Статья. Социальный проект «От экологии души до экологии Вселенной», как средство реализации авторской программы ВУД «Юный эколог» и комплексной программы воспитания


Социальный проект «От экологии души до экологии Вселенной»,
как средство реализации авторской программы
ВУД «Юный эколог» и комплексной программы воспитания
З.П. Бушмина,
Заслуженный учитель РФ
Актуальность сегодняшнего разговора в том, что в условиях реализации Федерального образовательного стандарта, важно понимание, что учитель - не вождь, а попутчик на дороге развития и воспитания школьника.
Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
И здесь на помощь приходит, правильно организованная, ВНЕУРОЧНАЯ деятельность, как здоровьесберегающее внеурочное пространство, где ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы.
А осуществить успешную социализацию ребёнка, поможет программный подход при организации внеурочной деятельности.
В 2013-2014 уч. г., знакомясь с новым набором первоклассников и их семьями, внимательно изучая заключения психолога, отзывы воспитателей детского сада, знакомясь с ними во время дошкольного курса «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман, анализируя уровень воспитанности будущих первоклассников и контингент родительской общественности (это оказалось поколение нелёгких 90-х годов) поставила перед собой задачу: стать ПОПУТЧИКОМ моим «новичкам», как взрослым, так и маленьким. Я решила, сделать свой социальный проект «От экологии души – до экологии Вселенной», который как из пазлов, должен был помочь мне собрать в целостную картинку: ЛИЧНОСТЬ, которая будет жить, отвечая за то, что происходит вокруг.
Эта идея нашла своё отражение в МОЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ программы воспитательной деятельности «Через тернии к звёздам». Мне важно было заниматься этим в тандеме с родителями, решая параллельно программу родительского всеобуча в вопросах воспитания и привлечения их к творческой деятельности в содружестве с детьми. Почему так назвала я свой социальный проект? Да потому, что сегодня понятие экологии перестало быть узким. Мой МАЛЕНЬКИЙ человек должен стать личностью, которая будет думать об экологии жилища, в котором она живёт, об экологии окружающей природы, об экологии социальных отношений, экологии родного села, района… и Вселенной в конечном итоге. ОСОБОЙ красной ЛИНИЕЙ в ПРОГРАММЕ прошла работа по «воспитанию» взрослых «соратников-родителей», научить их - быть активным союзником своих детей в любом деле.
Очень часто глобальные вопросы экологии на бытовом уровне мало затрагивают обывателя, человек хочет жить в красоте и комфорте, но в силу многих причин его поступки недальновидны. И, как результат: обихаживая свой дом и приусадебный участок, он, не задумываясь, высыпает мусор в соседнем березовой роще; обустраивая комфорт выходного дня – бездумно оставляет следы своего пребывания на природе в виде не затушенного костерка или качающихся на волнах местного пруда пластиковых бутылок; развивая свой бизнес – допускает сброс нечистот в местные водоёмы и мойку машин на берегах рек.
Учиться поступать по-другому МАЛЫШ должен не только по книгам и рассказам учителя, сидя за партой, а учиться на практических делах и поступках окружающих его любимых взрослых людей: родителей, учителя, братьев, сестёр, друзей, на опыте героического старшего поколения. Немаловажная актуальность состоит и в том, чтобы поддерживать и во взрослых людях это желание – жить «экологично». И здесь, экологическое направление перестаёт быть чем-то отдельным от любви к Родине, к семье, к старшему поколению… оно становится комплексным эколого-патриотическим.
Цель проекта: (вы видите на слайде)
Организация и создание условий для осуществления воспитания гражданско-патриотического поведения детей, посредством организации практической деятельности экологической направленности не только детей, но и деятельности, объединяющей взрослых (родителя, ветераны, просто жители села) и детей.
