Комплекты КИМов к рабочим программам ФГОС СПО


министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
_____________________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ КБГУ
Комплект контрольно-измерительных материалов промежуточной аттестации по дисциплине «Стилистика и культура речи» студентов специальностей:
44.02.01. Дошкольное образование
44.02.02. Преподавание в начальных классах
40.02.01. Право и социальное обеспечение
39.02.01. Социальная работа
Нальчик, 2016 г.
Разработчик: Бербеков Беслан Чарионович, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой культурологии и филологических дисциплин СПО.
Материалы обсуждены и утверждены на заседании кафедры культурологии и филологических дисциплин СПО КБГУ
Протокол №_____ от «____»________2016 г.
Зав. кафедрой русского, кабардинского Б.Ч. Бербеков и балкарского языков ПК ПИ КБГУ,
кандидат филологических наук, доцент
Содержание
Варианты письменных контрольных (рейтинговых) работ.
Материалы промежуточного контроля знаний (дифференцированный зачёт)
Вопросы, задания и билеты к экзамену
Тематика устного семинара по теме: «Характеристика тропов: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнение, эпитеты».
5. Рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы
Варианты письменных контрольных (рейтинговых) работ
1-я рейтинговая точка
Вариант 1
1. Дать определения и привести примеры понятий: «многозначные слова», «паронимы».
2. Дать определения и привести примеры понятий: «фразеологизмы», «крылатые слова и выражения».
3. Дать определения и привести примеры понятий: «неологизмы», «архаизмы».
4. Дать определения и привести примеры понятий: «метафора», «сравнение».
5. Дать определения и привести примеры понятий: «диалектизмы», «термины».
6. Описать орфоэпические и орфографические словари.
Вариант 2
1. Дать определения и привести примеры понятий: «омонимы», «антонимы».
2. Дать определения и привести примеры понятий: «пословицы», «поговорки».
3. Дать определения и привести примеры понятий: «заимствованные слова», «историзмы».
4. Дать определения и привести примеры понятий: «метонимия», «аллегория».
5. Дать определения и привести примеры понятий: «профессионализмы», «жаргонизмы».
6. Описать толковые и фразеологические словари.
Вариант 3
1. Дать определения и привести примеры понятий: «омонимы», «синонимы», «антонимы».
2. Дать определения и привести примеры понятий: «пословицы», «крылатые слова и выражения».
3. Дать определения и привести примеры понятий: «заимствованные слова», «архаизмы».
4. Дать определения и привести примеры понятий: «синекдоха», «эпитеты».
5. Дать определения и привести примеры понятий: «термины», «профессионализмы».
6. Описать словари семонимические и этимологические словари.

3- я рейтинговая точка
Вариант 1.
1. Дать определения и привести примеры понятий: «говор», «просторечие», «жаргон».
2. Охарактеризовать орфоэпические и грамматические нормы литературного языка.
3. Охарактеризовать понятия «язык» и «речь». Каковы основные функции языка.
4. Охарактеризовать понятие «норма литературного языка».
5. Основные особенности устной речи.
6. Особенности ударения в русском языке.
Вариант 2.
1. Дать определения и привести примеры понятий: «диалект», «просторечие», «арго».
2. Охарактеризовать орфографические и лексические нормы литературного языка.
3. Охарактеризовать язык как знаковую систему.
4. Описать основные признаки нормы литературного языка.
5. Основные особенности письменной речи.
6. Вариативность ударения в русском языке.
Вариант 3.
1. Дать определения и привести примеры понятий: «наречие», «просторечие», «сленг».
2. Охарактеризовать словообразовательные и пунктуационные нормы литературного языка.
3. Охарактеризовать понятие «литературный язык». Описать основные признаки литературного языка.
4. Основные источники возникновение норм литературного языка.
5. Книжная и разговорная речь: характеристика, основные признаки и отличия.
6. Основные причины ошибок в ударении русского языка.
