Разработка родительского собрания «Экологическое воспитание души»


Эссе на тему «Родителям об экологическом воспитании детей и молодежи»
Проблема взаимосвязи человека с природой актуальна во все времена. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала наиболее масштабной. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание.
Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.
В последнее время интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды приводит к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера, разрушению природных экосистем в глобальном масштабе. Данные явления представляют собой не что иное, как последствия безразличного отношения общества к природе, проявлений антропоцентрического типа экологического сознания.
Только за последнее десятилетие человечество из-за своего халатного отношения к природе пережило и продолжает переживать огромное количество природных катаклизмов, к большинству из которых полностью не готово даже морально. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, ураганы, аномальная жара, отсутствие дождей, а, как следствие, засуха и повсеместные пожары, и даже ледяной дождь, накрывший Москву 25 декабря 2010 года – последствия небрежного, эгоистичного отношения к природе. Мы только потребляем природные ресурсы и ничего не отдаем взамен: вырублена большая часть лесов, истощены природные ископаемые, запасов нефти едва хватит на ближайшие 30 лет, загрязнены естественные водоемы, отходами фабрик и заводов истреблены многие образцы флоры и фауны, воздух насыщен нефтяными отходами. Возникает вопрос: «Что делать???» Ответ один – бережно относиться к природе, жить в гармонии с природой, а, значит, и с самим собой. Ответственно относиться к миру первозданному, к тому, что нас окружает…
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности, означающая понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляющаяся в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Так возьмемся же за руки, друзья, и все вместе, единодушно «вылечим» природу!!! Наш ареал!!!!
Конспект родительского собрания на тему: «Экологическое воспитание души»
« Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
сразу же приведи в порядок свою планету»
А. Экзюпери«За всё, что сотворишь ты,
да воздастся тебе…
(из Библии)
Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Цель: выяснение роли и задач экологического воспитания в системе школьного образования и практическое его применение в школьной практике 5 класса. Для достижения цели ставились следующие задачи:
по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.
Объектом работы является процесс организации внеклассной работы по экологическому воспитанию совместно с семьями учащихся. Предметом - возможности организации экологического воспитания при осуществлении внеклассной работы с привлечением для активного участия в этом процессе семей учащихся.
Оборудование: печатные материалы, доска, компьютер, проектор, экран, тематические картинки, колокольчики.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя:
Ни для кого не секрет, что на Земле существуют так называемые ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ, которые должны входить в сознание ребенка с молоком матери. Это — любовь к близким, Родине, природе.
Как же в нынешнее непростое время воспитать эти драгоценные качества в человеке? Прежними лозунгами? Уже не получается. Что же все — таки следует предпринять?!
На наш взгляд, воспитать истинную любовь ребенка к природе возможно только при условии постоянного и при этом бережного общения с ней: наслаждаться ее просторами, думать о ее тайнах, учиться разгадывать их. Это, поверьте, и легко и сложно одновременно. Давайте попробуем прояснить отношение человека к природе, экологию его души через небольшой блиц- опрос.
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто.
Перед каждой командой лежат колокольчики. Кто знает правильный ответ, должен быстренько позвенеть в колокольчик.
Итак, начинаем.
1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? ( павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
7. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли)
8. Это и красота, и здоровье, и защитник полей,
9. Подземная часть растения? (корень)
10. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
11. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)
12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
13. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
14. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
15. Кто на себе лес носит?(олень)
16. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)
Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души подобно тому, как экология в широком плане предусматривает охрану природы от человека, охрану человека от взбунтовавшейся природы, выработку правил взаимодействия слагаемых этого мира для обеспечения его сохранности. О пользе всматривания в состояние души определенно высказался М.Ю. Лермонтов: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой" [3, с. 95]. При естественном для каждого тяготении к счастью примем во внимание и слова мудрого И. Канта: "Есть два рода счастливого душевного состояния: 1. спокойствие духа (чистая совесть); 2. всегда веселое сердце. - Первое создается под условием, что человек не сознает за собой никакой вины, ясным представлением ничтожества земных благ; второе - дар природы" [3, с.96]. Счастье - неугнетенность души, ее защищенность не столько снаружи, сколько изнутри. Поэтому экология души требует использования ею способов самозащиты, которые следует культивировать и к коим необходимо приобщать каждого.