Задачи проекта: Представлены вашему вниманию)
- разработать авторскую программу внеурочной деятельности «Юный эколог» и получить на неё рецензию в КемГУ;
- привлечь внимание учащихся и их родителей к решению актуальных проблем благоустройства села Ягуново;
- формировать у каждого участника (взрослых и детей) процесса внутренней потребности в защите, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;
- подготовить с обучающимися практико-ориентированные творческие проекты эколого-патриотической направленности и представить их на научно-практических конференциях различного уровня;
- обучить школьников практическим способам и методам благоустройства территории;
- формировать у участников проекта активную жизненную позицию, быть неравнодушными к проблемам малой родины;
Гипотеза проекта: посредством совместных практических дел молодого поколения родителей (от 27 до 45 лет) и их детей повысить интерес жителей села к проблемам экологии малой родины и становлению мировоззрения проектантов. А поэтому важна не только практическая значимость проекта, а и развитие эмоционально-чувственной сферы участников проекта, особенно детей.
Практическая значимость проекта: обустроена заброшенная часть сельской территории и созданы предпосылки для очистки воздуха от выбросов местной угольной котельной, посредством закладки аллеи «Первоклассников»; создана коллекцию одежды «Экодушечка» в направлении – мусорный дизайн; очищен берег местного пруда, чистота школьного стадиона и сквера общего пользования, прополка клумб в парке «Победы», обучающимися получены навыки исследовательской и творческой работы, а также опыт по её публичной презентации и защите, посредством выполнения для погружения в проблему, практико-ориентированных творческих проектов обучающихся: «Экостиль, как образ жизни» и «Бумага. Её промышленное и рукотворное производство. Бумажное вторсырьё».
Ожидаемый результат проекта: аллея деревьев на въезде в село, чистые берега местного пруда, чистота сельской территории, практические и научные достижения обучающихся.
Работая над данным проектом, мы помогаем себе и окружающим понять, что не только в юном возрасте, но даже став гораздо старше, можно многое изменить: в своём мировоззрении, поведении, окружающем тебя социуме и родном селе.
Методы: анкетирование, социальные опросы, сбор и анализ информации, работа над научными проектами, практические акции, метод эксперимента, наблюдение.
Срок реализации проекта
Начало – июль 2013 год Окончание – весна 2016 год
Трудность проекта в том, что он долгосрочный, и постоянно необходимо поддерживать интерес к данной теме как у взрослых (в основном родителей обучающихся класса), так и у детей. Обязательно постоянно проводить красную линию, связывающую все мероприятия в единую цепочку, поддерживать энтузиазм и осознание значимости проводимых мероприятий.
4. Форма реализации – учебная внеурочная деятельность и общественное движение.
5. Предполагаемое количество участников – 111 человек.
6. География проекта – с. Ягуново, Кемеровского района, Кемеровской области, ул. Школьная и окрестности села Ягуново.7. Этапы работы по реализации проекта7.1.Планирование проекта
Цель: мотивация, целеполагание проекта
План мероприятий подготовительного этапа
№ п\п Мероприятия Сроки реализации, ответственные и участники
Анализ уровня воспитанности детей, зачисленных в 1а класс и социального статуса и образованности их родителей. Июль 2013 г.
З.П. Бушмина, психолог, воспитатели детского сада.
Разработка воспитательной программы класса «Через тернии к звёздам» Июль-август 2013г.
З.П. Бушмина, классный руководитель 1а класса.
Разработка и научное рецензирование авторской программы внеурочной учебной деятельности для 1-4 класса «Юный эколог» Июль-август 2013г.
З.П. Бушмина, КемГУ, кафедра «Биологии»
Родительское собрание 1а класса «Твори добро…» Август 2013г.
Родительский актив,
З.П. Бушмина
Формирование состава кружка «Юный эколог» Сентябрь 2013 г. Администрация ОУ,
З.П. Бушмина
Формирование целевой аудитории проекта. Внесение изменений в план работы в рамках воспитательной программы «Через тернии к звёздам» Сентябрь 2013г.
Родительский коллектив,
З.П. Бушмина
Открытие клуба «Юный эколог». З.П. Бушмина, обучающиеся 1а класса
Участниками проекта стали первоклассники МБОУ «Ягуновская СОШ» набора 2013 года и их родители, а также другие желающие, которые подключались в ходе работы (бывшие мои выпускники, жители двух многоквартирных близлежащих домов по ул. Школьной) и приглашённые представители старшего поколения.
7.2. Подготовительный (проектировочный) этап
Цель: Построение ориентировочной схемы деятельности
- работа с информационными источниками;
- определение цели и задач каждого вида работ;
- планирование работы общее и штриховое для отдельных мероприятий;
-создание целевой группы проекта.
