Урок литературы родного края Тема урока: «Мир, согретый любовью» (Литературный журнал, посвященный творчеству Ивана Костыри)

Маслова И.Ю., группа 5.4 Урок литературы родного края

Тема урока: «Мир, согретый любовью»
(Литературный журнал, посвященный творчеству Ивана Костыри).
Цель. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающегося донецкого писателя Ивана Костыри.
Развивать навыки восприятия прозы, умение образно мыслить, научить чувствовать вибрацию слова, могучие отголоски великих, порой эпохальных событий в творчестве писателя в его «Думах о Донбассе", продолжить формирование навыков самостоятельной работы.
Воспитывать любовь к родному краю, его истории, уважение к шахтерскому труду.
Оборудование урока: портрет Иван Костыри; выставка его книг; книга Кудиевского К. «Мир, согретый любовью» ,  фотографии, рассказывающие о шахтерском труде. Компьютерная презентация о писателе.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Подготовительный этап
Организация трех групп учащихся – биографов, библиотекарей, сказителей.
Ознакомление с материалами по биографии Ивана Костыри.
Знакомство с книгой «Думы о Донбассе". Выбор легенд для анализа в классе.
Работа над выразительным чтением отрывков «Думы о Донецком кряже»
Создание компьютерной презентации об Иване Костыре .
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа:
Киммерийская земля, Скифская, Сарматская, Половецкая, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Казачьи Вольности Какое географическое имя приобрела эта территория? Какие названия сегодня нам более привычны?
Почему уголь называют «хлебом промышленности»?
Кто из мастеров пера прославлял в стихах и прозе шахтерский труд?
ІІІ. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя. Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством человека, который в жизни был и врачом, и простым рабочим в геологическим отряде, плавал на ледоколах в Арктике, служил в редакциях газет писал репортажи, корреспонденции, очерки... и сделала наш край планетой. Этот человек, по стилю своему близкий к Паустовскому, по трудоспособности - к Стаханову, по любви к нашему краю - наверное, не сравнимый ни с кем». Давайте вместе полистаем страницы журнала и узнаем больше об этом удивительном мастере слова. Эпиграф урока: «Отчий край, сторона родная, земля, нареченная Донбассом, из самой глубокой глубины сердца добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе» (И.Костыря).
2. Страница 1 «Биографическая»
Иван Сергеевич и Пушкин

Родился Иван Сергеевич не на просторах Донбасса, а на хуторе Федоровка Межевского района Днепропетровской области 13 января 1932 года в семье сельского учителя.
После семилетки закончил Днепропетровскую фельдшерскую школу, затем Киевский медицинский институт. В донецкой квартире вдовы писателя, Елены Костыри, по Университетской, 44 множество фотографий Ивана Сергеевича, книг, написанных им, а также подаренных ему коллегами, писем от Виктора Астафьева, Василя Быкова и других известных писателей. Есть и еще одна реликвия: древний фолиант - весь Пушкин в одном томе. Именно после того, как сельский учитель русского языка и литературы, довольный успехами Вани, подарил ему эту удивительную книгу, мальчик окончательно определился: буду писателем!
Медицинско-детские темы занимают много места в его творчестве. И это неудивительно, ведь Костыря восемь лет проработал в Горловке врачом - сначала педиатром, а потом детским психиатром. - Пациенты узнавали его годы спустя, - говорит Елена Александровна. - А он мне рассказывал, что многие сюжеты почерпнул от ребят, которых лечил. «Думы о шахтерском богатыре», «Сказка о солнечных братьях», «Живой родник», «Как зверята ума набирались» переиздаются и пользуются неизменной любовью. Наступил момент, когда писатель в Иване Сергеевиче (а он входил в знаменитое горловское литобъединение «Кочегарка», общался с легендарным Павлом Беспощадным) победил врача. Он поступил на Высшие литературные курсы при Литинституте им. М. Горького в Москве, где прожил три года. Был знаком с Александром Вампиловым, Николаем Рубцовым, общался с писателем-деревенщиком Василием Беловым, находился в товарищеских отношениях с Виктором Астафьевым.
Геолог и моряк Дабы поглубже и пошире познать нашу действительность, Иван Костыря много путешествовал не только по нашему краю (особенно любил Святогорье и Великоанадольский лес, плавал с азовскими рыбаками), но и по просторам некогда могучего СССР. Он принимал участие в геологических экспедициях в Восточное Забайкалье и Среднюю Азию, на Урал и Кольский полуостров. Отправлялся обычным рабочим, но между делом успевал вести полевой дневник. Так появилась книга «Российский тракт». А еще Ивану Сергеевичу довелось поплавать на атомоходе «Мурманск». Творческая командировка в Арктику продолжалась полгода. Ее результатом стали путевые заметки и рассказ «Вахта старпома», появившийся на страницах нашей газеты. В эти же годы Иван Костыря стал членом Союза советских писателей. С 1976 года заведует отделом русской прозы и поэзии в журнале «Донбасс».