Добро и зло идут «рука об руку» (выскажи мнение)
Девочка любила играть с соседской кошкой Нюшкой. Однажды у «пушистой подруги» родились котята. Они были такие забавные — маленькие пушистые комочки. Ребенок часто наблюдал общение мамы-кошки со своими детьми. Какой радостью светились глаза маленького человека! Но это продолжалось не долго. Как – то раз соседка, хозяйка мохнатой мамы, пригласила девочку к себе, чтобы по ее словам, понаблюдать за котятами. Много ли времени надо отзывчивому детскому сердечку, чтобы привязаться к пушистому созданию!? Девочка доверчиво вошла в квартиру тете С. И вдруг… « Посмотри, как я сейчас буду топить котят! Они так пищать будут! А потом пузырьки воздуха появятся! Смотри, сейчас Нюшка будет пытаться их защитить.
Вот глупое животное! Что она может сделать против человека?! Я ее сейчас в клетку посажу. Пусть от туда смотрит. И «добрая тетенька начинает свое «дело». Ребенок не спал три ночи, вздрагивал, не отпускал мамину руку даже на миг, температура тела поднялась до 40 градусов. В бреду, девочка кричала: «Мама! Прогони тетю С. Она хочет меня убить, как убила пушистиков». Как теперь помочь этому ребенку вернуть веру в добро, справедливость, восстановить экологию детской души!? Еще пример, но уже усвоенной жестокости. « Вчера мы ездили на дачу. Я выполнял важное поручение папы: давил муравьев. На вопрос: «Зачем?»- последовал ответ: « Папа сказал, что из - за них поесть спокойно нельзя. Стол стоит рядом с муравейником, и они все время не него залезают».
Родители высказывают мнения по обозначенной проблеме.
Слово учителя
Есть дети, которые могут бить собак, мучить кошек, ломать деревья. Сколько бы учитель не говорил о красоте леса, дружелюбии к собакам и кошкам, он не может создать у учащихся правильного представления о природе. Только после того, как ученик побывает на экскурсии, понаблюдает за деревьями, прочувствует свежесть и чистоту лесного воздуха - только тогда он запомнит лес, побывав на поляне, наблюдая за насекомыми и растениями, ученик увидит экологическую взаимосвязь. Изучение природы включено во все учебные предметы и во внеурочную деятельность. Познание природы не возможно и без яркого эмоционального слова.
Решению этих задач способствует русский язык и чтение. Источником знаний о природе и отношение к ней человека служат произведения писателей, поэтов. Например, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На уроке я часто обращаюсь к душе ребёнка, от экологии природы перехожу к экологии души.
Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
К сожалению, многие не знают законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к учёным.
Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут родители пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
Заключение
Христианству предшествовала в истории человечества длительная эпоха язычества. Как это ни парадоксально, но многие из нас, несмотря на двухтысячелетие христианства и уже более чем тысячелетнюю историю православия на Руси, сохранили в душе многое от языческих, наивных, но достаточно понятных верований. Воспевание удивительности и неповторимости окружающего мира, живой природы содержит налет язычества, однако все это, быть может, и не страшно: пусть детская душа, получив первый импульс, пройдет оставшийся путь самостоятельно.
« За всё, что сотворишь ты, да воздастся тебе»
Стихотворение «Страшный сон»
Высохли цветочки, высохли поля,
Стала вдруг убогою русская земля,
Ветер навевает лишь тоску –печаль,
Родина любимая, как тебя мне жаль!
Реки, зараженные ядами чумы…
А топом спаленные, погибаем мы,
Прежде осененный куполом небес,
Черный, опаленный, погибает лес.
Не поют там птицы, не цветут цветы…
Человек разумный, это сделал ты!…
Страшно мне вдруг стало
В этой пустоте.
Не дадим погибнуть чистой красоте!
Хорошо, что это только страшный сон,
Надо всем нам биться,
Чтоб не сбылся он:
Пусть смеются люди, пусть встают рассветы,
Мы бороться будем, чтоб спасти планету!
Список используемой литературы
интернет-портала ProfiDance.ruВ.В. Кузин (Академик РАО, профессор), Б.А. Никитюк (Член-корреспондент РАМН, профессор) ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (о значимости душесозидательного воспитания)
Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я. Хоромин. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. -М.: ГИТИС, 1993,с.95.
www. yandex.ru