№ п\п Мероприятия Сроки реализации, ответственные и участники
Внесение в учебный план внеурочной учебной деятельности занятий клуба «Юный эколог». Авторская программа (34 ч) Август,
З.П. Бушмина,
Игнатьева Т.В., завуч
Обследование территории села с выбором места расположения участка для проведения практических мероприятий. Аргументация. Август,
З.П. Бушмина.
Согласование с главой Ягуновской территории вопросов сотрудничества, на разных этапах выполнения проекта. Август, В.В.Меркурьев, глава Ягуновской территории, З.П. Бушмина,
Обоснование с детьми выбора участка для практической работы по высадке деревьев. Сентябрь,
З.П. Бушмина
Конкурс на выбор названия для аллеи высаженных деревьев Сентябрь,
З.П. Бушмина
Подготовка листовок « Посади дерево рядом с домом», распространение листовок в близлежащих домах. Сентябрь,
З.П. Бушмина, первоклассники
Изучение районного плана воспитательной работы (традиционные ежегодные мероприятия) Сентябрь,
З.П. Бушмина
Внесение в план воспитательно-образовательной работы мероприятий для работы в эколого-патриотическом направлении. Сентябрь,
З.П. Бушмина
7. 3. Практический этап
Цель: Реализация проекта
№ п\п Мероприятия
Разработка авторской программы внеурочной деятельности «Юный эколог» для 1-4 кл
Согласование места размещения Аллеи Первоклассников с главой Ягуновского сельского поселения
Родительское собрание в 1а классе «Твори добро…»
Классный час «Что значит: ЖИТЬ, ОТВЕЧАЯ ЗА ВСЁ!»
Проведение конкурса на название аллеи, подготовка листовок и их распространение в близлежащих домах.
Вспашка места под аллею «Поднятие целины».
Заготовка саженцев лиственных деревьев.
Посадка деревьев (рябина, берёза)
Весенняя уборка территории "Аллеи Первоклассников»
Прополка травы, полив растений, выкашивание вдоль дороги.
Работа над ученическими практико-ориентированными проектами и акциями.
Заготовка саженцев лиственных деревьев для подсадки, в рамках практико-ориентированного проекта «Бумажное вторсырьё. Рукотворное и промышленное производство бумаги» .
Сбор макулатуры и изготовление поделок из «рукотворной» бумаги из бумажного вторсырья в рамках практико-ориентированного проекта «Бумага. Её промышленное и рукотворное производство. Бумажное вторсырьё».
Создание коллекции одежды в рамках конкурса Театров мод и студий костюмов в направлении «Мусорный дизайн»
Участие Студии моды «Кристалл» в школьном и районном конкурсах Театров моды и студий костюмов.
Защита проекта практико-ориентированного проекта «Бумажное вторсырьё. Рукотворное и промышленное производство бумаги» на НПК учащихся различных уровней
Защита проекта практико-ориентированного проекта «Экостиль, как образ жизни» на НПК учащихся различных уровней
Весенняя уборка аллеи «Первоклассников»
Родительское собрание ««Моя родословная. Семейное древо….»Расширение аллеи. Посадка хвойных деревьев. (Дерево семьи)
Полив вновь посаженных растений, прополка и выкашивание.
Акция «Чистый берег»
Субботники по уборке школьной территории, стадиона, общественного сквера.
Прополка клумб в парке «Победы».
Семейный праздник на природе «Делать людям хорошее – хорошеть самому»
Как идёт процесс реализации проектаВ 2013-2014 уч. г., работая над наполнением учебного плана по внеурочной учебной деятельности и планом мероприятий в рамках реализации воспитательной программы класса «Через тернии к звёздам», я приступила к созданию авторской программы «Юный эколог». Программа получила положительную рецензию учёных кафедры биологии КемГУ, и была допущена к работе администрацией школы. Так было положено начало моему проекту. Это был первый его этап.