От машинки отрывал спаниель
Он работал с полной самоотдачей, самозабвенно. «Все слова, какие б ни писал в своей жизни, ощущаю, отторглись от меня, будто собственные клетки. Но, в отличие от последних, Слова, рожденные мною, надеюсь, не умерли, а, напротив, зажили своей собственной жизнью, потому что в них и дух мой, и плоть моя», - признавался Костыря.
Преодолев несколько инфарктов, один из которых достал в любимом Святогорье (ездил туда с походной пишущей машинкой «Колибри»), он находил в себе силы вернуться к творчеству. «Пью таблетки вечером, чтобы утром проснуться. А утром, чтобы работать», - говорил Костыря. «Последние годы режим поддерживала любимая собака Айва - русский спаниель, - говорит вдова писателя. - Иван Сергеевич начинал печатать с утра пораньше. Я уходила на работу. А Айва через некоторое время садилась рядом на полу, смотрела на него. Потом поднималась на задние лапы, клала голову на колени, дергала за рукав, будто говоря: «Ну, хватит Пора и отдохнуть, прогуляться». И они шли на улицу. А вечером он опять работал. И много» Не стало Ивана Костыри 27 августа 2003 года.
Наш №19916
Родившийся на Днепропетровщине, поживший в Москве, больше всего он любил Донбасс - край, где жил и творил. В ветреном, кряжистом, промышленном регионе Костыря находил своеобразное очарование. Иван Сергеевич общался со многими известными земляками. С актером и режиссером Леонидом Быковым спускался в макеевскую шахту «Холодная Балка». Дружил с Виктором Шутовым, таким же безумно влюбленным в Донбасс, как и он сам (когда тот умер, Костыря десять лет был председателем жюри премии им. Шутова); с Леонидом Жариковым (автор множества рассказов, повестей и очерков о нашем крае), прах которого во многом стараниями Ивана Сергеевича развеян над Донецким кряжем; с народным художником Украины Николаем Ясиненко (создал памятники Сергею Бубке, Максиму Горькому, Никите Изотову, Паше Ангелиной, Макару Мазаю, Георгию Седову). «вечерами, едва падут сумерки на донбасские города и поселки, вершины копров преуспевающих шахт возгораются звездами шахтерской доблести, и вот уж весь Донбасс, словно бы перемигиваясь ими и роднясь с небесными светилами, выглядит неким обособленным созвездием, а то и целой планетой со своим звездным небом, своими наземными и сокрытыми под землей горизонтами, со своей отдельной орбитой во Вселенной». Именно Костыря был инициатором письма в Национальную академию наук Украины Борису Патону с просьбой поспособствовать присвоению одной из звезд имени Донбасс. Это послание переадресовали в крымскую обсерваторию астрофизику Николаю Черных. И тот пошел навстречу, назвав именем нашего региона малую планету № 19916, открытую им в 1976 году.
Страница 2 «Творчество»
Творческая палитра писателя разнообразна и щедра: одних только книг издано десятка четыре. Для взрослых читателей и для детей. Различных по темам, географической привязанности, по жанрам. Здесь и:
- сборники рассказов: «Подземный ход», «Живой родник», «Шахтёрский богатырь», «Тринадцатое число», «Капли светятся», «Осень голубого залива», «Муравский шлях»;
- сборники повестей и рассказов: «Меж двух звёзд» и «Врачебная тайна»;
-повести, изданные отдельными книгами:
а) научно-фантастическая для школьников «Сказка о солнечных
братьях»,
б) повесть-сказка «Как зверята ума набирались»,
в) реалистические повести: «Ненька», «Хата»,
г) сборник повестей «Пора новолуний»;
- полевой дневник геолога «Российский тракт»;
- публицистические записки врача «Дети не должны умирать» и «Чем расплачиваемся за суеверия»...
Во всех этих книгах предстает перед читателями прекрасный, борьбою наполненный и согретый любовью писателя мир, созданный талантом, раздумьями и воображением Ивана Костыри. В них так же ощущается живо страстное желание писателя, чтобы этот мир совершенствовался, преображался к лучшему, чтобы жизнь людей становилась от года к году счастливей.
«Думы о Донбассе» Краеугольным камнем творчества Ивана Сергеевича стали «Думы о Донбассе» (состоит из «Дум о Диком поле» и «Дум о Донецком кряже») - сплав легенд, шахтерских сказов, былей, исторических событий и фактов. Глобальный краеведческий материал, созданный на основе множества поездок, встреч, работы в архивах. В них - рассказ о природе и богатствах Донбасса, первопоселенцах и современниках, воинах и писателях, художниках и героях труда. «Да вознесись, моё сердце, в даль поднебесную и окинь своим взором многострадальное Дикое Поле... Пари, пари, моё сердце! Не уставай созирать с высоты древний отчий край, его ковыльные и полынные просторы, по которым там и сям, то в одиночку, то сплошняком дыбятся прадавние могилы... И не утомляйся, сердце, прозревать сивую старину, когда в здешних пределах сходились разноплеменные ратники на кровные, смертельные сечи меж собой, как недруги, как смертные, довеку заклятые враги, или по временам и брат с братом схватывались - тоже не на живот, а на смерть». Чувствуете вибрацию слова?  В этом смысле он неповторим.
