Социализация детей в дополнительном образовании средствами детского музыкального театра.


Социализация детей в дополнительном образовании средствами детского музыкального театра.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов, который создан и работает для детей, их обучения, воспитания, развития, социального становления. Это востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. Cистема дополнительного образования в России владеет уникальным потенциалом развития способностей детей. Она обладает открытостью, мобильностью и гибкостью, способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос, создавать устойчивую социальную и культурную среду развития, формировать осознанную гражданскую и личностную позицию ребенка.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению социально значимого результата, развивает социальную инициативу ребенка. В учреждениях дополнительного образования ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, оно выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Детский музыкальный театр «Весёлые человечки» МБОУ ДОД г. Абакана «ЦДТ» очень популярен среди детей и родителей города. Театр работает по образовательной программе «Театральные подмостки», где происходит интеграция трёх предметов театра, музыки и хореографии.
Социализация – это процесс адаптации обучающихся к окружающему миру. Театральная деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности, в ней ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживать, проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности, происходит нравственно-эстетическое развитие.
В театральной деятельности дети имеют возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми, что способствует приобретению качеств, необходимых для жизни в обществе. Происходит организация творческой деятельности воспитанников; поддержка и координация социальной активности воспитанников, организация взаимодействия, с различными общественными организациями, организация мероприятий?
На музыкальных занятиях применяемая вокалотерапия способствует снятию напряжения при лечении неврозов, так как музыка вызывает у ребенка особое психоэмоциональное состояние. Формирование певческой позиции, подвижности диафрагмы, развитие дыхания – следствие освоения детьми дыхательной гимнастики, включающей в себя отработку ритмичного вдоха и выдоха, цепного дыхания способствует оздоровлению организма в целом, профилактике функциональных расстройств гортани, легких.
Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство уважения, ответственности, чувство «локтя», умение сочувствовать, сопереживать, радоваться за других.
Занятия хореографией способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, оказывают благотворное воздействие на сохранение и развитие двигательной деятельности детей, В занятия хореографии включаются упражнения с предметами, подвижные игры, импровизация.
Театральные занятия… включает в себя тренинги общения, непредвиденных ситуаций, Театральная деятельность отвечает природосообразности ребенка и создает условия для проявления его творческой активности. Детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития детей, вовлечения их в активную творческую деятельность.
Занятия пением танцами и сценической речью, не только развивают творческие способности детей, эстетическую культуру, но и влияют на обменные процессы, укрепляют дыхание, активизируют сердечно-сосудистую систему, интеллектуальные способности обучающихся.
Занятия в детском музыкальном театре «Весёлые человечки» обеспечивают положительную динамику адаптации, дают воспитанникам возможность новых ощущений, пробуждают чувство уверенности в том, что они могут быть успешными в личной жизни. Театральная деятельность помогает детям познавать окружающий мир, знакомит с действительностью через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. На занятиях в детском музыкальном театре происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил.
Венцом данной творческой деятельности является исполнение музыкальльного спетакля на сцене, что помогает ребенку преодолеть комплекс публичного выступления, а так же дарит зрителям и исполнителям радость и хорошее настроение. Артисты детского музыкального театра «Веселые человечки» ведут интенсивную концертную деятельность, и это помогает им стать творчески-активными и успешными личностями.
Чем больше удовольствия дети получают от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир. Художественно пережитое чувство заставляет ребенка порицать зло, помогает ему, делать мир ярче, сеять добро вокруг себя.
Литература:

Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. – 1997. – № 9.
Золотарева А.В. Некоторые подходы к социальному воспитанию детей в учреждении дополнительного образования детей. // Педагогический калейдоскоп. – 1998. – № 3.
Иванова К.Р. Учреждение дополнительного образования и семья. // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 1
Майорова Н.Г. Воспитание творческой личности. // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 2.
Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности учащихся. Художественное творчество. Социальное творчество[Текст] / Д. В. Григорьев, Б. В.Куприянов: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011