На первом родительском собрании я познакомила родителей с требованиями ФГОС и Законом РФ «Об образовании», воспитательной и учебными программами. Моим обязательным условием было сотрудничество в деле воспитания и обучения наших детей. Начало нашего сотрудничества и рождения союза единомышленников, я предложила ознаменовать прекрасной семейной традицией: заложить аллею лиственных и хвойных деревьев. Идея была в том, чтобы сделать её не только символом нашего единства, но и посевом зерна любви к малой родине в душах наших детей (да и взрослых тоже). А так как место ей я присмотрела на въезде в село Ягуново, которое всегда зарастало сорняками в пол человеческого роста, вблизи находящейся местной котельной, которая щедро выбрасывает свой дым на окрестные многоквартирные дома и школу в том числе, идея всем понравилась. Решение собрания было положительным (Приложение 2). Так стартовал этап набора взрослых участников проекта, который решал задачи эколого-патриотического направления.
Эту же идею мы обсудили с ребятами на заседании клуба «Юный эколог» и с энтузиазмом взялись за её воплощение в жизнь. Да по-другому и быть не могло, так как до этого прошёл классный час на тему «Что значит: «Жить – отвечая за всё!», на котором ребята учились ставить первые жизненные цели и намечать задачи, которые надо решать для достижения поставленной цели. Даже перефразировали слова известной всем песни. Покрутите пёстрый глобус… и найдёте вы на нём… той большой страны частичку, что «малой родиной» зовём….
Они активно включились в выбор названия аллеи, и подготовки листовок (Приложение 3) для жителей многоквартирных близлежащих домов. Так пополнились ряды участников проекта младшим поколением.
Согласовав с главой поселения место и размеры нашей аллеи, взрослые участники проекта распахали территорию, и все дружно вышли на посадку первых лиственных растений. На данное мероприятие мы пригласили представителей старшего легендарного поколения. Это было праздничное мероприятие, несмотря на не очень погожий денёк. Посадили 30 рябин и 6 берёз.
Отрадно отметить, что глядя на нашу деятельность и откликнувшись на наш «листовочный» призыв, вышли взрослые жильцы близлежащих многоэтажных и, в продолжение нашей аллеи, рядом со своим домом организовали высадку саженцев рябин и берёз. Ряды проектантов пополнялись, как и было задумано.
Всю осень мы с ребятами ухаживая за деревцами, которые посадили как символ начала взросления. Они с гордостью показывали их родным и друзьям, прибегали их полить. В зиму 2013 года, под белое снежное покрывало зимы ушла аллея «Первоклассников» (так решили её назвать), которая насчитывала 58 деревьев.
А работа над проектом продолжала наполнятся новыми мероприятиями. Мои малыши, изучая курс «Юного эколога» учились любить природу вносить свою лепту в благоустройство родного села. Учились сами находить практические дела. Они дружно и с энтузиазмом выходили на уборку мусора в сквере общего пользования, на школьном стадионе, учились следить за экологией классного кабинета. Весной 2014 г. выйдя на уборку проснувшейся аллеи «Первоклассников», огорчались, что не все саженцы прижились, но продолжали ухаживать за ней. С энтузиазмом чистили её, убирая мусор. За лето, мы несколько раз пропалывали её, обкашивали (уж больно долго это место было рассадником сорняков, которые теперь обильно всходили).
А в сентябре 2014 года, став второклассниками, было принято решение: подсадить на нашей аллее новые саженцы взамен тех, которые не прижились. В этот раз саженцы ребята сами приготовили. Их выкопали в окрестных березовых рощах, где у них было мало шансов стать высокими красавицами из-за темноты и тесноты подлеска. А на свободе, при заботливом уходе, они должны были обязательно вырасти. Ведь ребята на занятиях кружка «Юный эколог» много узнали о том, как надо сохранять корневую систему при пересадке, как высаживать деревья, как за ними ухаживают. Здесь же обсудили призыв Губернатора области Тулеев А.Г. ко всем кузбассовцам «Один житель – одно посаженое дерево». Мероприятие пришлось ребятам по душе. Они уже самостоятельно, под моим руководством, высадили свои саженцы, полили их, и даже сфотографировались на память.
Придя в класс после работы-праздника, а именно таким оказалось для ребят это мероприятие и обсуждая инициативу Губернатора А.Г. Тулеева «Один житель – одно дерево», подвела ребят к пониманию того, что посадить деревья – это не только украсить село, это ещё и спасти хорошие деревья от вырубки для изготовления бумажных изделий. Услышав это, ребята решили собрать макулатуру, для спасения деревьев и экономической выгоды (хотели купить бумажные гигиенические предметы для класса).