«Думы о Донецком кряже»
« Отчий край, сторона родная, земля, нареченная Донбассом, из самой глубокой глубины сердца добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе. Но какой бы магической силой ни обладало слово с прадавних, ветхозаветных библейских времен, каких красок, звуков и энергии ни несло бы оно в себе на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории, все равно, боюсь, не способно в полной мере выразить всю проникновенность сыновнего чувства. Образ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] настолько многолик, многомерен и многокрасочен, настолько величествен, что и впрямь непросто воздать ему должное обыденными словами».
Какими словами обращается поет к родному краю? Как он его называет? Какое значение придает словам приставка много-?
Давайте проникнемся той любовью, которой пылал писатель к родному краю и почувствуем искренность его слов
«Большой Донбасс, сторона родная, отчий край! Не убавилось любви к тебе ни во славе, ни в горестях твоих, ни в сегодняшних поисках выхода из нелегкого, порой кажущегося тупиковым, состояния. Любви и веры в то, что ты выпрямишься, восстанешь из-под обвально обрушившегося на тебя безвременья. Любы неизменно и твои степи бескрайние, и курганы, холмы, буераки, леса, реки, море, и меловые горы!» «Как по-прежнему любы и дороги дополняющие твой и без того неповторимый пейзаж заводские трубы по горизонту, увитые сизыми дымками, будто зацепившимися облачками, и шахты твои с копрами, на которых по вечерам зажигаются земные звезды звезды шахтерской славы и доблести, и ухоженные поля, над которыми с вешней хлопотливой поры и до урожайной осени виснет жаворонок, воспевающий из поднебесья обозримый им труд земледельца».
Страница 3 «Легенды Донбасса»
1.ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ.
1.Сколько легенд о происхождении названия Азовского моря приводит автор?
2.Почему парни рассердились на красавицу в первой легенде?
3.Что подарил своей возлюбленной парень во второй легенде? Почему это стало причиной гибели девушки?
4.Чем отличается третья легенда от двух предыдущих? Как звали сестру Азы?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК.
1.Кем были Кузьма и Демьян? Как они смогли победить кровожадного змея?
3.ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОКОМ КОВЫЛЕ
1.Кем была Тыпчак? Кто такой Ковыль? Когда происходили события, описанные в легенде? Что произошло с героями?
4.ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ ЛЕСЕ.
1.В каком месте остались окаменевшие стволы каменных деревьев? Почему разгневались деревья на повелительницу леса? Какой второй вариант происхождения каменного леса? В чем он схож с первым?
5.ЛЕГЕНДА О ДОНЕЦКОМ КРЯЖЕ.
1.Как назвается город близ которого происходили события, описанные в легенде? Что там нашли археологи? Подтверждает ли то легенду?
6.ЛЕГЕНДА О КИНОВАРИ.
1.Что такое киноварь? Как это слово звучит по-гречески? А по - арабски? Что оно означает? Как звали юношу? Какими словами описан его характер? Кем был его соперник? Какой населенный пункт тут упоминается? Почему его так назвали?
7.СКАЗКА ОБ УГЛЕ.
1.Какого зверя встретил селянин с ружьем? Какие такие он нашел чудо-камни? Почему царь сказал вельможе, что тот не способен вести государственные дела? Как он его наказал? О происхождении названия какого города идет речь?
8.ЛЕГЕНДЫ О ШУБИНЕ.
1.Что было когда-то, давным-давно, на том самом месте, где нынче лежит напоенный солнцем богатый, благодатный Донецкий край? Какие диковинные звери в тех болотах водились неимоверно большие, не похожие ни на какие других тварей? Каким было их тело и что было вместо крови? Что представляло для них наибольшую опасность?
2.Как еще назвали старые шахтеры невидимое чудище? Почему его назвали Шубиным? Чем отличается вторая легенда, записанная донецким ученым-фольклористом Петром Тимофеевым?

IV. Вывод учителя. Завершить наш урок я хочу словами Ивана Костыри:«Слов нет, неповторим твой облик, Большой Донбасс! И величествен! И все же думается, что главный твой клад, подлинное твое величие в людях. Людях, сотворивших тебя таковым, каков ты есть нынешний, и продолжающих творить твой достаток и славу сего дня и для завтрашнего дня. В каждом донбассовце, который живет и трудится по совести, заполученной от предков и от Бога. Спаси и сохрани их всех. И каждого в отдельности. Во имя твое, Донбасс!»
V. Итоги урока. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение (темы на выбор), используя материал урока «Величие Донбасса в людях», «Во имя твое, Донбасс!», «Мир, согретый любовью»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415