Критерии оценивания:
5 баллов – не менее 25% выполнения заданий
6 баллов – не менее 30% выполнения заданий
7 баллов – не менее 35% выполнения заданий
8 баллов – не менее 40% выполнения заданий
9 баллов – не менее 45% выполнения заданий
10 баллов – не менее 50% выполнения заданий
11 баллов – не менее 60% выполнения заданий
12 баллов – не менее 70% выполнения заданий
13 баллов – не менее 80% выполнения заданий
14 баллов – не менее 90% выполнения заданий
15 баллов – не менее 100% выполнения заданий
Материалы промежуточного контроля знаний (дифференцированный зачёт)
Вариант 1
1. Раскрыть содержание понятия «язык»; «русский язык»; язык как знаковая система.
2. Дать определения и привести примеры понятий:
многозначность;
синонимия;
омонимия;
антонимия;
паронимия.
3. Распределить следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступление, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Вариант 2
Раскрыть содержание понятий «культура», «этикет», «речевой этикет».
Дать определения и привести примеры понятий:
фразеологизм;
пословица;
поговорка;
крылатые слова и выражения.
Исправить предложения, используя синонимы; устранить повторение однокоренных слов:
а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
в) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.
г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.
д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.
Вариант 3
1. Какое содержание вкладывается в понятие «чистота речи»?
2. Дать определения и привести примеры понятий:
неологизмы;
заимствованные слова;
историзмы;
архаизмы.
Подобрать антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:
а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
б) общее мнение, общая кухня, общий наркоз, общее представление.
Составить с ними предложения.
Вариант 4
1. Описать лингвистические словари: толковый, этимологический.
2. Что такое тропы? Дать определение и привести примеры тропов:
метафора;
метонимия;
синекдоха;
аллегория;
сравнение;
эпитеты.
Составить предложения со следующими синонимами: показать, описать, представить, изобразить, обрисовать, создать образ, нарисовать.
Вариант 5
1. Раскрыть содержание понятия «культура речи».
2. Что понимается под ясностью и понятностью речи? Дать характеристику лексике ограниченного употребления и привести примеры:
термины;
профессионализмы;
диалектные слова;
жаргонизмы.
Составить предложения со следующими омонимами:
а) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка);
б) повод (предлог, причина) – повод (ремень);
в) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней).
Вариант 6
Охарактеризовать роль русского языка в жизни.
Описать лингвистические словари: фразеологический, синонимический, омонимов и антонимов.
Составить словосочетания со следующими паронимами:
а) удачный – удачливый; д) обидный – обидчивый;
б) понятный – понятливый; е) бережный – бережливый;
в) соседний – соседский; ж) эффектный – эффективный;
г) хозяйский – хозяйственный; з) представить – предоставить.
Критерии оценивания:
5 баллов – не менее 25% выполнения заданий
6 баллов – не менее 30% выполнения заданий
7 баллов – не менее 35% выполнения заданий
8 баллов – не менее 40% выполнения заданий
9 баллов – не менее 45% выполнения заданий
10 баллов – не менее 50% выполнения заданий
11 баллов – не менее 60% выполнения заданий
12 баллов – не менее 70% выполнения заданий
13 баллов – не менее 80% выполнения заданий
14 баллов – не менее 90% выполнения заданий
15 баллов – не менее 100% выполнения заданий
Вопросы, задания и билеты к экзамену
1. Дайте определение понятий «язык» и «речь».
2. Приведите основные единицы языка и речи. Охарактеризуйте функции языка и речи.
3. Раскройте содержание понятий «культура», «этикет», «речевой этикет».
4. Раскройте содержание понятия «культура речи».
5. Каковы социальные аспекты культуры речи.
6. В чем состоит богатство (разнообразие) речи?
7. Охарактеризуйте следующие языковые явления - многозначность (полисемия), омонимия, синонимия, антонимия, паронимия (приведите примеры).
8. Охарактеризуйте следующие понятия – «фразеологизм», «пословица», «поговорка», «крылатые слова и выражения» (приведите примеры).
9. Какое содержание вкладывается в понятии «чистота речи»?
10. Какие средства делают речь яркой, образной и выразительной?
11. Дайте характеристику изобразительно-выразительных средств языка и речи (тропы и фигуры); приведите примеры.
12. Какие художественные средства связаны с понятием переносного употребления слов?
13. Дайте определения понятий «метафора», «метонимия», «синекдоха» (приведите примеры).
14. Дайте определения понятий «аллегория», «сравнение», «эпитеты» (приведите примеры).
