Конспект урока по химии на тему Железо (к презентации по теме Железо)


Конспект урока.
Железо. Лабораторная работа №1 Определение солей железа
Цель урока: обеспечить формирование знаний о свойствах простого вещества железо и образованных им сложных веществ в зависимости от его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Задачи:
а) образовательная: обеспечить формирование знаний о свойствах железа и его соединений в зависимости от его местоположения в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева, ознакомить учащихся комплексными соединениями: красная и желтая кровяная соль, вспомнить ранее изученный материал о строении атома, электронно-графической формуле атома, ионные и ОВ реакции.
б) развивающая: продолжить работу по формированию умения самостоятельной работы, умения работать с различными источниками, умение делать выводы, умение правильно делать выводы, умение задавать вопросы и отвечать на них, умения проводить химические опыты.
в) воспитательная: формирование собственных взглядов и убеждений; формирование патриотизма.
Тип урока: урок изучение нового материала, с использованием исследовательской деятельности ученика. Метод исследования – практическая деятельность.
Методы: наглядный, словесный, проблемное изложение материала, коллективное обсуждение результатов самостоятельной деятельности, практический, частично-поисковый.
Форма урока: урок – практикум.
Средства: учебник, набор горных пород, набор сплавов, химическая посуда (штатив с лапкой, настольный пробиркодержатель, стеклянные трубочки, чашечка Петри, нож канцелярский, вата, химический стакан), набор реактивов (соли железа: хлорид железа (11) и хлорид железа (111), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия, гидроксид натрия), мультимедийное оборудование, компьютер, колонки.Принципы обучения: доступность, научность, творчество, системность, последовательность.
Ход урока:
Организационный момент – 1 минута
Изучение нового материала –36 минут
Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия) – 5 минут
Домашняя работа на следующий урок – 2 минуты
Организованное завершение урока – 1 минута
План изучения нового материала:
Положение в периодической системе.
Нахождение в природе и значение.
Физические и химические свойства.
Соединения железа. На данном этапе проводится лабораторная работа.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь! На прошлом уроке мы с вами повторили и обобщили материал по химическим свойствам металлов первой, второй и третей группы главных подгрупп. А сегодня рассмотрим металл побочной группы. Что это за элемент вы можете догадаться сами, ведь про него вы слышали следующее:
(источник : Read more at: http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-pro-zhelezo/Отсутствуют примеси, поэтому оно является достаточно пластичным металлом.
Магнитными свойствами обладает и теряет это свойство в нагретом виде.
В организме человека обеспечивает процессы газообмена.
«С неба» попало в руки первому человеку.
На Луне было обнаружено в свободном виде.
В Америке в военные годы заставляли обогащать муку для военных.
Первые изделия из металла были найдены во II-III вв. до н.э. в Месопотамии.
По разведанным запасам этой руды Россия занимает 1 место в мире.
Используется для получения чугуна и стали.

Ученики. Этот элемент называется – железо.
Слайд №2
Учитель. Правильно. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Железо».
В учебниках вы можете открыть страницу 63 параграф 14.
Как вы бы сформировали цель нашего урока?
Ученики. Выявить свойства простого вещества железо и образованных им сложных веществ в зависимости от его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель. Правильно. Изучать данный металл мы будем уже по известному для вас плану.
Слайд №3
Положение в периодической системе.
Нахождение в природе и значение.
Физические и химические свойства.
Соединения железа. На данном этапе проводится лабораторная работа.
Слайд №4
Для начала рассмотрим положение металла в периодической системе. Используя таблицу Д.И. Менделевия на доске отразить электронно-графическое строение атома и ответить на вопрос: «Какую валентность проявляет железо? Какие степени окисления может проявлять железо в химических реакциях?»
Ученик. Элемент расположен в 4 периоде, 8 побочной группе, порядковый номер 26.
+26Fe 2e,8e, 14e,2e.
+26Fe 1s2/2s22p6/3s23p63d6/4s2
Валентность железа может быть равна 11 или 111, в химических реакциях степень окисления может быть равна +2 или +3, при этом железо является восстановителем и в химических реакциях окисляется.
