают вдох, выдох)
Наклонитесь-разогнитесь,
(наклон вперёд и откинуться назад)
Выпрямитесь-улыбнитесь,
(выпрямляются и улыбаются)
На «раз-два» - быстро присядьте,
(делают полуприседание)
«три – четыре – снова встаньте.
(выпрямляются)
Влево – вправо наклонитесь
(наклоны вправо – влево, руки на поясе)
И ещё раз потянитесь
(поднять руки вверх и потянуться).

«Медвежата»
Медвежата в чаще жили.
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.

А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.

Разминка для рук и пальцев
Руки в сторону, в кулачок,
Разжимай - и на бочок,
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,
Разжимай - и на бочок
Руки влево, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.

Руки вправо, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.
Руки на колени, в кулачок
Разжимай - и на бочок.
Руки за голову, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.
Руки за спину, в кулачок,
Разжимай - и на бочок.

Правая и левая рука
Постараться без ошибок сделать следующее упражнение: левой рукой похлопывать себя по левой стороне груди, а правой в то же время поглаживать себя сверху вниз по правой стороне груди.


Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный - сильный,
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейки -
Друг за другом потекли
Становитесь все опять-
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись
И за парты вновь вернулись.

# # #
Мы за партами сидели,
На учителя глядели.
А теперь мы тихо встанем
И зарядку делать станем,
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком,
Глянем весело в окошко,
На другой урок пойдём.


# # #
Приступаем мы к зарядке:
Вместе пятки, врозь носки,
Руки кверху.. Подросли!
Сто полезных упражнений
Будем делать мы без лени.
Приседание: раз, два, три -
И весёлые прыжки.
А теперь мы отдохнём
И опять урок начнём.

# # #
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки,
Девочки – припевочки!
Потрясём теперь руками:
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны-
Физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Глубоко вздохнули,
Косточки размяли
И учиться снова стали.

«Печка»
Ча-ча-ча
(3 хлопка в ладоши),
Печка очень горяча
(3 полуприседания).
Чи-чи-чи
(3 хлопка в ладоши),
Печёт печка пироги
(3 полных приседания).
Чу-чу-чу
(3 хлопка в ладоши),
Будет всем по пирогу
(3 полуприседания).
Чо-чо-чо
(3 хлопка в ладоши),
Осторожно, горячо!
(3 приседания).


«Самокат»
Самокат, самокат
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.
Одну ногу (пружиня) дети слегка сгибают в коленях. Другой имитируют движение отталкивания, как при езде на самокате (нога как бы скользит, не касаясь пола).

# # #
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

«Котята»
Исходное положение: стойка ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться – вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение – выдох. Темп медленный.

«Качели»
Встав парами лицом к друг другу и держась за руки, дети делают поочерёдные приседания.

«Крылья»
Исходное положение: встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны вверх – вдох. Вернуться в исходное положение – выдох.
Упражнение повторять 5 -6 раз

Упражнение для рук
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок – чок – чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за партой, руки на парте, ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).


«Потягушки»
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки опущены вниз перед туловищем, пальцы сплетены. На счёт «раз» – положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить; на счет «два» – вернуться в исходное положение. Повторить 6 - 8 раз.


«Зарядка для пальцев»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
(Руки вперёд пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в текст стиха)..


«Берёзка»
Стройная берёзка,
Дивная, высокая.
(Подняться на носочки, вытянуть руки вверх)
Пусть дождём умоется
И зеленью покроется.
(Руки вытянуты вперёд, кисти рук вращаются, изображая листья)
Коль на ветку тонкую
Ленту повязать,
(Пантомима: подвязать воображаемые ленты на воображаемые ветки)
То берёза ломкая
Счастья может дать.
(Хлопки в ладоши).
15