15. Что понимается под ясностью и понятностью речи?
16. Какие слова образуют лексику ограниченной сферы употребления, дайте определение понятий «термины», «профессионализмы», «диалектизмы», «жаргонизмы» (приведите примеры).
17. Дайте определение понятия «заимствованные слова», опишите способы заимствования (приведите примеры).
18. Что такое архаизмы и историзмы; объясните образование неологизмов (приведите примеры).
19. Что такое «иллюзия понятности»?
20. С чем связано возникновение «иллюзии понятности»?
21. Что понимается под точностью и содержательностью речи?
22. Что такое «литературный язык»?
23. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает литературный язык?
24. Назовите основные признаки литературного языка. Объясните их значения.
25. Охарактеризуйте устную и письменную речь литературного языка.
26. В чем состоит отличие устной речи от письменной?
27. Охарактеризуйте понятия «разговорная речь» и «кодифицированная речь».
28. Какое влияние оказывают нелитературные разновидности русского языка на литературный язык?
29. Охарактеризуйте понятия «просторечие», «говоры», «наречие», «арго», «сленг» (приведите примеры).
30. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите ее характерные особенности.
31. Охарактеризуйте грамматические и лексические нормы (приведите примеры).
32. Раскройте понятие «орфоэпия».
33. Каковы основные законы произнесения безударных гласных и согласных звуков в русском языке (приведите примеры)?
34. Раскройте содержание термина «акцентология».
35. Каковы основные особенности ударения в русском языке (приведите примеры)?
36. Охарактеризуйте основные причины возникновения ошибок в ударении в русском языке.
37. Что означает термин «функциональный стиль»?
38. Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?
39. Назовите языковые признаки функциональных стилей. Что означает «стилистически окрашенная лексика» (приведите примеры)?
40. Охарактеризуйте понятия «разговорная лексика», «книжная лексика», «стилистически нейтральная лексика».
41. Описать лингвистические словари.
42. Вариативность ударений в русском языке.
43. Дать определение понятий «аллегория», «сравнение», «эпитет» (привести примеры)
44. Тест. Найти слова, в которых на месте пропуска:
1).Пишутся две буквы Н:; 2). Пишется одна буква Н:
а) свежемороже…ые овощи а) слома…а ребенком
б) груже…ая баржа б) искуса…ый комарами
в) фарширова…ый перец в) броше…ый камень
г) смышле…ый малыш г) вытка…ый ковер
а) рва…ая куртка а) ударил нечая…о
б) собрание прошло организова…о б) обветре…ые руки
в) огни потуше…ы в) потуше…а ветром
г) купле…ый товар г) недоваре…ый картофель
45. Составьте предложения со следующими синонимами:
показать, описать, изобразить, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать. 46. Составьте предложения со следующими омонимами:
1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)
2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)
3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней)
47. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
48. Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:
а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление. Составьте с ними предложения.
49. Исправьте предложения, используя синонимы; устраните повторения однокоренных слов:
а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
в) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.
г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.
д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.
50. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:
а) В сочинении ученика много дефектов.
б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
в) На концерте превалировали вокальные номера.
г) После долгих дебатов договорились назначать моцион на ближайшее воскресенье.
51. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных:
а) К завтраку был … подан… кофе с молоком.
б) Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл…
в) В табел… отмечается выполненная членами бригады работа.
г) Крыша сарая была покрыта тол…
д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев… рельс…
е) В магазине продается яблочн… повидл…
ж) Лесовоз проезжал по широк… просек…
и) На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль.
к) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль.
52. Исправьте словообразовательные ошибки:
а) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)
б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)
в) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)
г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)
д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер)
53. Исправьте предложения, объясните ошибки
а) Ряд столов стояли посередине аудитории.
б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.
в) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.
г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
д) Тысяча человек отправилось в турне.
е) Прошло сто лет.
ж) На экскурсию пошли всего девять школьников.
з) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.
и) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.
к) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.
54. Составить словосочетания со следующими паронимами:
а) удачный – удачливый; д) обидный – обидчивый;
б) понятный – понятливый; е) бережный – бережливый;
в) соседний – соседский; ж) эффектный – эффективный;
г) хозяйский – хозяйственный; з) представить – предоставить.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У

«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
по дисциплине «Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. .Каковы социальные аспекты культуры речи.