Учитель. Правильно. Запишите в тетради.
Рассмотрим нахождение железа в природе. Слайд №5
Основные горные породы в которых содержится железо. Слайд №6. Заодно показываем коллекцию горных пород ( лимонит и гематит часто встречаются в коллекциях горных пород)
Содержание железа в продуктах питания. Слайд №7.
Количественное содержание железа в продуктах питания. Слайд №8.
Данные значения вы можете легко найти в интернете. Это вы должны знать потому что железо входит в состав гемоглобина, лейкоцитов и ферментов (можно кратко спросить учеников об значении). Суточная норма железа составляет 10 мг у взрослого человека и 5-10 мг у детей.
Но в мире есть еще один очень знаменитый объект, связанный с железом. О чем идет речь?
Ученик. Возможно ученики скажут о нержавеющем железном столбе, который находится в Азии.
Учитель. Куттубова колонна, (Столб Индры), Индия, высота 7 м., диаметр – 0.5 м., вес – 6 тон, возраст более 16 веков. По мнению ученых сделана колонна из метеоритного железа, а такое железо очень слабо подвержено к коррозии. Точных данных, кто и когда смог сделать этот артефакт нет.
Слайд №9
Какими же физическими свойствами обладает атом железа. Слайд №11.
Задание: используя учебник расскажите о физических свойствах.
Ученик. Железо серебристо-белый металл с металлическим блеском, t пл. = 15390, t кип = 27500, пластичен, проводит тепло и электричество, способен к намагничиванию
Учитель. Правильно. Запишите температуру кипения, все остальное есть в учебнике.
Рассмотрим химические свойства. Слайд № 11 – 16
После просмотра видеофрагмента ученики решают уравнения около доски.
Ученик.





Учитель. На основе записанных уравнений на доске можно прийти к следующим выводам:
Слайд №17
1 простое вещество железо взаимодействует с простыми веществами - неметаллами;
2 простое вещество железо взаимодействует со сложными веществами.
3 в этих реакциях железо является восстановителем (исключение реакция с солями менее активных металлов)
А в каких случаях железо будет проявлять степень окисления +2 и +3.
В этом поможет разобраться представленная схема. Слайд №18.
Ученик. При взаимодействии железа с слабыми окислителями степень окисления железа меняется от 0 до +2, при взаимодействии с сильными – от 0 до +3.С кислородом +2 и +3, так как образуется смешанный оксид.
Учитель. Правильно. Как вы видите при данных реакциях образуются соединения железа относящиеся к разным классам. Слайд № 19.
При этом два соединения амфотерны. Слайд №20.
Кроме оксидов и гидроксидов известны и другие соединения железа, относящиеся к классу солей. При этом существуют способы, с помощью которых можно определить ионы железа (и других элементов) в растворе, так называемые качественные реакции. Слайд № 21
В тетради запишите:
Лабораторная работа 1
Определение солей железа.
Цель: выявить качественные реакции на соли железа +2 и +3.
Для выполнения работы вам необходимо прочитать параграф № 14 на стр.66. Выявить соединения для определения солей железа +2 и +3.
И так определите вещества необходимые для реакций.
Ученик. Реактивами для качественных реакций на ионы железа +2 и +3 являются красная кровяная соль, желтая кровяная соль и роданид калия.
Учитель. Правильно. Соединения такого типа вам еще не знакомы. Это особая группа солей, которые называются комплексными. С ними вы познакомитесь в старших классах. Пока же вам нужно усвоить , как диссоциируют такие соли: (запись на доске). Уравнение диссоциации запишите в тетради.
Красная кровяная соль:
K3[Fe(CN)6] = 3K+ + [Fe(CN)6]3-
Желтая кровяная соль:
K4[Fe(CN)6] = 4K+ + [Fe(CN)6]4-
По ходу выполнения работы мы будем заполнять таблицу. Слайд №22.
