Урок русского языка на тему Анализ текста. По рассказу В.Астафьева Далекая и близкая сказка (11 класс)


Урок русского языка на тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»
ФИО учителя – Бутуханова Регина Владимировна
Предмет – русский язык
Класс –11
Технология – РКМЧП
Форма работы – групповая
УМК – Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.
Задачи урока:
обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;
развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;
воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.
Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский
Технология - РКМЧП
Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» В. А. Астафьева, запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о В.П. Астафьеве.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».
Л.Н. Толстой.
- Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел «единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т.д.)- На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писателя 20 века и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?
- Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.
Чтение с остановками
1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого ________________________________________________________________________
что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -
_____________________________________________________________________
(19 ) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды
_____________________________________________________________________________
в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
_______________________________________________________________________
После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.
Вторая часть после текста.
- Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!
Душевная боль и сила, вложенные в него автором, способны целые века питать людей энергией чувств.
«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т.д.)
Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.
- Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?
Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.
- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.
О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.
С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.
Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.
Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.
1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?
Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?
- Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.
2. Какого типа речи текст?
3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?- Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.
Работа в группах
Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».
1 группа
Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т.д.);
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т.д.;
- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.
Для чего автор использует эти лексические средства?
2 группа
Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т.д.)
Для чего автор использует эти морфологические средства?
3 группа
Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т.д.)Для чего автор использует эти синтаксические средства?
4 группа
Языковые средства выразительности в тексте.Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?
Выступление групп
- Какова позиция автора?
- Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.
- В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.
- Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…
- Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? ( Музыка и родина).Какое слово более значимо, более важно для писателя?- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».( Что такое родина для человека?)- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».( Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)
Проблемы, поднимаемые в тексте:
- любовь к родине (Что значит родина для человека?)
- войны и мира (Как меняется человек на войне?)
- влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)
- Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.
На слайде
- Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.
Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.
«Цель музыки – трогать сердца».  Иоганн Себастьян Бах   
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон
Читаем, слушаем, анализируем.
Итоги урока.
- Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ В.П. Астафьева? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.
- Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.