Мы собрали 500 кг макулатуры и на занятиях ВУД «ЭРУДИТ» подсчитали, что этим сохранили жизнь примерно 8 деревьям, сэкономили 13 тысяч литров воды, 240 литров нефти, 2 тысячи киловатт часов электроэнергии. На вырученные за макулатуру деньги, мы купили гигиенические принадлежности для нашего класса, что позволило родителям не тратиться на их приобретение.
Панкратова Ульяна взялась за теоретическую и исследовательскую часть исследовательского практико-ориентированного проекта «Бумажное вторсырьё. Промышленное и рукотворное производство бумаги». Она с родителями побывала на Кемеровском пункте приёма макулатуры, куда увезли нашу макулатуру, и привезли нам целую серию фотографий, что бы мы увидели весь процесс переработки вторсырья.
Девочки разработали анкеты и провели анкетирование среди ребят нашей школы на тему «Знают ли они историю появления бумаги и как её делают сегодня; что такое вторсырьё и что можно делать из старой бумаги». Результаты этого опроса показали, что девать использованную бумагу некуда. Её или сжигают, или выбрасывают в мусорные баки; что ребятам интересно узнать откуда и как появилась бумага и как её делают, что такое «вторсырьё». Целью данного проекта - знакомство с историей появления этого чудо-материала и способом переработки вторсырья на производстве и дома.
В работе над проектом участвовал весь класс. Если Ульяна входила в глубину проблемы, то остальные с удовольствием собирали макулатуру, участвовали в изготовлении «рукотворной бумаги»! Это было открытие, которое вызвало небывалый интерес и сподвигло ребят и дома, вместе с родителями сделать «свою» бумагу». А потом делали с неё открытки для поздравления родных. Это были первые уроки творчества и добра.
А Ульяна рассказала нам, что сжигать старую бумагу неразумно: идёт угнетение окружающей среды, да и экономические траты на производство новой бумаги очень высоки. А проблема загрязнения окружающей среды как отходами, так и заводами, изготавливающими бумагу из природных материалов является немаловажной. Для них это было первое открытие.
Появились у ребят и предложения, с которыми Ульяна обратилась к сверстникам на научно-практических конференциях: в школе, на городской станции юных натуралистов, на областной НПК «Диалог» в КемГУ.
Сама проектантка опробировала 4 метода изготовления «рукотворной» бумаги в домашних условиях, с которыми познакомила участников НПК: бумага, пергамент, папирус, рисовая китайская бумага. Она убедила слушателей, представив образцы, что такую бумагу можно использовать для изготовления поделок на уроках технологии и дома, что позволит сэкономить и семейный бюджет.
Так прошёл очередной захватывающий этап моего проекта. Наша работа принесла пользу природе, окружающей среде в целом и, конечно, нам самим. А Ульяна получила диплом ПОБЕДИТЕЛЯ на школьной и районной, 3 место на городской и 2 место на областной НПКях, медаль победителя Международного конкурса творческих работ «Край, в котором мы живём».
Пока мы с Ульяной превращали весь собранный материал в научный труд, готовились к её защите, стартовал новый этап проект (ведь остальные должны не упускать азарт и желание творить) – началась подготовка к конкурсу Театров моды и студий костюмов. Собрала родительское собрание учеников и родителей (Приложение 4), на котором было решено не шить костюмы, как другие участники, а…. мастерить их. Причём мастерить именно из…. МУСОРА! Мы объявили открытие ателье по изготовлению новинок из материалов, которые являются представителями, так называемых «отходов» жизнедеятельности человека. Одежда из таких материалов должна была привлечь внимание к увеличению количества мусора на планете, и необходимости его разумно перерабатывать, или постараться не увеличивать его количество. Творческие группы создавали костюмы из кусков обоев и газет, фольги и гофрированной бумаги из-под букетов, целофановых пакетов и мусорных мешков, страниц глянцевых журналов и обрезков тканей. Кто-то делал костюмы (подключились и взрослые и дети), кто-то рисовал газету с защитой эскизов. Коллекция «Экодушечка» состояла из семи моделей. Каждая модель получилась название и была уникальной.