При выполнении лабораторной работы вы должны соблюдать правила техники безопасности, а именно: без разрешения учителя не смешивать вещества, не пробовать их на вкус, в лапке штатива закрепляем пробирку так, чтобы она могла немного вращаться, смешивать жидкости в небольшом количестве.
Ученики вместе с учителем (указывает какие вещества смешивать) проводят лабораторную работу. При этом учитель показывает слайды № 23 и 24. Ученики заполняют таблицу.
Для расширения кругозора учеников мной был показан опыт «Химические порезы». Для этого за 2 часа до урока обработал кожу в локтевом суставе левой руки слабым раствором роданида калия. Во время показа опыта нанес на лезвие настоящего ножа (заранее притупленного) хлорид железа (111) и начал показывать что режу ножом кожу. На месте порезов появляется рана окрашенная красным цветом. Так же показываю опыт с появлением на чистом листе бумаги надписей после её обработки солью железа +2 или +3. Для этого за 2 часа до опыта на лист бумаги наношу записи желтой или красной кровяной солю.
Учитель. Кроме представленных соединений есть еще одно вещество, которое можно использовать для определения ионов железа в растворе. Что это за соединение определите сами. Слайд № 25. Какое это соединение из представленных и почему вы так думаете?
Ученик. Это гидроксид натрия, так как только он дает осадок с раствором хлорида железа (11) и (111). При взаимодействии с хлоридом натрия и сульфатом натрия все полученные вещества растворяются в воде и реакция обратима.
Учитель. Правильно. Около доски записать уравнение ионного обмена хлорида железа (11) и хлорида (111) с гидроксидом натрия (два ученика).
Ученик. Запись на доске:
Первый ученик:
FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
Fe2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2
Второй ученик:
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
Учитель. Проводим реакцию солей железа с гидроксидом натрия. Результаты заносим в таблицу. Слайд №26.
Итак, мы познакомились с новой темой. Возникли ли у вас вопросы по данной теме. (Если есть, то отвечаем, вносим ясность).
А теперь кратко вспомним все то, что изучили. (В виде фронтальной беседы, должен высказаться каждый ученик).
Ученик. На уроке мы выяснили положение железа в периодической системе химических элементов, особенности строения атома, отметили где металл встречается в природе, каково его значение, познакомились с физическими и химическими свойствами.
На этом этапе ответа учитель просит выполнить задание по слайду № 27.
Выявили реактивы для определения ионов железа в растворе.
Учитель. Записываем домашнюю работу. Параграф 14, прочитать, выучить химические свойства железа, вопросы 4 – 7 выполнить письменно. (Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке)
Учитель. Спасибо за урок. Можете идти на перемену.
Источники информации.
http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-pro-zhelezo/http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/bvvedenieb/razvitie-geograficheskih-znaniy-o-zemle?seconds=0&chapter_id=5119&book_id=74http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa8063ff-518b-465f-aff1-0a376b7250e2/8_25.swfПрезентация.Учительский портал. Работу выполнили: Учителя химии ГБОУ СОШ № 1465 имени Н.Г.Кузнецова Попова Светлана Анатольевна и ГБОУ СОШ № 880 Гершановская Евгения Владимировна, Город Москва.
https://ru.wikipedia.orghttps://www.google.ru/search
www.epochtimes.ruЛист ученической тетради.
Железо.
+26Fe 2e,8e, 14e,2e.
+26Fe 1s2/2s22p6/3s23p63d6/4s2
Валентность: 11 и 111, степень окисления +2 и +3
t кип = 27500
Химические свойства:






Лабораторная работа 1
Определение солей железа.
Цель: выявить качественные реакции на соли железа +2 и +3.
Красная кровяная соль:
K3[Fe(CN)6] = 3K+ + [Fe(CN)6]3-
Желтая кровяная соль:
K4[Fe(CN)6] = 4K+ + [Fe(CN)6]4-
Вещества Fe+2 Fe+3
Красная кровяная соль Зеленоватый Красный
Желтая кровяная соль Синий Синий
Роданид калия Красный Красный
Гидроксид натрия Темно-зеленый Коричневый
FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
Fe2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3