2. В чем состоит отличие устной речи от письменной?
3.Подобрать антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:
а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление. Составьте с ними предложения.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. В чем состоит богатство (разнообразие) речи?
2. Охарактеризовать грамматические и лексические нормы (приведите примеры).
3.Исправить предложения, используя синонимы; устранить повторения однокоренных слов:
а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
в) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.
г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.
д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»____________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Охарактеризовать следующие языковые явления - многозначность (полисемия), омонимия, синонимия, антонимия, паронимия (приведите примеры).
2. Что такое «литературный язык»?
3. Заменить, где нужно, иноязычные слова русскими:
а) В сочинении ученика много дефектов.
б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
в) На концерте превалировали вокальные номера.
г) После долгих дебатов договорились назначать моцион на ближайшее воскресенье.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Охарактеризуйте следующие понятия – «фразеологизм», «пословица», «поговорка», «крылатые слова и выражения» (приведите примеры).
2. Какие языковые нормы необходимо знать?
3. Составьте предложения со следующими синонимами:
показать, описать, изобразить, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Какое содержание вкладывается в понятии «чистота речи»?
2. С чем связано возникновение «иллюзии понятности».
3. Исправить словообразовательные ошибки:
а) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)
б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)
в) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)
г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Какие средства делают речь яркой, образной и выразительной?
2. Описать лингвистические словари: орфоэпический и орфографический.
3. Исправьте предложения, объясните ошибки:
а) Ряд столов стояли посередине аудитории.
б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.
в) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.
г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
д) Тысяча человек отправилось в турне.
е) Прошло сто лет.
ж) На экскурсию пошли всего девять школьников.
з) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.
и) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.
к) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дайте определение понятий «язык» и «речь».
2. Что такое «литературный язык»?
3. Составьте предложения со следующими омонимами:
1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)
2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)
3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней)
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Приведите основные единицы языка и речи. Охарактеризуйте функции языка и речи.
2. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает литературный язык?
3.Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:
а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление.
Составьте с ними предложения.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Раскройте содержание понятий «культура», «этикет», «речевой этикет».
2. Назовите основные признаки литературного языка. Объясните их значения.
3. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской:
похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Раскройте содержание понятия «культура речи».
2. Охарактеризуйте устную и письменную речь литературного языка.
3.Исправьте предложения, используя синонимы; устраните повторения однокоренных слов:
а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
в) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.
г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.
д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.
Кафедра культурологии и филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дайте характеристику изобразительно-выразительных средств языка и речи (тропы и фигуры); приведите примеры.
2. Что такое «иллюзия понятности»?
3.Тест. Найти слова, в которых на месте пропуска:
1).Пишутся две буквы Н: 2). Пишется одна буква Н:
а) свежемороже…ые овощи а) слома…ая ребенком
б) груже…ая баржа б) искуса…ый комарами
в) фарширова…ый перец в) броше…ый камень
г) смышле…ый малыш г) вытка…ый ковер
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Какие художественные средства связаны с понятием переносного употребления слов?
2. Описать лингвистические словари: толковый, синонимический.
3. Составьте предложения со следующими синонимами:
показать, описать, изобразить, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дайте определения понятий «метафора», «метонимия», «синекдоха» (приведите примеры).
2. Каковы основные законы произнесения безударных гласных и согласных звуков в русском языке (приведите примеры)?
3. Составьте предложения со следующими омонимами:
1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)
2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)
3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней)
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Что понимается под ясностью и понятностью речи?
2. Раскройте содержание термина «акцентология».
3. Исправьте словообразовательные ошибки:
а) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)
б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)
в) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)
г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»__________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Какие слова образуют лексику ограниченной сферы употребления.
2. Объясните вариативность ударений в русском языке.
3. Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:
а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;
б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление.
Составьте с ними предложения.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дать определение понятий: «аллегория», «сравнение», «эпитет» (привести примеры).
2. Что понимается под точностью и содержательностью речи?
3. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Что такое архаизмы и историзмы; объясните образование неологизмов и заимствований (приведите примеры).
2. Описать лингвистические словари: фразеологический, этимологический.