Значимость и прикладная ценность нашей работы была в том, чтобы привлечь внимание школьников к проблеме мусора; привить навыки ручного труда; изготовить коллекцию костюмов «Экодушечка», и представить её на конкурсе. Девизом нашей работы: «Не бывает ненужных вещей, бывает мало фантазии».
А Ключников Рома и Барыкина Саша решили узнать: Что такое эко-стиль?.
Мы узнали, что эко-стиль – это единение с природой. Человечество стремится вернуть естественную среду обитания, из которой вышло много веков назад. В последние годы стало популярным направление экологического стиля, в одежде, архитектуре, дизайне. И было решено подготовить исследовательский практико-отиентированный проект «Эко-стиль, как образ жизни». Мы поставили перед собой следующие цели исследовательского проекта:
выяснить историю зарождения эко-стиля;
изучить направления эко-стиля в различных областях жизни человека;
создать и представит коллекцию костюмов (направление – мусорный дизайн), доказав опытным путём вредность используемых материалов для экологии;
подготовить научную работу и представить её на научно-практической конференции.
Задачи, которые нам надо было решить для достижения цели были следующие:
- привлечение внимания к экологическим проблемам села и района;
- популяризация экологической культуры;
- расширение  экологического образования;
- воспитание экологического мировоззрения у всех возрастных категорий населения;
- привлечение внимания   к возможности решения   экологических проблем и   пропаганда необходимости личного  вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Изучая информацию, ребята узнали и донесли до слушателей, что жить в стиле ЭКО — значит — вести здоровый образ жизни, защищать природу и не причинять ей вреда. Природе особо трудно справиться с отходами жизни человека, даже невинный фантик от конфеты, брошенный на землю — большое зло для Земли. Узнали, что главным принципом эко-стиля является естественность, а основная идея – близость к природе.В своей работе мы показали, что хотя сегодня человеку сложно отказаться от компьютера, телевизора, синтетических тканей, он может включить в свою жизнь живое тепло настоящей еды, натуральной одежды, экологического отдыха. Ребята собрали материал, который вызвал интерес не только у детей, но и у взрослых. Они познакомили всех с эко-стилем в строительстве и оформлении дома, мебели, тканях, еде, посуде, украшениях, приусадебном участке и моде. Ребята донесли до аудиторий, что главная идея эко-движения во всём мире – сохранение комфорта и здоровья, бережное отношение природе. Эко-стиль – это образ жизни. Его цель – помочь людям вести здоровый образ жизни и жить в гармонии с природой.
Пока шла работа над практической и научной составляющей проектов, на занятиях по технологии, мы с ребятами изучали свойства материалов, из которых делали костюмы, стараясь понять, в чём состоит их вред для экологии. Мы провели исследование свойств материалов, которые показали, что материалы трёх моделей (фольга, целофановые пакеты и мусорные мешки) – синтенические (производство химической промышленности). При горении эти материалы плавятся, выделяя неприятный резкий запах. Данные отходы, перегнивают не один десяток лет. А при простом сжигании, выделяют в воздух вредные выбросы, которые так же угнетают природу. И лучше всего данный мусор не утилизировать на свалки, а отправлять в переработку или вовсе отказываться от его применения.
Три модели сделаны из бумаги различных видов: куски обоев, газеты, глянцевые журналы, гофрированная бумага из-под букетов. Опытным путём мы выяснили, что эти материалы легко воспламеняются и быстро горят. Горят жёлтым пламенем, выделяя копоть и оставляя лёгкий пепел серого цвета и запах. А из ранее описанного проекта мы узнали, что такие отходы представляют прекрасное вторсырьё для производства бумаги. Благодаря чему, экономится энергия, вода, древесина.
Была у нас задумана и модель по материалу отличающаяся от других. Она выполнялась из «бросового» (обрезной лоскут) материала. Это хлопчатобумажная ткань. Согласно названию, его состав должен был близок к тому материалу, который мы указали в разделе «Эко-ткани», так как производится из растения хлопчатника. Мы исследовали свойства данного материала и дети наглядно увидели, что представляла собой экологическая ткань, пронаблюдали её свойства.
Работа на этих этапах проекта велась больше трёх месяцев. Они узнали новое понятие «эко-стиль», создали коллекцию, которая получила на конкурсе Гран-при и 1 место в школе, газета получила 3 место, научно-практические конференции разных уровней принесли участникам дипломы победителей и призёров. Но самое главное – они поняли сами и старались донести до других, что внедрение эко-стиля в жизнь не возврат назад, а уверенный шаг вперёд; что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Обратились к слушателям с призывами: «Не позволяй себе засорять окружающую среду, а еще посади дерево, и лучше не одно!», «Любите себя и окружающую Вас природу!»
А для меня самой, как автора такого долгого и трудного проекта, наградой стали слова, начертанные самими ребятами на доске после одного из этапов работы: «Наш девиз: «Чистое сердце – чистая планета!».
А весна 2015 года снова позвала нас на аллею «Первоклассников». В начале мая я провела родительское собрание «Моя родословная. Семейное древо….». (Приложение 5) на котором познакомила родителей с предложением ребят, которое стало финалом одного из классных часов: расширить нашу аллею и посадить на ней и «семейное» деревце (всей семьёй, как символ согласия и любви в семье).
Все дружно, вышли на данное мероприятие. Она стала родной. Работали два дня. Выходили все от мала до велика, привлекала сама идея: идея посадить «деревцо семьи». Первый день вышли часть участники проекта со своими саженцами: кто купил, кто выкопал дома, кто привёз с дачи. На втором этапе помощь в виде посадочного материала нам оказала глава территории Ершова Н.Е., за что мы ей очень благодарны! Вышли и жители домов, они посадили на своём участке 13 сосёнок. Благодаря общим усилиям мы пополнили нашу аллею 68 сосенками. И надо было видеть этот праздник! С горящими глазами семьи сажали «СВОЁ» деревцо, часто не одно. За стволик держался 3-5х летние малыши, мамы и школьники несут воду, папы копают лунки. А некоторые семьи были с малышами колясочниками. Пришли семьи, в составе которых были бабушки и дедушки, которые специально приехали для этого из города Кемерово и других деревень. Жительница соседнего дома подошла и предложила побелить стволики наших молодых посадок. И было приятно и … радостно. Все улыбались, смеялись, помогали друг другу, прикрепляли надписи на свои деревца, общались как близкие и добрые друзья, фотографировались, а потом дружно закрепили указатель с названием аллеи и указанием даты и инициаторов её рождения! Чтобы её название было в памяти не только участников проекта, но и в истории села. А в этом году, нашему селу 400 лет!
Так закончились два учебных года, два года моего проекта. В начале июня мы провели семейный праздник на природе «Делать людям хорошее – хорошеть самому». Пришли на него более 51 человек. Здесь мы подвели итог нашей деятельности за это время, поблагодарили друг друга за поддержку и терпение, за творчество и настойчивость, за любовь и тепло. Мы пообщались с природой и друг другом, на практике поучились быть у гостях у леса и, как завершать пикник правильно, без вреда природе. Это был большой урок ЭКОЛОГИИ ДУШИ!
А летом, собираясь по цепочке, мы неоднократно выходили на нашу аллею, поливали наши саженцы, пропалывали и выкашивали сорные травы. В школьном летнем лагере, мои проектанты уже сами искали себе добрые дела. И когда ребята вышли на прополку клумб в парке «Победы», то на недоумевающий вопрос кого-то из взрослых: «А это разве школьное?» последовал ответ: «Кто, если не мы? Когда, если не сейчас?!».
И в этом я вижу не только смысл лета, но и СМЫСЛ ЖИЗНИ!
Перспективы продолжения проектаА я мечтаю: Чтобы мои дети, став старше, на уроках технологии или уходя из школы, сделали скамеечки, для отдыха на НАШЕЙ аллее.
А ещё хотелось бы, чтобы стало традицией: каждый набор первоклассников посадит несколько деревьев или сделать какое-то другое важное дело для родного села, как память о своём вхождении в мир взрослой жизни. Насколько краше и благоустроеннее будет наше любимое Ягуново, наш родной Кемеровский район….
ЗаключениеОгромной значимостью данного проекта «От экологии души, до экологии Вселенной» является то, что удалось привлечь старшее поколение молодых людей (в основном дети 90-х годов) к облагораживанию села Ягуново и воспитанию подрастающего поколения.