3.Составьте предложения со следующими омонимами:
1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)
2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)
3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней).
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дать определение понятия «тропы» (привести примеры).
2. Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?
3. Составить словосочетания со следующими паронимами:
а) удачный – удачливый; д) обидный – обидчивый;
б) понятный – понятливый; е) бережный – бережливый;
в) соседний – соседский; ж) эффектный – эффективный;
г) хозяйский – хозяйственный; з) представить – предоставить.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Охарактеризуйте понятия «разговорная речь» и «кодифицированная речь».
2. Назовите языковые признаки функциональных стилей. Что означает «стилистически окрашенная лексика» (приведите примеры)?
3. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Какое влияние оказывают нелитературные разновидности русского языка на литературный язык?
2. Что означает термин «функциональный стиль»?
3. Составьте предложения со следующими синонимами:
показать, описать, изобразить, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин С П О К Б Г У

«____»___________201 г. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Охарактеризуйте понятия «просторечие», «говоры», «наречия», «арго», «сленг» (приведите примеры).
2. Раскройте содержание понятия «орфоэпия».
3. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:
а) В сочинении ученика много дефектов.
б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
в) На концерте превалировали вокальные номера.
г) После долгих дебатов договорились назначать моцион на ближайшее воскресенье.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите ее характерные особенности.
2. Охарактеризуйте понятия «разговорная лексика», «книжная лексика», «стилистически нейтральная лексика».
3.Составьте предложения со следующими омонимами:
1) среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка)
2) повод (предлог, причина) – повод (ремень)
3) свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней)
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1.Охарактеризовать язык как знаковую систему.
2. Описать лингвистические словари: омонимов, антонимов и паронимов.
3. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных:
а) К завтраку был… подан… кофе с молоком.
б) Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл…
в) В табел… отмечается выполненная членами бригады работа.
г) Крыша сарая была покрыта тол..
д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул... лев… рельс…
е) В магазине продается яблочн… повидл…
ж) Лесовоз проезжал по широк… просек…
и) На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль.
к) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»__________ 201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Что понимается под точностью и содержательностью речи?
2. Каковы основные особенности ударения в русском языке (приведите примеры)?
3. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Кафедра культурологии и
филологических дисциплин
С П О К Б Г У
«____»___________201 г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25
по дисциплине
«Стилистика и культура речи» «Утверждаю»
Зав. кафедрой
1. Охарактеризуйте грамматические и лексические нормы (приведите примеры).
2. Охарактеризуйте основные причины возникновения ошибок в ударении в русском языке.
3. Составить словосочетания со следующими паронимами:
а) удачный – удачливый; д) обидный – обидчивый;
б) понятный – понятливый; е) бережный – бережливый;
в) соседний – соседский; ж) эффектный – эффективный;
г) хозяйский – хозяйственный; з) представить – предоставить.
Критерии оценивания:
5 баллов – не менее 25% выполнения заданий
6 баллов – не менее 30% выполнения заданий
7 баллов – не менее 35% выполнения заданий
8 баллов – не менее 40% выполнения заданий
9 баллов – не менее 45% выполнения заданий
10 баллов – не менее 50% выполнения заданий
11 баллов – не менее 60% выполнения заданий
12 баллов – не менее 70% выполнения заданий
13 баллов – не менее 80% выполнения заданий
14 баллов – не менее 90% выполнения заданий
15 баллов – не менее 100% выполнения заданий
Рекомендуемые учебные издания, Интернет-ресурсы
Основные источники:
1. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Флинта, 2011. 2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Феникс; Ростов-на-Дону, 2011.
3. Петрякова А.Г., Бердникова Е.Г. Тесты по культуре речи. Флинта, 2011.
4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под. ред. Е. Ганапольской, А. Хохлова. Питер, 2011.
5. WWW Knigafund.ru.
Дополнительные источники:
1. Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. – М., 2001.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2002.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2010.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2010.
5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культуре речи. – Спб.,«Союз», 2001.
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.
7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 2002.
8. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1996.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
10. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983 г.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).
12. Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1996.
14. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: 10 – 11 классы. – М., 1996.
15. Чернец Л.Б. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М., 2001.
16. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 1997.
17. Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. Иванова В.В./ - М., 2002.