Реализуя данный проект, мы помогаем себе и окружающим понять, что в любом возрасте можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, школе, селе и даже в себе. Проект  помог детям и взрослым проявить себя, обрести уверенность в своих силах по благоустройству родного села, что очень важно для развития села. 
 Заложены ростки в сознании детей понятия: «Кто, если не мы? Когда, если не сейчас».
Проект способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы; позволяет развивать творческое мышление школьников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения,  нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Проводимые в рамках проекта мероприятия выполнили ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Данный проект научил моих малышей работать над практико-ориентированными проектами, результатами которых стали: «Гран-при», 1 место за коллекцию и 3 место за газету эскизов в школе, 1 и 2 места в районном конкурсах Театров и Студий моды, 3 место на городской НПК «Первые шаги в науку», 2 место на областном конкурсе «Диалог», 1 место на районной научно-практической конференции обучающихся «Мир открытий» и 2 первых места на школьной НПК «Мы – дети XXI века, Диплом и медаль победителя Международного конкурса «Край, в котором мы живём».
Результатом проведённых мероприятий стали: чистые сквер и парка общего пользования, чистота школьного стадиона и берега местного водоёма, где любят отдыхать и рыбачить не только жителя села Ягуново, но и гости из города Кемерово; возле дома №5 впервые разбита клумба, наши посадки насчитывают 122 молодых деревца, которые заменили собой неухоженные заросли сорняка, облагородили въезд в село Ягуново, очищают воздух от выбросов местной котельной, стали символом семейной дружбы, семейного единения, итог общего дела взрослых и детей.
По-моему мнению, воспитательное значение данного проекта, трудно переоценить. Ведь уже с уверенностью можно сказать, что заложена не только аллея, а нечто большее посеяно в души детей и взрослых. Это первые семена люби к малой родине и желания участвовать в её украшении, вносить лепту в её развитие. Не говорить о любви, а делать! Это ли не первые ростки патриотизма и желания творить добро.
Мы придём сюда после выпускного бала в 2024 году встречать зарю. Зарю новой взрослой жизни, в которую вошли в сентябре 2013 года, когда сделали первые ВЗРОСЛЫЕ шаги не только в мир науки, но и в мир СОЗИДАНИЯ и воспитания своего сердца. Ведь так важно уметь: «Жить, отвечая за всё!» И тогда мы придём от экологии души, до экологии Вселенной. И пусть эти слова, станут их жизненным кредо. Вырастут деревья на аллее и вырастут достойные люди нашей Родины.
Очень хочется, что бы аллея «Первоклассников» радовала ягуновцев и моих участников проекта в частности. Ведь именно она, дала им первые азы участия в больших делах малой родины. И куда бы они не уехали, где бы ни жили, а въезжая в село, они будут чувствовать свою сопричастность с ним.
Список литературы и используемых источниковВикипедия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/
Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Т. А. Демина. – М: Аспект Пресс, 2000-143с.
Игнатьев, В. Клондайк на помойке. Как заработать на вторсырье [Текст] / В. Игнатьев. – М.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2004. – 159 с.
История возникновения экостиля [Электронный ресурс] http://subscribe.ru/group/prekrasnyij-dom-ili-master-nelomaster/2468904/
История возникновения экомоды [Электронный ресурс] //http://vk.com/page-51417169_44535965.
Карнаухин, Д. Получение бумаги в домашних условиях [Электронный ресурс]/ Д. Карнаухин, Н. Гусев, С. Зурова, Д. Валиева// http://www.prog132007.narod.ru/Issl_rab/Bumaga.htm.
Рачек,М. Влияние человека на окружающую среду[Электронный ресурс] http://www.library.alexandrov.ru/index.php?catid=46
Социальный проект «Моё село – моя забота» [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/30/sotsialnyy-proekt-moe-selo-moya-zabota
Филин, В.А. Видеоэкология [Текст] /В. А. Филин. – М.: ТАСС-РЕКЛАМА, 1997.Что такое «Экостиль»? [Электронный ресурс] // http://tkalez.com/harmonia-krasoti/chto-takoe-ekostil Экологический девиз [Электронный ресурс] //http://devizy.my1.ru/news/ehkologicheskij_deviz/2013-05-18-43. Экоэксперт. [Электронный ресурс] // info@ecoekspert.ru